Художник Александр Федотов

Анна Акчурина
О высшей реальности, назначении  искусства в контексте исканий А. С. Федотова.



                "Живопись - путешествие в священную гавань" Джотто.

                «…лица необщим выраженьем» Е.Баратынский.

Искусство многообразно по существу своему.
Сегодня массовым зрителем востребован  так называемый фотографический гиперреализм – а точнее, фотонатурализм. Современник зациклен на 3Д, на имитации иллюзии реальности. Таким образом, живопись низведена в разряд массовой культуры.  Трюкачество иллюзорного жизнеподобия кажется обывателю пределом чуда. Однако "точность еще не правда", как заметил Анри Матисс. Не зря великие художники предупреждали нас, что искусство – не есть слепое копирование натуры, что  иллюзорность далеко отстоит от задач художественности и от высших целей искусства, которые состоят в правде, в поиске сути изображаемого и, в конечном счете, его связи с высшим и вечным. То есть, по существу, искусство призвано говорить нам о Творце. Как видимое призвано свидетельствовать нам о невидимом. Назначение искусства – отнюдь не развлекать состоятельного обывателя, щекотать тщеславие пресыщенной толпы. Назначение искусства - служить познанию онтологических сущностей, и никак не меньше.
Что же касается столь востребованной, столь искомой  "реалистичности"...Но реальность не исчерпывается очевидным, как не является  и прямой проекцией объекта  на плоскость. Подлинный смысл  факта, его реальность, как и  реальность физического явления, как и реальность духовная - зачастую недоступны для нашего осмысления  и не укладываются в вульгарную трактовку бытовизма или фотографическую  имитацию жизнеподобия в искусстве. Все это лишь обманка... А суть явления остается за кадром. Но без нее нет приближения к тайне исследуемого. За самыми простыми вещами стоит нечто большее. Вот эту-то сверхреальность ухватить, понять, воплотить дано  единицам... Вот о чем идет речь, когда мы говорим о правде...
Упрощенные, прямолинейные трактовки далеки от подлинной сути предмета, к какой бы области ни принадлежал этот предмет. Но чтобы понимать это, нужен дар рассуждения и опыт, и очищенный разум. Это верно как для духовной жизни, так и для искусства.
По убеждению Леонардо да Винчи, "Где дух не водит рукой художника, там нет искусства".
… Этому не противоречат и высказывания художников  о сути своего труда: «…Теперь я знаю, как должен художник относиться к природе. Не копировать ее, не подражать, а настойчиво искать в ней характерное, не задумываясь даже перед изменением видимого, если этого требует мой художественный замысел, моя волевая эмоция» - Петр Кончаловский. "Раз  искусство  не  забава и не развлечение,  а способ  ясновидения, способ  высшей  беседы  с  природой,  то  в нём должна  быть  змеиная мудрость ремесла, прежде  всего, должна  быть  борьба  до  последних  возможностей - за  выразительность  и  ясность  образа..." Кузьма Петров-Водкин.
Таким образом тайна искусства - в личности художника, в его духе, и в свободе, которая служит высшим мотивам ремесла.

Вот эта свобода, этот поиск стержня, эта трансформация реальности в обобщенный сверхобраз, даже архетип, если хотите, - и отличает крупных мыслителей,  способных подняться на новые ступени видения бытия. Это верно как для живописи, так и для литературы, музыки, для любого вида творчества. Подняться над бытовым, сиюминутным, страстным, случайным. Преодолеть в себе преходящее. Это как выйти в открытый космос, преодолев закон тяготения. У нас два пути, противоположных. Человеческая деятельность (и искусство по преимуществу) может быть отдана праху, суете – а может оказаться свидетельством этой высшей правды о нас. Таково целеполагание. Выбор же пути – за нами. А цели можно служить по-разному, иногда даже «методом от противного» - как, например, немецкие экспрессионисты - доводя до предела картину апостасии, тупика безверия – чтобы зрячий, содрогнувшись, сделал выводы: через ожог, через бездны падения придя к необходимости правды и воссоздания в себе человека. Тем более созидательной, целящей силой  обладает -  нравственное, цельное искусство. Однако и здесь  путь созерцания -  путь исключительный. Это удел духовидцев, редких цельных душ. Таков Тютчев – в поэзии, Кузьма Петров-Водкин – в изобразительном искусстве, Бах – в музыке...

