1. 030 Аполлон Николаевич Майков

Виорэль Ломов
Аполлон Николаевич Майков
(1821—1897)


В качестве эпиграфа к нашей книге (а писателям — и руководства к действию) можно было бы взять слова «величайшего русского поэта послепушкинской эпохи» Аполлона Николаевича Майкова: «На нас писателях лежит великий долг — увековечить то, что мы чувствовали со всеми. Нам следует уяснить и осязательно нарисовать тот идеал России, который ощутителен всякому».

Насколько благородна эта мысль, насколько велик этот писательский долг, можно судить по тому, что без него авторы превращаются в попугаев и мосек, их творчество — в невнятное бормотание и заливистый лай, а на могилах наших предков вандалы устраивают оргии.

Кому-то стихи Майкова известны с детства: «Весна! выставляется первая рама — / И в комнату шум ворвался…», «Завязалась, закипела / Все идет живей, живей, / Обуяла тарантелла / Всех отвагою своей…» и др.

Кто-то (их мало) знает такие строки: «И кости королей изъяты из ограды, / В полях разбросаны при кликах торжества. / И с плахи царская катится голова, / И чернь безумная, кичася наглым правом, / Свирепо пьянствует на помосте кровавом!..»

И, увы, совсем мало тех, кто читал гениальные стихи поэта, ставящие его в один ряд с Державиным, Лермонтовым, Тютчевым, А.К. Толстым: «В чем счастье?.. В жизненном пути…», «Во мне сражаются, меня гнетут жестоко…», «Дорог мне, перед иконой…», «Из бездны Вечности, из глубины Творенья…», «Милых, что умерли…», «Чему нас учат небеса» и т.д.


Когда гоним тоской неутолимой,
Войдешь во храм и станешь там в тиши,
Потерянный в толпе необозримой,
Как часть одной страдающей души;
Невольно в ней твое потонет горе,
И чувствуешь, что дух твой вдруг влился
Таинственно в свое родное море,
И заодно с ним рвется в небеса...


Биографы поэта отмечают, что «древний род Майковых был богат одаренными людьми», верно служившими России. Отец будущего поэта, Николай Аполлонович — академик живописи, мать — Евгения Петровна, урожденная Гусятникова, поэтесса и переводчица. Три младших брата Аполлона — известные деятели русской культуры: Валериан — литературный критик и публицист, Владимир — беллетрист и переводчик, Леонид — историк литературы, академик.

Родился Майков 23 мая (4 июня) 1821 г. в Москве. Детские годы прошли в московском доме и подмосковном имении, недалеко от Троице-Сергиевой лавры. Мальчик охотно водился с крестьянскими детьми, на всю жизнь увлекся рыбалкой. Когда подростку было 13 лет, семья переселилась в Петербург.

В богатом гостеприимном доме Майковых часто бывали И. Тургенев, Ф. Достоевский, П. Плетнев, И. Панаев, Д. Григорович, В. Бенедиктов и др. литераторы. Аполлон получил прекрасное домашнее образование (среди его учителей были писатели И. Гончаров и В. Солоницын); увлекался литературой и живописью, заняться которой профессионально ему помешала сильная близорукость; писал стихи и прозаические вещи, помещая их в домашний рукописный журнал «Подснежник» и в альманах «Лунные ночи».

Первыми публикациями Майкова стали стихотворения «Орел» в «Библиотеке для чтения» (1835) и «Сон» и «Картина вечера» в «Одесском альманахе на 1840» (1839).

В 1837 г. Майков поступил на юридический факультет Петербургского университета, где он продолжил писать стихи. После окончания высшей школы Аполлон начал работать в министерстве финансов, издал свои антологические (созданные в традиции античной лирики) «Стихотворения» (1842).

Сборник имел большой успех и получил высокую оценку Белинского, отметившего «дарование неподдельное и замечательное» (критик удивленно заметил, что автор «смотрит на жизнь глазами грека»), Плетнева («Эта книга меня усладила») и Николая I.

Император выделил Майкову пособие для путешествия за границу. Побывав в Италии, Франции, Саксонии, Австрийской империи, Чехии, поэт много занимался там поэзией и живописью, слушал в Парижской Сорбонне и в College de France лекции по изобразительному искусству и литературе, увлекся идеями славянофилов.

Вернувшись в 1844 г. в Петербург, Аполлон начал работать помощником библиотекаря при Румянцевском музее. Впечатления от заграничной поездки отразились в стихотворном сборнике Майкова «Очерки Рима» (1847).

