Урок литературы в 5 классе... Тануркова О. В

Поэты Прозаики Приднестровья
Методическая разработка урока литературы в 5 классе.

(Тануркова О.В., учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории).


Проведение данного урока по технологии проектного обучения было выбрано не случайно. Работа над проектом предполагает создание таких педагогических ситуаций, которые позволяют каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы и предоставление возможности для самовыражения ученика. Например, в работе над данным проектом в классе организовались 4 группы.

В 1 группе, как выяснилось, были отличные ораторы, во 2 – ребята с наклонностями изобразительного искусства, в 3 – ученики, которые довольно-таки хорошо поют. Каждая из групп и проявила свои таланты. Безусловно, не все пели, рисовали, читали, некоторые ребята готовили задания для приложений, занимались созданием сборников стихотворений, отбором литературы.

В классе, выбранном для проведения проекта, в основном учатся ребята с хорошим уровнем подготовки. Пятиклассники владеют литературоведческими знаниями, умеют частично анализировать поэтический текст, находят художественные приемы в нем.

Приводимый ниже материал можно рассматривать как оформление одного из этапов работы над проектом – презентации проекта. Предшествующими были следующие этапы:

1. Разработка проектного задания, стадиями этого этапа являлись:

- выбор темы проекта

Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта. Учащиеся подбирают тему «Поэты Приднестровья о родине родной природе».

- выделение подтем в теме проекта.

Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Их у нас получилось 4, учащиеся решили показать в своих исследованиях природу родного края во времена года.

- формирование творческих групп.

Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности, они уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды.

- подготовка материалов к исследовательской работе: создание приложений, отбор литературы. Хочется отметить, что материала было найдено ребятами очень много. Совместно с учителем отобраны стихотворения, доступные восприятию пятиклассников.

Учитель принимает участие в разработке заданий.

- определение форм выражения итогов проектной деятельности.

Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результатов исследовательской деятельности, они предлагают создать сборники стихотворений, в которых описано Приднестровье во времена года.

2. Разработка проекта.

Учащиеся осуществляют поисковую деятельность, отбирают стихотворения.

3. Оформление результатов.

Учащиеся формируют сборники, определяют их названия: «Приднестровская весна», «Рыбница поэтическая», «Я в лето звон кое вступила», «Осень в Приднестровье». Каждая группа.

Например, группа, рассказывающая о рыбницких поэтах и их произведениях, решила исполнить песню «Рыбницкий вальс». А ребята, которые занимались поиском стихотворений о лете, определили себе роль чтецов стихотворений и художников, изобразивших в рисунках сюжет этих стихотворений, другие группы приготовили задание для своих одноклассников. Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

4. Презентация проекта, на которой учащиеся докладывают о результатах своей работы.


Тема урока: «Поэты Приднестровья о родине и родной природе».

Тебя я слышу, понимаю
Изволь и ты меня понять:

Эпиграф
Любовь свою к родному краю
Я никому не дам отнять.
Василий Маслов

Оформление: Фотографии с изображением природы нашего края в разные
времена года, иллюстрации к стихотворениям, выполненные
учениками, выставка книг поэтов и писателей
Приднестровья.

Цели проекта:

1. Познакомить учащихся с пейзажной лирикой
приднестровских поэтов и биографией некоторых из них.


2. Формировать и совершенствовать навыки анализа
стихотворения: акцентировать внимание на работе с
изобразительно-выразительными средствами (обнаружение их
в тексте и определение их роли в конкретном художественном
произведении).

3. Развивать логическое и образное мышление.

4. Учить замечать красоту природы, воспитывать любовь к

родине через любовь к природе.


Задачи проекта:

1. Научить учащихся самостоятельному поиску необходимой информации.
2. Научить учащихся работать индивидуально, в парах, в группах по теме проекта.
3. Научить учащихся обмениваться информацией, выражать свою точку зрения и обосновывать ее.

Звучит песня.

Слово учителя: Ребята, мы не случайно урок начинаем с этой многим известной в нашей республике песни, слова и музыку к которой написал наш земляк, житель села Попенки Александр Токарев.

А в Приднестровье сады, сады, сады, сады,
Ивы плакучие тихо задумались у воды.
А в Приднестровье поля, поля, поля,
Вечно живи в моем сердце, моя земля!

Тема нашего урока «Поэты Приднестровья о родине и родной природе».

У каждого из нас есть родина, и каждый из нас – часть природы. Какие чувства мы испытываем к родине? Как научиться понимать природу? На эти вопросы нам сегодня даст ответ поэзия. Хочу обратиться к эпиграфу к нашему уроку. Это слова приднестровского поэта Василия Маслова, в которых он обращается к берегу Днестра:

Тебя я слышу, понимаю,
Изволь и ты меня понять:
Любовь свою к родному краю
Я никому не дам отнять.

