Гамлет. Коллаж

Анна Акчурина
Гамлет/Коллаж               
               
                "...Широк человек. Я бы сузил" Ф.М.Достоевский.


21 декабря, в московском "Театре Наций" состоялась премьера моноспектакля "Гамлет | Коллаж" в постановке  режиссера с мировым именем, известного своими нестандартными проектами,  –  Робера Лепажа. Постановка отличается необычностью решения,  и создана специально для актера Евгения Миронова, который и воплощает   образы всех персонажей в этой действительно неожиданной версии пьесы.  Стоит отметить органичность и простоту сценического языка Миронова, виртуозность, с какой сделана эта работа.
Это действительно абсолютно новаторский спектакль, в котором глубокое исследование закоулков исковерканной человеческой души соединено со сценическим решением, ломающим все стереотипы традиционного сценического пространства: нет  больше сцены-коробки, а пространство теряет свои физические свойства - так же, как сознание свободно от  законов гравитации. То есть, то, что  представлено зрителю - тот куб со срезанной фронтальной частью, подвешенный и ежеминутно трансформирующийся в черном пространстве, куб, в котором выделывают сальто затравленные тени образов бессмертной пьесы – есть метафора коробки человеческого  мозга, подвала подсознания, раздробленного и пытающегося осознать себя – в обстановке мрачного тотального контроля и давления государственной машины. И еще  это исследование бесконечного превращения пластичного и потерявшего целостность  человеческого «я», наделенного жаждой творчества  и познания мира.
«Подгнило что-то в Датском  государстве». Вселенная-корабль дала крен и крысиная возня не отодвинет  финала. «Гамлет» – пьеса апокалипсиса: в отдельно взятой стране, в отдельно взятой душе. Момент истины в том,  способен ли ты «оказать  сопротивленье» - или предпочтешь «сон», «смерть» бездействия.  Собственно, это пьеса о свободе, о внутренней свободе человека, который может искать правду, даже пребывая в состоянии зверя, загнанного в угол, когда ничто не напоминает в нем «венец вселенной»: «Заключите меня в скорлупу ореха, и я буду чувствовать себя повелителем бесконечности»…
«Дания – тюрьма»… В интерпретации Лепажа  Гамлет действительно заперт в глухой камере, замотан в кокон смирительной рубахи. Но, как и его сознание, стены его «тюрьмы»  подвержены трансформации и превращениям. Они, эти стены, то непроницаемы, то состоят  из множества плазменных экранов, на которых проецируются  дворцовые покои, омут, в котором тонет Офелия, и космос, в котором движение небесных тел на первый взгляд представляется хаосом, однако по существу исполнено порядка и высшего замысла.   Планшет сцены кренится под  углом в 30 градусов, пространство куба переворачиваются вверх-тормашками,  с ног на голову, в стенах внезапно распахиваются и захлопываются тяжелые люки, ведущие во мрак, из которого один за другим появляются участники трагедии. Пространство  чудовищного куба полно  ловушек – настоящий лабиринт Минотавра; оно так же жутко, как «Колодец и маятник» Эдгара По - хотя язык спектакля – язык высоких технологий - безжалостно возвращает нас к современным реалиям. 
 Вся рабочая конструкция – движущийся на станке куб с встроенной в него аппаратурой, окруженный техническими приспособлениями (видиопроекторами,  датчиками, тепловыми и инфракрасными камерами) - сделана  специалистами театра Робера Лепажа  «Ex Machina»  в Квебек-Сити. «В театре Лепажа чудо неотделимо от высоких технологий»: на предварительных репетициях в Квебеке вся эта космическая система  была отлажена и  выверена  до йоты, а действие рассчитано по секундам, чтобы  конструкция не дала сбой в самый ответственный момент, когда актер окажется один на один с пространством, разверзшимся у него под ногами. Именно так. Ведь в этом спектакле Миронову приходится быть эквилибристом в  прямом смысле слова и его жизнь  зависит от того,  насколько надежно  собрана вся  конструкция в целом и его личное снаряжение в частности: система страховочных ремней, затворы карабинов, полетный пояс. Всю эту амуницию проверяет каскадер Владимир Малюгин, страхующий Евгения  в течение всего действия : высота не терпит небрежности. Однако, если вспомнить известный полет на параплане во время съемок «Идиота»,  для Евгения Витальевича это - обычная рабочая задача. И границы сценического действия, опрокинутые и упраздненные в творческом эксперименте, для Миронова - норма.
Вот что говорит о своем эксперименте Робер Лепаж:
- В XVI–XVII веках итальянцы разработали макет театра (высота, глубина сценической коробки, авансцена и т.д.), и с тех пор ничего не менялось. У меня нет претензий создать новый тип сцены, но я подумал: «Можно ли создать новое пространство, которое плюс ко всему современно? У нас есть интернет, люди выходят в космос, мы конкурируем с ТВ. Так нельзя ли использовать технические средства, которые нам предоставляет XXI век, например, видео, или — гравитацию – и  отсутствие ее  - как новый тип искусства?» Этот куб и есть результат моих раздумий по поводу того, можно ли изменить базовые отправные точки и как это сделать.