Именно в этом плане работает и  художник Александр Федотов. Между мирами, в очищенном эфире произрастают его древеса. Любое его полотно - щемящая песнь родине, которая, как  сказание о невидимом граде Китеже – подводит нас к России метафизической. Это как память об  утраченном рае. Как младенческие воспоминания о том блаженном времени, когда «деревья были большими»… Думаю, острее всего эти Федотовские образы-символы воспринимаются теми, кто утратил родину, оказавшись в эмиграции. Картины его, негромкие, сосредоточенные в своем созерцании, предельно очищены от всего случайного. Таинственные, как детские впечатления о промельке света в кружеве теней меж ветвей яблони за окном - на грани сна и пробуждения. Цельность его образов несет не только художественную, но и духовную составляющую. Каким образом это происходит – Бог весть! В этом – тайна художника. От его безмолвного снегопада звенит в ушах, немота его небес - словно мембрана - вибрирует предощущением встречи с чем-то огромным. И не достичь этого никакими техническими средствами. Душой только. Словом, тайна Федотова не открывается исследованием под лупой химического состава пигмента… Свечение -  какими средствами можно его передать?.. - вот и я не знаю. А ведь светится: и окно одинокого дома в рязанских сумерках, и тополя, изнутри источая медовое закатное марево. Посмотришь вблизи – холст, шершавая охра, крон желтый, ФЦ изумрудная… А свет-то откуда?
Такая же нематериальная тайна  сквозит в картинах его старшего современника – художника Виктора Попкова, в плотных и осязаемых полотнах Николая Крымова, Архипа Куинджи, в живописи Уильяма Тёрнера и духоносных фресках Феофана Грека.  По обыкновению своему ищу этому явлению аналогии - и  на память приходит учение  о нетварном свете Григория Паламы. Конечно, мы не проводим тут прямых аналогий с  сакральным понятием Божественного Света: все видимое – лишь образ, лишь условное подобие высшего. Но тайна света – очищающего, кроткого, непостижимого -  в картинах  Федотова очевидна и требует упоминания.
Если говорить о живописи Александра Федотова как таковой, о его художественном почерке, то нужно отметить вот что: полотна его сделаны отменно-тонко, технически виртуозно. Им свойственен предельный минимализм, сближающий их с иероглифической точностью Японии, суровая аскеза и вместе - утонченность   колористического строя, отточенная и изысканная композиция, балансирующая между равновесием и динамикой, что вновь позволяет провести аналогии с традицией средневекового искусства дальнего востока. Что характерно: язык Александра Федотова подчас напоминает лучшие образцы пейзажно-декоративных композиций Густава Климта – но при этом в них нет ни йоты декаданса, манерности, ни тени чрезмерности и каприза, каковой грешил Климт. Метод Федотова чист, строг и целен, парадоксальным образом сочетает в себе спонтанность - и упорядоченность линий и плоскостей; простоту - и непредсказуемость решения плоскости. Арабеск – и монументальная ясность, графичность - и утонченный колорит – вот язык художника. Композиционная острота, сложно организованная ритмическая составляющая его полотен и при этом большая цельность сразу выделяет их в любой экспозици. Они такие очень уединенные. Узнаваемые. Как узнаваем Врубель, Сезанн. Я бы выделила в его творчестве  несколько направлений… Условно обозначу их так:
1. Метафизический пейзаж России. Картины-символы, в которых велика метафизическая составляющая без какой бы то ни  было ложной «мистики»: " Снег идет" (2005г.), «Слобода» (2005 г.), «Ворота» (1989г.), «Возвращение» (2002 г.), "Тишина" (2000 г.),  "Солнышко" (2010 г.)
2. Пейзаж, построенный на ритме пятен, в ряде случаев тяготеющий к ритмической абстракции, с ярким условным  языком образов и форм, не утративших узнаваемость  фигуративного мира: "Заснеженный лес" (2010г.) , «Яблоня» (2006 г.), «Сирень» (2001 г.), «Тишина. Вечер» (1995г.)
3. Эмоциональный щемящий пейзаж очищенных воспоминаний, теплый, ностальгический мир «родом из детства», узнаваемый и глубинно-близкий каждому. Картины: "Облако. Вечер"(1995г.), "Зима" (2000г.), "Май"(1995г.), "Последний луч"(1989г), «Осень. Ранний снег» (1995 г.)
4. Образно-интеллектуальные «партии», вызывающие ассоциации с Джорджо Моранди по культуре цветового строя, по центрично сфокусированной композиции. («Лодки»1994 г, «Весенний туман» (Памяти отца) 2005 г.,  " Мокрый снег" (2003г.)
5.Серия пейзажей на передачу состояния, по большей части закатных, «светящихся». Пейзажей, продолжающих традицию Крымова, Пластова, не ограниченных тонально–цветовой задачей, но опирающихся на образ изображаемого: «Вечер в деревне» (2003 г.), «Тополя у воды» (1997г.), «Май» (1995г.), "Туман"( 1998г.)