Так за что же мы любим и гордимся нашим краем? Мы это узнаем из ваших исследований.

Итак, познакомимся с результатами работы первой группы – «Приднестровская весна».

Ученики I группы представляют время года – весна, рассказывают о созданном ими сборнике стихотворений о весне приднестровских поэтов.

Помимо анализируемых во время урока стихотворений в него входят следующие:

Олег Юзифович «Марта лодочка»

Инна Ищук «Весна»

Николай Божко «Ожидание весны»

Василий Маслов «И вновь весна»

Галина Васютинская «Пробуждение»

Перед чтением стихотворения «Яблонь белый цвет» Василия Маслова одним из учеников I группы учитель предлагает учащимся класса ответить на вопросы, предварительно записанные на доске: «Какое настроение передает это стихотворение? Какие слова непосредственно передают это настроение?»

Яблонь белый цвет

Вверяясь жизни свежим силам,
По синеве днестровских вод
С попутным ветром быстрокрылым
Весна ладью свою ведет.

Теплом разбуженные клены
На встречу с юною весной
Пришли к реке толпой зеленой,
Обняв весь склон береговой.

А за спиной их, на прибрежье,
Как будто выйдя на парад,
В цветущей лаве белоснежной
Рядами яблони стоят.

Прослушав стихотворение, ученики отмечают, что в нем передается настроение радости, свежести, бодрости. Это подтверждают слова «свежим силам», «ветром быстрокрылым», «разбуженные клены», «войдя на парад», «цветущей лаве» и другие.

Другой ученик I группы читает стихотворение «Ранняя весна» Николая Божко, после чего ребята отвечают на вопрос учителя: «Какой показана ранняя весна в этом стихотворении?»

Ранняя весна

На холмах проталины, на холмах проплешины,
На реке промоины с черною водой,
Серыми туманами дали занавешены,
Налезает туча с черной бородой.

Развезло дороги, не свистят метели,
Белый снег чернеет, скоро ледоход,
И приходит оттепель, с крыш звенят капели,
Наступает время бурных вешних вод.

Затем, прослушав стихотворение Татьяны Мунтян «Весеннее», учащиеся класса отвечают на вопрос учителя «Какое чувство испытывает лирический герой?» и отмечают, что весна – это не только время слякоти, оттепели с «серыми туманами» и тучами «с черной бородой», но и время расцвета, счастья, радости.

Весеннее

А до пришествия весны
Всего осталось
Недели две, быть может, три …
Такая малость!

По слухам (верить или нет?)
Сегодня ночью
Был мартом прислан нам привет –
Пока заочный.

Ручей решился погулять
Для первой пробы.
Прошлепал и ушел опять
Поспать в сугробе.

Пока еще снега лежат
На лапах елей,
Но скоро и они сбежат
Весны капелью,

Ведь до пришествия весны
Всего осталось
Недели две, быть может, три …
Такая малость.

И как подтверждение этих слов пятиклассников звучит стихотворение Константина Жосан «Весна». Работа по нему проводится по приложению, которое находится на каждой парте.

(Вопросы, предлагаемые в приложении, составлены ребятами каждой группы самостоятельно и поэтому учителю целесообразно работать с учениками, не участвующими в подготовке задания).

Приложение № 1. Задание участников группы «Приднестровская весна».


Весна

В белой пене купаются скалы,
Зацветает волной абрикос,
И листочки хоть липки и малы,
Украшают прически берез.

Воздух легок и чист, как слезинка,
И пьянит ароматом цветов.
И звенит и дрожит, как былинка,
Лепесток под напором ветров.

Соки жизни под солнцем вскипают,
Яркой зеленью плещет весна!
Без любви ничего не бывает,
А ее нам весна принесла!


Вопросы

1. Почему в стихотворении так много глаголов?

2. Какой художественный прием использован автором в последнем стихе 1 строфы?

3. Какой художественный прием мы наблюдаем в 1 стихе 2 строфы?

4. Найдите олицетворения в 3 строфе?

5. Какой мы видим весну, благодаря большому количеству олицетворений?

6. Какой художественный прием на уровне синтаксиса представляют собой сложные предложения в 3 строфе?