В эти годы поэт сблизился с Белинским, Тургеневым, Некрасовым, Достоевским, Плещеевым, посещал «пятницы» Петрашевского, создал поэмы, содержащие гражданские мотивы: «Две судьбы», «Машенька», «Барышня».

Огульная критика петрашевцами любых действий правительства угнетала Майкова, и он порвал с ними из-за того, что в их движении было «много вздору, много эгоизма и мало любви». О своем переходе на консервативные позиции поэт заявил в стихотворениях «Арлекин», «Коляска», сборнике стихов «1854 год», поэме «Клермонтский собор», циклах «Неополитанский альбом» и «Новогреческие песни».

В 1852 г., после перевода Румянцевского музея в Москву, Майков перешел в Комитет иностранной цензуры. Начав с цензора и дослужившись до председателя Комитета (сменив на этом посту своего друга Ф. Тютчева), Майков проработал в этом ведомстве 45 лет. Он также состоял членом ученого комитета Министерства народного просвещения. (В 1853 г. Петербургская АН избрала поэта членом-корреспондентом по отделению русского языка и словесности, а Киевский университет почетным членом). Убежденный монархист и славянофил, Майков никогда не скрывал своих верноподданнических чувств.

В том же, 1852 г. Аполлон Николаевич женился на русской немке лютеранского вероисповедания Анне Ивановне Штеммер. Из четверых детей до совершеннолетия дожили трое сыновей. Самый известный из них, Аполлон, стал одним из ведущих публицистов черносотенного движения в начале ХХ в.

В годы проигранной Крымской кампании Майков увидел трагедию Николая I, понимавшего «русское — как господствующее в империи», но вынужденного царствовать в обществе «французском или мистическом католически, или вольтерьянском». «Громадная воля его была бессильна перед обществом. Один упрек: зачем все-таки он не увлек за собою общество? Недоставало ему помазания гения».

Крестьянскую реформу 1861 г. поэт встретил восторженными стихами «Поля», «Нива». В 1860-е гг. он обратился к занятиям историей, создал ряд произведений на исторические темы («Москва — третий Рим», «Завоевание Сибири», «Кто он?» (о Петре I), «Ломоносов», «В Городце в 1263 году» (об А. Невском) и др.).

В замечательном стихотворении «У гроба Грозного», автор, видя сползание страны в социальную пропасть, высказался о примате сильной государственной власти и о том, что его (Грозного) «день еще прийдет».

За поэму «Два мира» Майков был удостоен Пушкинской премии (1882). Увлеченный эпохой Древней Руси и славянским фольклором, поэт за четыре года создал лучший поэтический перевод «Слова о полку Игореве» на современный русский язык. Полон поэтической прелести майковский «Странник», «Княжна», «Брингильда» и др. его вещи.

В поздних глубоко религиозных сочинениях Майков ушел в сферу вечных вопросов бытия, говорил о высокой духовности «христианского царства», о трагедии современного ему высшего общества, порвавшего духовное единство с народом, о том, что религиозное смирение составляет главную особенность русского человека.

Важнейшим делом искусства поэт считал выявление прекрасного. «Все прочее — вздор, труха, формуляр...»

В 1883 г. вышло трехтомное «Полное собрание сочинений А.Н. Майкова». В 1888 г. русское общество отпраздновало 50-летний юбилей его творческой деятельности. Поэт был произведен в тайные советники.

Поэт много занимался переводами народного поэтического творчества белорусов, греков, сербов, испанцев и др. народов. Переводил произведения Аполлодора Гностика, Гейне, Мицкевича, Гёте, Лонгфелло.

Многие стихи Майкова положены на музыку (Чайковский, Римский-Корсаков и др.).

8 (20 марта) 1897 г. Майков умер. Похоронен в Петербурге на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря.

P.S. Майков прожил счастливую жизнь, не бедствовал, не страдал (от бытовых и социальных проблем), был почитаем обществом и властями, всегда был в фаворе у критики, от которой ему доставалось разве что за консерватизм и патриотизм.

«Судьба сделала жизненный путь Майкова ровным и светлым. Ни борьбы, ни страстей, ни врагов, ни гонений. Путешествия, книги, стихи, семейные радости, мерцание не бурной, но долговечной славы» (Д. Мережковский).

Удивительно, что при этом житейском благополучии поэт смог написать лучшее из когда либо созданных на русском языке «утешительное» стихотворение, дарованное ему не иначе как свыше:


Не говори, что нет спасенья,
Что ты в печалях изнемог:
Чем ночь темней, тем ярче звезды,
Чем глубже скорбь, тем ближе Бог...