Идея использования в сценическом пространстве высоты, как  средства пластического рисунка роли, идея значимости этого параметра в семантическом языке  драматургии спектакля - действительно работает.
— Конечно, я очень много взял у цирка. И для меня важно использовать магию и каким-то образом воздействовать на драматургическую составляющую спектакля. В «Цирке дю солей» — а я там много работал — спектакль видят  вертикально, видят его вертикальное сечение. Цирк сохранил вертикальную структуру, которую потерял театр, особенно с появлением кинематографа. В то время, как до кинематографа важно было сечение именно вертикальное: был человек, над человеком — небеса, под человеком — ад. И сам человек был неким подвешенным созданием, который должен был пойти туда или туда. А я считаю, что театр это потерял и стал менее интересным. Вот я попытался возобновить это, хотя не знаю, насколько мне удалось. Я вообще считаю, что есть человеческий уровень, есть уровень чего-то божественного, воздушного, и есть уровень пресмыкающихся, которые ниже.
По собственному выражению Лепажа, он   предпочитает классическому театру - «пьесы в более радикальном стиле. Это помогает затронуть нерв вашего сегодняшнего существования.»
Ну а по мысли Шекспира театр может быть не только зрелищем, но и способом познания реальности. Используя театральное действо – «мышеловку» - Гамлет ставит  эксперимент над королем – и добивается правды. Но это открытие требует от него ответного действия, выбора – «быть или не быть». И тогда в жизнь вступает новая логика, приводящая героя к концу. Лепаж  поставил  спектакль о безумии – мнимом и истинном. О том, что, начав с хитроумной игры, в условиях тотальной слежки, герой постепенно «сходит с катушек» и оказывается не в силах противостоять своим внутренним демонам. Таким образом, действительность, перефразируя строки Пастернака,
« это Рим, который 
Взамен турусов и колес,
Не читки требует с актера,
А полной гибели всерьез.»

Спустя столетия та же идея и тот же дух трагедии проступят в романе Кафки «Замок», где будет препарирован феномен противостояния человека – и тоталитарной государственной машины. А Достоевский будет исследовать иррациональную природу зла в человеке и проблему свободы выбора, которая так же требует от человека всего мужества, на какое только способно человеческое сердце.
А что же Шекспир?.. Он задает свои ключевые вопросы,- но оставляет финал открытым. Разве не так же происходит в жизни.

...
В заключение добавлю, что нынешний театральный сезон в  Театре Наций проходит под знаком юбилея : в 2014 году исполняется 450 лет со дня рождения великого английского драматурга. Спектакль «Гамлет/Коллаж» -  неожиданная интерпретация многогранной пьесы, имеющей не одно двойное дно. Постановка в Театре Наций - еще один  опыт исследования сущности человеческой природы.
По стечению обстоятельств, день рождения Робера Лепажа совпал с последними репетициями спектакля в Москве, куда он привез свое детище, чтобы представить его публике. В целом период работы над "Гамлетом" длился почти год. Безусловно, спектакль состоялся благодаря креативному  сотворчеству двух неординарных личностей и был бы невозможен, если бы Лепаж не нашел своего Гамлета в лице Евгения Миронова. Без него технический шедевр  канадского  "испытателя" остался бы грудой металла, начиненной дорогой техникой, но лишенной жизни.
24 декабря 2013 г.

....
статья для журнала "Талант"№11, 2014 г.

..
P.S. В 2014 году   Театр Наций представлен в 9 номинациях на премию "Золотая Маска".В том числе в номинациях представлены: спектакль "Гамлет | Коллаж" как лучший спектакль большой формы, лучшая мужская роль (Евгений Миронов), лучшая работа режиссера (Робер Лепаж), лучшая работа художника (Карл Фийон), и художника по костюмам (Франсуа Сен-Обен).
1.12.2014  Театр Наций стал лауреатом в номинации "Лучший спектакль" сезона - за спектакль Робера Лепажа ГАМЛЕТ | КОЛЛАЖ, получив премию  "Звезда Театрала".