Символ пламени, символ вечности

Татьяна Шулус
Купола упираются в небо,
Озаряя небесную синь.
Облака, что обозы с хлебом,
Под колёсами звёздная пыль…
И плывут колокольным звоном,
Отражая всю сущность Земли,
По дорогам вселенским стоном
Христианской святой Руси…
Символ пламени, символ вечности
И нетления светлых сил –
Православное Человечество –
Нас Христос всех объединил…

30 мая 2014 года


P.S. Известно, что купола, а точнее, главы над храмами бывают шлемовидными, луковичными, грушевидными и конусовидными. Кратко о форме и символике двух вышеназванных:
Шлемовидная форма – символ воинства, духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы.
Византийская  империя подарила  Руси умение строить храмы. Но молодая христианская Русь отнюдь не чувствовала себя робкой ученицей.  Русское зодчество, созданное русскими мастерами, привносило в строительную практику собственные находки, оригинальные идеи и  стало новым воплощением христианского искусства.
Форма луковицы – символ пламени свечи, победы светлых сил.   Православный храм, символизирующий землю, с куполом- символом неба, осмысляется как модель мироздания, которое, согласно религиозным воззрениям, творения Боже. К небу, Богу верующие устремляет свои мысли. Поэтому «луковичная»  форма купола выбрана не случайно. Она напоминает заостряющееся кверху пламя, горящую свечу, которую зажигают во время обращенной к Богу молитвы. Такая форма купола символизирует духовный подъём и стремление к совершенству. Форма луковицы — символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы — свет миру". В учебном пособии А. В. Бородина «Основы православной культуры» написано, что главки храмов имеют форму свечи или шлема. Это тоже не случайно, такая форма как бы соединяет значения: горение православных сердец и воинская защита.
"Наша отечественная луковица воплощает в себе идею глубокого молитвенного горения к небесам, через которое наш земной мир становится причастным к потустороннему богатству. Это завершение русского храма – как бы огненный язык, увенчанный крестом и к кресту заостряющийся". Е.Н. Трубецкой
 Именно эту идею пламенности, горения подчеркивает столь распространенное в России золочение куполов. 
 ИНТЕРНЕТИСТОЧНИК , 2012 год