2 группа поставила своей целью показать, как в стихотворениях приднестровских поэтов описывается лето. Ребятами был составлен сборник стихотворений «Я в лето звонкое вступила» на эту тему, куда вошли следующие произведения:

«По Днестру» Виктории Пилецкой («ЛП», 2001, с. 183)

«Рисует август…» Ольги Выхованец («ЛП». 2001 г)

«Лето. Утро. Рассветает» Николая Божко («ЛП», 2004 г. с. 114)

«Лето» Ольги Молчановой («ЛП», 2001, с. 116)

«Июнь» Олега Юзифовича («ЛП», 1999-2000 г., с. 204)

«Уходит лето» Бориса Крапчан («ЛП», 1999-2000 г, с. 94)

«Лето» Николая Кулик («ЛП», 2003 г., с. 113)

«Ах, какая трава высокая» Ольги Молчановой («ЛП», 2001 г., с. 118)

В этом же сборнике рассказывается о поэтах, чьи произведения напечатаны (информацию ребята нашли в сборниках «Литературного Приднестровья»). Ученики, которые входили в эту группу, приготовили иллюстрации к этим стихотворениях, выполненные красками, карандашами.

Учащиеся читают некоторые стихотворения, а «художники» комментируют свои рисунки.

Учитель: За летом следует осень, и мы ее тоже очень любим. А какой бывает осень? Ученики дают определение этого времени года и называют осень ранней, поздней, грустной, унылой, печальной, золотой, богатой, дождливой.

- Какой бывает осень в Приднестровье, мы узнаем от ребят третьей группы, представляющей «Осень в Приднестровье».

Ребята этой группы тоже подготовили сборник стихотворений об осени.

После прочтения стихотворения Светланы Мазериной «Ноябрь» ученики отвечают на вопросы.


Ноябрь

Теряет силу листопад,
Осенний сон над всем витает.
Вдали светло и тихо тает
Прощальный ропот журавля.

Дерев живая нагота,
Цветов щемящая палитра,
Дождем ноябрьским полита.
Природы мудрой простота.

Тепло последнее «прости»
Вливает в краски и оттенки,
В зимы холодные застенки
Мир не торопится войти.

«Литературное Приднестровье», 2001 г., стр. 113

Учитель:

- О каких приметах осени говорит поэт?

- Как вы понимаете выражения «цветов щемящая палитра»?

Для того чтобы учащиеся смогли ответить на этот вопрос,

на доске записана словарная работа: палитра. К этому слову приводится статья из «Толкового словаря» Ожегова.

Палитра 1.Дощечка с вырезом для большого пальца, с которой
живописцы берут при работе краски.
2. Совокупность красок, красочных сочетаний в отдельной
картине.


Затем ученики класса слушают стихотворение Валентина Ловицкого

«Осень»

Исступленно ветер свищет,
Лист последний прочь летит.
По округе осень рыщет,
Вся от холода дрожит.

Все в природе опустело,
Тишь под ржавою травой.
Паутинка нитью белой
Пролетает надо мной.

«Литературное Приднестровье», 2003 г., стр. 103.


Первая строфа записана на доске.

Учитель: Какое ощущение вы испытываете после прочтения I строфы? (холода, одиночества).

Какой художественный прием на уровне фонетики создает это ощущение?

Ребята, видя перед собой текст, отмечают, что в стихотворении автор использует аллитерации и ассонанты: «с», «щ», «р», «в», «ы», «о», «и», которые помогают нам представить холодную, злую осень.

После этого проводится работа по стихотворению Николая Кулик

«Осеннее»

На поле осеняя мгла,
Легла золотистой истомой.
Седые, как лунь, облака,
По небу плывут голубому.

Земные красоты кругом.
Доступные праздному люду.
Лежат драгоценным ковром
Осенние листья повсюду.

По небу плывут облака,
Достойно плывут, без кокетства,
Из прошлого, издалека,
Из раннего, милого детства.

«Литературное Приднестровье», 2004 г., стр. 121


Перед чтением стихотворения учитель предупреждает, что ребятам предстоит ответить на вопрос, это мотивирует на внимательное прослушивание.

Учитель:

- Какая картина видится нам? (Красивая, теплая, радостная, близкая и любимая многими осень).

- Какие эпитеты помогают увидеть это? («Золотистая истома», «седые облака», «голубому небу», «драгоценным ковром», «милое детство».

- Чем это стихотворение отличается от предыдущих? (В тех стихотворениях была показана грусть осени, здесь мы видим ее тепло).

Затем ребятам предлагается работа по приложению, вопросы к стихотворению составлены участниками группы «Осень в Приднестровье».


Приложение № 2.

Александр Вырвич

Серый день Вопросы

Затянуто все небо марлей серой,
И дождь сквозь дырочки сочится целый день.


1. Какие чувства испытывает
И к вечеру мы потеряли веру, лирический герой?
Что дождику сочиться станет лень.

2. Какие краски и звуки
осени помогают поэту
И Днестр, как небо, тоже в серой сетке, передать эти чувства?
И сырость серая повисла над водой.

3. Какую картину мы видим
Деревья опустили в воду ветки в 1 стихе 3 строфы?
И тихо говорят между собой. Какой художественный
прием ее создает?
Все серо, сыро, скучно и уныло.