Как видите, понятие «образ» является ключевым для художественного  языка Александра Федотова: уж если  октябрь - то квинтэссенция золотой осени ( по определению художника Александра Туманова) А если древо – то Иггдрасиль, не иначе.
И излюбленные разнообразные фактуры  - являются для Федотова лишь средством лепки объекта: пастозные комья краски - вороха светящихся листьев, обреченных, предзимних. Или шершавая крупа  рваной изморози, какая бывает на стеклах заброшенных усадеб - "Иней",(1987г.) Тончайшие лессировки дальних планов в бесконечных мотивах Рюминской рощи Рязанской  губернии -  и точный контрапункт бликов и просветов между ветками, нанесенных мастихином - «Деревья. Парк» 2011 г. Нужно отметить еще одно свойство картин Александра Федотова: никакие репродукции не передают тончайшей нюансной гаммы оригиналов. Их необходимо видеть вживую. Тот случай, когда тайна очарования остается за кадром. Это к слову о наших попытках передать непередаваемое…

Остается добавить, что Александр Сергеевич Федотов родился в 1955 году в семье военного. Корнями – из Рязани. Закончил Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова у профессора  Дмитрия Константиновича Мочальского. С 1990 года — член Союза художников России. В 2005 году получил звание Заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан. Живет в Казани. Есть такой человек... в скудное наше время. 
Литургическое искусство, иконопись в том числе, призвано являть нам горнее - здесь, в веке сем. Однако нет-нет, а встречаются и в светском искусстве надмирные произведения, с неразрешимой тайной,  такие, как "Охотники на снегу" Брейгеля, или "Поклонение волхвов" Леонардо. Казалось бы: что такого?.. зимние деревья в снегу. Но через них мы переживаем катарсис. И прикасаемся вечности.

…Кто-то может быть посетует: нет людей на полотнах Александра Федотова. Но именно это делает их такими космичными. Самодостаточными, таинственными мирами. И еще… в отдельных его холстах (метафизическая Россия) незримое присутствие человека – созерцателя, печальника земли - ощутимо кожей. Он и современник твой – и над временем стоит, и вне времени, сердцем обнимая печальную эту землю…


7 мая 2014 г.
Журнал "Талант" № 14, июнь 2014
Работы художника: https://vk.com/akvarelyushakova?z=album-11617921_219546588
а так же на моей странице в Фейсбуке.
Одна работа тут: