1. 082. Сергей Александрович Есенин

Виорэль Ломов
Сергей Александрович Есенин
(1895—1925)


В начале XX в. русская литература и особенно поэзия перестала быть зеркалом, отражающим цельную картину российского общества. Общество раскололось, раскололась и литература; и кто вперед — большой вопрос.

Зеркало разлетелось вдребезги, отразив в осколках символистов, акмеистов, «знаньевцев», футуристов, имажинистов, сатирических поэтов, социалистических и прочих «серебряных» поэтов.

Среди них был один, во всех смыслах «золотой» поэт — Сергей Есенин, заявивший: «Я последний поэт деревни» — последний, кто успел запечатлеть уходящую навеки Русь.

Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября (3 октября) 1895 г. в селе Константиново Рязанской губ. в семье крестьян Александра Никитича и Татьяны Федоровны (урожденной Титовой). Детство мальчик провел у деда и бабки по матери. Те выучили его в 5 лет грамоте, а в 9 он, подражая частушкам, уже сочинял свои первые стихи.

В 1909 г. Сергей с похвальным листом окончил сельское училище, а еще через 4 года со званием «учителя школы грамоты» — церковно-учительскую второклассную школу в селе Спас-Клепики Рязанского уезда.

Переехав по вызову отца в Москву, юноша работал в мясной, потом в книжной лавке, поступил в типографию товарищества И. Сытина экспедитором, а затем подчитчиком в корректорскую.

Тогда же Есенин вступил в недолгий гражданский союз с корректором Анной Романовной Изрядновой.

Полтора года Сергей слушал лекции о западноевропейской и русской литературе на вечернем историко-филологическом факультете Московского городского народного университета А. Шанявского. Писал стихи, в которых органично объединились два начала — христианское и крестьянское.

От избытка романтизма в душе агитировал среди рабочих.

Первым напечатанным стихотворением Есенина под псевдонимом Аристон стала «Береза» в детском журнале «Мирок» (1914), хотя сам поэт считал первой публикацию стихотворений в журнале «Голос жизни» и «Новом журнале для всех» (1915).

На военные события, связанные с Первой мировой войной, Есенин откликнулся «Молитвой матери» и др. стихами и поэмами. Из-за болезни глаз он получил отсрочку от воинского призыва.

В 1915 г. Сергей переехал в Петербург, где познакомился с  А. Блоком,  С. Городецким, Н. Клюевым, вступил в поэтическое объединение «Краса». Перед ним открылись двери всех литературных салонов. Есенин много выступал с чтением своих стихов, печатался в «Русской мысли», «Северных записках», «Ежемесячном журнале» и пр., издал горячо принятый поэтический сборник «Радуница».

В 1916 г. поэт был призван на воинскую службу и по ходатайству друзей и начальника Царскосельского полевого военно-санитарного поезда № 143 полковника Д. Ломана зачислен в состав санитарной команды поезда. Есенин совершил две поездки к линии фронта, читал стихи на концерте для раненых в лазарете в присутствии императрицы и ее дочерей, за что ему пожаловали золотые часы (не полученные им).

После Февральской революции 1917 г. Есенин был откомандирован в распоряжение Воинской комиссии при Государственной думе. Через пять месяцев обвенчался с актрисой Зинаидой Николаевной Райх.

Февральскую и Октябрьскую революции поэт принял как крестьянско-христианские, призванные воплотить на земле причудливую смесь христианско-крестьянского социализма.

В 1918—1921 гг. поэт скитался по свету, побывав «в Туркестане, на Кавказе, в Персии, в Крыму, в Бессарабии, в Оренбургских степях, на Мурманском побережье, в Архангельске и Соловках». В эти годы Есенин вместе с другими поэтами и художниками опубликовал «Декларацию» имажинистов, участвовал в организации кооперативного издательства «Имажинисты». Поэмы выходили одна за другой: «Инония», «Пантократор», «Кобыльи корабли», «Небесный барабанщик», «Пришествие», «Октоих», «Преображение», «Товарищ», «Сорокоуст», «Исповедь хулигана», «Песнь о хлебе». Были изданы драма «Пугачев», множество прекрасных лирических стихов, статья «Ключи Марии».

Издавался поэт широко — за 8 лет вышло не менее 30 коллективных сборников и отдельных его книг, в т.ч. и в Европе. Появилась и официальная критика имажинистов, в частности наркома просвещения А. Луначарского.

В 1922 г. Есенин после расторжения брака с Райх женился на американской танцовщице Айседоре Дункан, с которой по разрешению Наркомата иностранных дел исколесил Европу, а потом и США (тогда САСШ). «Чёс» по городам и штатам, в которых «Изадора» блистала, а Сергей был «при ней», вымотал Есенина и отвратил его от Америки. Поэт в этой поездке запил по-чёрному. Позднее жаловался: «Был я за границей — тошнит меня от заграницы! Я не могу без России! Я сдохну там!»

