Перегуд

Сергей Домашев 15
    Часть вторая

         Х1V

Развести костёр - простая штука.
Раз-два плюнуть. Были бы дрова.
Среди нас найдётся ли едва
Кто-то не знакомый с этим.
                Ну-ка,
Пусть поведает нам кто-нибудь:
Что же он - костёр? В чем его суть?

Тут в оценках, видно, дело вкуса,
Если не науки подраздел
И классификаторов удел...
Бабушка гребёт граблями мусор,
Поджигает. Загорелся сор.
Это что, по-вашему, костёр?

Ягод и грибов пришла пора.
Над тайгою там и сям синеет
Лёгкий дым. Балует детвора.
Или, может кто-то покрупнее.
Вспыхнула тайга. С далёких гор
Виден смог. И это - не костёр.

Что же он такое?
               Нам позор,
Если мы слабы в простом ответе...
Нас бы с вами не было на свете,
Очевидно, если б не костёр.
Человека в звере разбудив,
Он поставил разум впереди.

Это он стал глвною фигурой
В стане наших предков, когда те,
В лютом холоде и темноте
Сохраняли жизнь звериной шкурой...
Он, придя, согрел и осветил,
И еду гораздо изменил.

Под воздействием варёной пищи,
Быстро развивались дикари,
Как о том наука говорит.
Только мы историю не пишем.
Хоть и благодарны той поре,
Нам важней вопросы о костре.

Был костёр когда-то центром клана*,
За семь вёрст был виден дым его.
И народ кишел вокруг него:
Грелся, ел, плясал...
            Но вот что странно:
Как там, если круг не разрывать,
Люди умудрялись не сгорать?

Ведь при первом дуновеньи ветра
Пламя слижет их, как языком.
Или им, при случае таком,
Удавалось, с точностью до метра,
Нужную дистанцию держать
И его чуть-чуть опережать?

Или был он ветру неподластен,
И огонь стремился в небеса,
Как на всех картинках?
                И глаза
Дым не ел? И пламени не застил**?
Или был в кострах какой секрет,
Забытый людьми за тыщи лет?

Ценного никто не забывает.
Затерялось - грош тому цена.
Но порой, немало старина
Мудрой простотою удивляет,
Будто говоря прогрессу:
                "Брат,
Изредка поглядывай назад".

        *   *   *

Мы б о том не вспомнили.
                Да ныне
Ночка - не поставишь в общий ряд.
Тишь - не для исхода октября.
И теплынь. Тумана нет в помине.
Очень редкий случай - до утра
Посидеть семейно у костра.

На земле не встретишь человека,
Кто бы, видя, как дрова горят,
Не проникся б чувством дикаря,
Ну, к примеру, австралопитека***,
Для которого огонь и дым,
Не считая пищи и воды -

Высшее творение природы,
Божество, всего земного суть
И к богам небесным верный путь.
Через это все прошли народы,
Навсегда в потомках сохранив
Культ Огня и трепет перед ним.

...Отгремел весельем вечер званый,
Плавно уступая тишине
Свой черёд.
         А где-то в вышине,
Как предсказывал закат багряный,
Заступая в свой подзимний срок,
Свежий зарождался ветерок.

Неуютно потянуло с Дона.
Холодок блаженства не сулит.
Не поднять поникших трав с земли,
Не шуметь листвой опавшим кронам.
Но костёр окрасит жухлый вид
И глаза, и душу оживит.

Ветер всю фантазию изгадил:
Что костёр!.. Как быть вокруг него,
Если низко стелется огонь,
Если дым - то спереди, то сзади?..
Эх, какая ночь была вчера!..
А уж нынче лучше без костра.

Но Роману стало дже больно:
"Без огня! Да что это за ночь!
Уж с костром-то я могу помочь,
Сделаю цыганский, треугольный****.
Рядом с ним не донимает дым,
И огонь не портит бороды".

И разжег. Огонь стоял, как стела,
Будто жгут, упругий и тугой.
Лишь слегка покачивал его
Ветер, налетавший то и дело.
Вот вам и цыгАн! Вот учудил:
Для забавы ветер победил!

        *   *   *

Люблю гостей. Иной родне
Я даже радуюсь вдвойне:
По их приезду, и когда
От них ни пуха, ни следа.
Хорош девиз.
           При жизни нашей
Даже врождённый хлебосол,
С улыбкой накрывая стол,
В себе не держит мысли краше,
Как при цензуре, в мире слов
Звучащей: "вот уж принесло!"

На Дону крестьянский быт расшатан
Той же пореформенной "пургой".
И курень теперь совсем другой,
Чем был раньше.
            И названье "хата"
Приросло к бедняге, как клеймо,
Если он не вышел в ранг домов.

Но ничто в чугреевских дворах
Не нарушилось, не стало шатко:
Вышел в академики Васятка,
А сестра давно в директорах.
Им друзья и родичи - под стать.
Как на сером фоне ни блистать!

Почему бы не созвать весь хутор
На застолье, когда есть предлог?
Батя даже в бедной жизни мог,
И старался, развернуться круто.
А при нынешней раскладке дел,
Даже сам Господь попраздновать велел.

Петька разыскал свою бабулю
Нину, с Ромкою и Юлей породнясь.
Нина маму внучикову, Юлю
Назвала снохой.
           И  родилась
Новая семья, где Шевырёвы,
Ковали, Чугреевы, Лунёвы,
Ивановы -
        бабушка, сестра,
Дяди, братья, внуки...
                У костра
Нынче в первый раз в таком составе
Родичей по крови и душе!
Что тут: ужин, пир или фуршет?
Нет, скорее - питиё за здравье...
Случай с исцеленьем Василя
Твёрдой веры в души не вселял.
________________
*Клан - первобытная родовая семья, а также территория, занятая нею.
**Застить - заслонять, загораживать вид (казач.)
*** Один из типов первобытного человека, останки которого найдены в Австралии.
*** Тройной (тяговой) костёр известен людям с глубокой древности. Вместо одного большого костра, закладывают три маленьких, располагая их по вершинам равносторонего треугольтника. При горении, воздух в этом треугольнике прогревается быстрее окружающего, стремится вверх и создаёт тягу внутрь костра, создавая возможность пользоваться им при сильном ветре, а так же в чумах и больших палатках.