4. Меняется ли эмоциональный тон стихотворения?

Перемешались дождь, туман, вода.
Так есть, так будет и, наверно, было,

5. Какие чувства, кроме грусти и уныния,
описывает поэт?

Но тянет снова нас с тобой сюда.
Предчувствием причастности гонимы

Какой художественный прием, использованный в 3 и 4 строках последней строфы
позволяет ярче увидеть это?

Мы снова соберемся у реки, 
Как ни крути – с погодой неделимы, ,
Как ни верти – с природой земляки.


4 группа ребят решила для раскрытия темы «Поэты Приднестровья о родине и родной природы и родном крае» остановиться на стихотворениях поэтов родного города. Сборник, который подготовили ребята, назывался «Рыбница поэтическая», в нем были напечатаны не только о зиме.


Виктор Семенюк

По первому снегу иду не спеша.
Иду, наслаждаясь природой.
У первого снега – живая душа,
Ни с чем не сравнимая вроде.

У первого снега живое лицо.
Румянец его первозданный.
Стоит как красавица под венцом,
Такой непорочной, желанный.

Приятно пройтись по нему по утру,
Иль прокатиться на дрожках.
Его я люблю, как родную сестру.
А может, чуть больше немножко.

По первому снегу иду не спеша,
Не торопясь, наслаждаясь.
У первого снега живая душа.
Теперь достоверно я знаю.

«Заветный жар», 2003 год, стр. 40

Павел Настас

Первый снег
Первый снег, белый пух,
Появился он вдруг.
В городе так чисто – чисто.
Все в наряде серебристом.

Снова удивляюсь я:
Ты ли, Рыбница моя?!
Я пройду, и поутру
Со скамеек снег сотру,
Прикоснусь я к ели нежно,
Что в наряде белоснежном.

На снежинки подышу,
Свое имя напишу
Я на белом полотне,
Стало радостно вдруг мне!
Все в снегу стоят дома –
В город мой пришла зима.


В сборнике содержатся стихотворения уже известных в Приднестровье поэтов: Т.Мунтян, В.Семенюк, В.Ткачева, И.Шевцовой, В.Ловицкого; молодых, начинающих поэтов: Н.Настас, Г.Шаповал; и обогатившего молдавскую поэзию II половине XX века П.Крученюк, уроженца Рыбницкого района.

Петря Крученюк

Родное село

Много есть на свете
Сел и городов,
Под стеклянной крышей
Солнечных домов.

Но милей и ближе
На родном Днестре
Мне село родное,
Домик на горе.

Веселей нет песни,
Чем в селе родном,
Эта песня грянет –
Душу жжет огнем.

Запоем мы хором –
В пляс весь круг идет,
До утра гуляет
Шумный хоровод.

Розовеет утро,
Розовеет даль.
За такое утро
Ничего не жаль.

Зацелует солнце
В полдень голубой.
Кровь горит – не знаешь,
Что стряслось с тобой.

А когда приходят
Наши вечера,
Обдает прохладой
Ветерок с Днестра,

Снится мне под небом –
Вечно голубым, -
Буду я, как небо,
Вечно молодым.

Много сел, я знаю,
Есть в краю любом
И домов красивей,
Чем мой скромный дом,

Но селу родному
Буду вечно рад,
Обойдя полсвета
Боевой солдат.

Ребята 4 группы продемонстрировали свои музыкальные способности, исполнив «Рыбницкий вальс», слова и музыку которого написал учитель средней школы с. Красненькое, Рыбницкого р-на. Замечательная мелодия оживила эмоциональность и активность учеников.


Приложение № 3. Задание 4 группы.

Найдите олицетворения в отрывках из стихотворений о природе поэтов

г. Рыбницы.

Александр Гвоздев

Тихими ручьями плачут снеги,
Ивушки в предчувствии весны
Распустили свои косы-ветви –
Им все чаще зеленеют сны.


Валентин Ловицкий

Умирает лето

Умирает лето в судорогах лето,
Угасает его теплый взгляд.
Все. Как говорится, песня спета,
Подошла пора считать цыплят.

В мире к завершенью все стремится,
Отведенный срок спеша прожить.
Опадают у цветов ресницы,
И вода в реке торопится остыть.


Идалия Шевцова

И какая же здесь, у Днестра, красота!
И дома по холмам, словно ягоды в зелени,
и плакучие ивы у простого плота
так исплакались, реку наплакав от времени.


Затем учитель подводит итог урока.
- Каким вы увидели наш край во времена года?
- Почему мы гордимся своей родиной?


Домашнее задание: творческая работа с использованием цитат из
стихотворений о родном крае на тему:
«Мое любимое время года».


ИСТОЧНИК:
http://uchebn.ru/docs/300/index-7440.html