Отчаянная команда на Чойгане

Сергий Сергеич
            ОТЧАЯННАЯ КОМАНДА НА ЧОЙГАНЕ

Наша команда почти весь август находилась в Тыве (до переименования-Тува). Из г.Кызыл на вертолёте долетели до Тотжи. В этот же день проверили наши катамараны на реке. Переночевали в палатках недалеко от аэропорта (если таковым можно назвать поле с диспетчерской возле деревни). Местные жители сказали, что их населённый пункт называется Тоора-Хем. Рядом течёт река Енисей. Место очень красивое - от г.Кызыл около 280 км. Замечу, что эту ночь мне так и не удалось уснуть, т. к. недалеко от нашего костра крутились-ползали, в ночи, местные любопытные подростки, у которых видимо было желание воспользоваться нашим сном и что-нибудь стащить. Я уснул утром, когда пробудился кто-то из наших. В этот день перелетели ещё на 200 км, в глухую тайгу. Вертолёт приземлился на две минуты, чтобы не увязнуть, двигатель не глушил. За это время мы выбросили прямо в болотце, на густые кусты, всё снаряжение и ткнулись лицами в воду, чтобы при взлёте вертолёта нас не задело винтом. Оказались на берегу горной речки Изиг-Суг. Переночевали и спрятали в специальных контейнерах (чтобы медведи не разорили) кое-какие вещи и питание. Двинулись на Чойган. В какой-то момент услышали глухие выстрелы, а через несколько минут нам навстречу, по лесной, таёжной тропе (тропа не из лёгких, еле заметная, с постоянными перепадами и бурными горными речками на пути, которые приходилось очень внимательно переходить, чтобы не снесло по течению) вышли олени и пастухи : мужчина и женщина. Поприветствовали друг, друга и продолжили путь. На этом отрезке пути, я шёл первым и увидел на тропе винтовку, из которой стреляли пастухи. Подняли, посмотрели и положили на место, продолжая свой путь. Винтовку обронили пастухи или специально нас проверяли на вшивость.
   Чойган - это мечта каждого туриста и жителя Тывы. В 1997 году здесь отдыхали Сергей Шойгу и Юрий Лужков, их на вертолёте доставили прямо на место. Опытный пилот сможет посадить вертолёт в ущелье на маленький пятачок. Место считается священным. На маленьком участке около 30-ти источников воды, по вкусовым качествам все разные. Раньше у каждого была табличка, рассказывающая о том, от каких болезней лечит вода в источнике.  Добраться до Чойгана пешком очень не просто. Кто на этот маршрут идёт пешком, без лошадей, то останавливается на Чойгане на одну или две ночи и уходит обратно, т. к. дорога очень длинная, трудная и питание рассчитано точно: туда и обратно (много с собой в рюкзаках не унесёшь). С этого места до г.Кызыл около 500 км (по прямой). Жойгон славится ещё и тем, что там находятся выдолбленные родоновые ванны, их закрывают деревянные срубы. Температура воды около 30 градусов тепла. Рядом течёт (шумит) р.Изиг-Суг с водопадами. В этом чудном месте (местные жители желают закрыть его от туристов) мы жили семь дней. Примета такая: необходимо быть на этом месте неделю, две или три. Принятие ванн также имеет значение для здоровья, если всё делать правильно: существует ритуал и ограничение во времени.
    Предлагаю подняться в горы. Это около двух часов. Чойган и всё, что предстало нашему взору — вид на другие ущелья, горы, снег на вершинах, движение реки, каскадные голубые озёра, откуда берёт начало р.Изиг-Суг — никогда не забудутся. Подъём и спуск были с приключениями. Духи на нас рассердились, что мы потревожили их покой, и наслали дождь. Впрочем, идти по высохшему руслу речки , которая образуется весной при таянии снегов с гор, было удобно (на одном из  промежутков пути).
   Через день пошли на голубые озёра. Они располагаются террасами: три чаши, причём одно одного с другого не видно. Хорошо, что мы увидели местность накануне с горы. Так и нашли
озеро, от которого начинается горная река Изык-Сук.
   Детей с основной группой мы отправили назад, а сами (два человека) отправились иным путём, более рискованным, более километра по крутому спуску. Стоя над Жойгоном, на горе, мы увидели, где берёт начало один из притоков, впадающий, где-то далеко, далеко в озеро Байкал. Видили пик Топографа. По дороге набрали кедровых орехов на невысоких кедрачах. В лагерь пришли «без ног»: при спуске, за несколько десятков метров до нашей стоянки, полностью отказывали ноги и приходилось лежать по нескольку минут, чтобы мышцы ног отдохнули и мы могли идти дальше.
   Семь дней на Чойгане прошли незаметно. Обошли все источники и испили разную целебную воду. Накупались в родоновых ваннах. Мазались целебной грязью. Пастухи, которые пасли оленей и приходили со стадом на Чойган, продали нам свежее мясо оленя и  мы им насытились. Уходит из рая не хотелось.
    15 августа мы вернулись к тому месту, где нас высадил вертолёт. Собрали катамараны (ох, как не хотелось в этот день уже физически трудиться) и вечером по воде тронулись в путь. Температура воды в реке не выше пяти градусов, а прыгать в воду приходилось довольно часто: все мели, «расчёски», стволы деревьев под водой и коряги были «наши». Каждый день в пути у нас был в рационе хариус, в больших количествах: свежего посола (после соления, ели через 30-ть минут), уха, запечённый в фольге. В г.Кызыл прибыли 29 августа, т. е. Через 14-ть дней после начала сплава и через 24 дня, после убытия из г.Кызыл в поход. Таким образом после святого Жойгона прошли реки Изиг-Суг, Хам-Сыра и вернулись в г.Кызыл по Енисею.  Ночь с 29 на 30 августа для меня была необычна и наверное потому, что последние сутки на сплаве, мы все 24 часа (ровно, минута в минуту) были в движении, на катамаранах, по реке. Необычна тем, что у меня был какой-то особенный сон: я продолжал плыть на катамаране. Даже проснувшись и я это отчётливо осознавал (что проснулся), мне казалось, что я нахожусь на катамаране, все спят на катамаране, а я пытаюсь грести, чтобы преодолеть водоворот... Просыпался очень долго (и мучительно): сон (река) никак не отпускал (не отпускала)...
   30 августа по дороге от г.Кызыл, до г.Абакан, видели красивую радугу, так с нами прощались Саяны.
   Наша группа состояла из 13 человек: девочки 10-12 лет (3 чел.), мальчик 13-ти лет, девушка и юноша 18-ти лет, две женщины 37-ми лет и пятеро мужчин, в среднем около 39-ти лет. Отчаянная получилась команда для глухой тайги. За всё время похода никто не болел и не ныл!

Данная заметка  опубликована в газете «Чебоксарские новости» ((№163 (2493)) от 05 сентября 2001 год.
    В сентябре 1998 года об этом походе мною была написана поэма «В походе на Чойган», которая напечатана в моём сборнике стихотворений «Ночь» , изданным в 2000 году, тиражом 3000 экз.
                Серёжа Сергеев, г.Чебоксары,  03.06.2014г. (с короткими добавлениями в рассказе).