Вернувшись через Европу в Москву, Есенин начал вести беспорядочную загульную жизнь, расстался с Дункан, вступил в гражданский брак с Галиной Артуровной Бениславской, лечился в профилактории для нервнобольных, а затем в Шереметьевской (Институт им. Склифосовского) и Кремлевской больницах.

Порвав с имажинистами, написал цикл стихов «Любовь хулигана», поэмы «Москва кабацкая», «Поэма о 36». В Тифлисе, Баку и Батуми написал «Балладу о двадцати шести», «Стансы», «Русь уходящую», «Русь бесприютную», «Письмо от матери», «Ответ», «Песнь о великом походе». В бакинской больнице водников лечился от туберкулеза.

Поэта больше всего занимал конфликт народа и власти. В «Стране негодяев» он вроде как поставил точку: «Пустая забава! / Одни разговоры! / Ну что же? / Ну что же мы взяли взамен? / Пришли те же жулики, те же воры / И вместе с революцией / Всех взяли в плен...».

Но уже через несколько месяцев опубликовал «Русь уходящую» — свое признание победы новой России над уходящей Русью и заявил в «Письме к женщине», что теперь в советской России он — «самый яростный попутчик».

Высочайшим взлетом поэта-лирика стали «Персидские мотивы», написанные на Кавказе на излете жизни. В них Есенин изобразил сказочную Персию — шафранный рай, заменивший земной рай «голубой и веселой страны» — Руси. Параллельно с «Персидскими мотивами» Есенин создал поэмы «Анна Снегина» и «Черный человек», поднявшие его как поэта до уровня Пушкина.

Словно предчувствуя конец, поэт подвел итог своим трепетаньям и шараханьям: «Мы теперь уходим понемногу / В ту страну, где тишь и благодать. / Может быть, и скоро мне в дорогу / Бренные пожитки собирать».

Женился на внучке Л. Толстого — Софье Андреевне Толстой, но через несколько месяцев развелся. И — не находил себе места; разочаровавшись во всем на свете, он буквально умирал от скуки, хотя работал как каторжный; уставал и нервничал.

Он был не ангел. Он был тот же средневековый Вийон, «но только с русскою душой». На него завели несколько уголовных дел, называли «кулацким поэтом», но вряд ли кто еще был так любим народом, как он .

В конце ноября 1925 г. Есенин лег в клинику 1-го Московского государственного университета, чтобы «лечить нервы». Написал там «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...», еще несколько стихов, не долечился, через месяц покинул больницу и выехал в Ленинград.

Там поэт остановился в гостинице «Англетер».

Другу поэту В. Эрлиху написал кровью (в «паршивой» гостинице не оказалось чернил) последнее свое стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья...»

Что на самом деле произошло, доподлинно никто не знает, да и вряд ли можно теперь узнать. Но 28 декабря 1925 г. Есенин был найден в гостиничном номере с ужасной раной на лице, то ли повесившимся, то ли повешенным.

Версий его гибели и ее причин много, непреложным остается главное — гениальный русский поэт покинул этот мир.

Останки Есенина привезли в Москву. На фасаде Дома печати стыла надпись: «Тело великого национального поэта Сергея Есенина покоится здесь». Газеты называли усопшего талантливейшим лириком эпохи, печатали его неизданные стихи. Проститься с поэтом люди шли днем и ночью.

Похороны были грандиозные. По свидетельству современников, так не хоронили ни одного русского поэта. Гроб с телом Есенина на руках обнесли вокруг памятника Пушкину на Тверском бульваре. Упокоение поэт нашел на Ваганьковском кладбище.

Все его жены, кроме Дункан, которая была в Париже, присутствовали на похоронах. Галина Бениславская застрелилась через год на могиле возлюбленного.

А вскоре стараниями одного из всесильных вождей большевиков Н. Бухарина поэт был оклеветан, объявлен порождением российского мещанства. На долгие годы творчество его и так называемая «есенинщина» (т.е. явление «упадничества») были негласно запрещены, уличенные в исполнении романсов на стихи Есенина прямой дорогой шли в лагеря как враги советского народа.

Реабилитация Есенина и его творчества шла долго и сложно. Полное официальное признание поэта началось менее чем через год после смерти Сталина, с 1954 г.

У Есенина было много женщин (он шутил: три тысячи), но ни одна не стала спутницей жизни. Сам поэт признавался: «Есть нечто, что я люблю выше всех женщин, выше любой женщины, и что я ни за какие ласки и ни за какую любовь не променяю. Это — искусство». А еще он по-настоящему любил свою родину.


Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдёт вражда племён,
Исчезнет ложь и грусть, —
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».