Сэнцань. Слова доверия сердцу

Алесь Ромашкин
(«Записи о вере в ум-сердце» - первое изложение доктрины дзен-буддизма -

написаны третьим Патриархом чань (дзен) Цзианьчжи Сэнцанем
(яп. Сан Со Кан Ти, Синдзиммэй, кит. Синь-синь-мин),
более известным как 3-й Патриарх Сосан (?–606 г. н.э.;

"был нищебродствующим монахом").




Великий Путь для путника - не труден,
лишь только предпочтений избегай.
Когда уж нет приязни с неприязнью,
становится всё ясным, очевидным.
Различье коль тончайшее возникнет –
и небо оторвется от земли.
За мненья не держись, желая истин.
Превозносить одно, другое принижая -
сознанья помрачение. Когда
глубинный смысл вещей еще не понят,
зачем тревожить сущностный покой
сознания. Путь совершенный
великому пространству уподоблен,
которое объемлет все,
нет лишнего.
Принять или отвергнуть
решив, себя виденья тем лишаешь
природы всех вещей. Живи
и не во внешней тьме вещей
и не во внутренней их пустоте.
В единстве
с вещами пребывай - мираж исчезнет.
Недеянья отказом от деЯнья
искать - лишь вовлекаться в действие. В одну
из крайностей впадая,
не познать единство. Кто
в согласии с Путем не существует,
тот еще уловлен
деяньем с недеянием, живет
меж утвержденьем с отрицаньем он;
вещей реальность отрицать -
реальность не заметить означает.

И утверждение пустотности вещей
не замечает их реальности.
Чем больше 
ты говоришь и думаешь об этом,
тем дальше отдаляешься от сути.

Останови мышление и речь –
познанью недоступного не станет.
К корням вернуться - усмотреть там смысл.
А к формам видимым - истока не заметить.
 
Ведь просветление есть выход за пределы
и видимости форм и пустоты.
Кто перемены видит в пустом мире,
в неведеньи реальными зовет их.

Не ищи истину:
цепляться перестань за мнения.
Не в противостояние,
но выйти из него всегда стремись. Намек
на "истину" и "ложь", на "то" и "это" -
сознанья сущность так во мраке скрыта.
Хотя истоком раздвоения - единство,
но и к единству не привязывайся. А
когда сознанье утвердилось на Пути,
ничто его не в силах потревожить.

И коли никакая вещь уже
сознание не может потревожить,
существованью прежнему - конец;
коль мыслям различающим - конец,
сознанья прежнего уже не существует;
исчезли вещи - нет уже сознанья,
сознание исчезло - нет вещей.
 
Вещь существует лишь благодаря сознанью,
оно - благодаря вещам живет.
Пойми их относительность, реальность
единой пустоты как их основы.
Они неразличимы в пустоте,
вся тьма вещей сидит в каждом из них.
Не различающий между грубым и тонким
не соблазнится и различьем мнений.
В согласии с великим Путём жить -
ни трудно ни легко. Однако люди
средней учености - средь страхов и сомнений -
спешат чем более, тем медленней идут.
Привязанность любая вяжет путы;
к идее просветления - средь них.
Но дай вещам идти своим путем -
и некуда и незачем стремиться.

Природе следуя своей - она
с природой всех других вещей едина -
тогда пойдешь свободно-безмятежно.
Коль мысль повязана, то истина сокрыта,
поскольку все в тумане и во мгле.
Обязанность давать всему оценку
томит и раздражает. В разделеньи,
в размежеваньи - что хорошего? Желая
Пути, идей и чувств не отвергай.
Ведь полнота приятья - просветленье.
Бессилен в этом мудрый, а невежда
себя сам связывает. Пары истин нет,
она едина; а двоение - неведенья слуга.
 
Искать сознанье чрез сознанье - всё запутать.

Движение с покоем - порожденье
обмана чувств; и дружба и вражда
исчезнут с просветлением навеки.
Весь дуализм – плод заблуждения ума;
они подобны снам,
цепляние безумно за них.
Находка и утрата,
неправильность и правильность – в конце
концов такие мысли исчезают сами.

Когда глаза не спят - уходят сны.
Когда не разделяет ум, то тьме вещей
их сущность общая обратно воздается.
Тайну единой сущности познать -
от пут освободиться означает.
Узревший равенство вещей - восстановил
свою тем сущность и освободился
от власти времени. Ничем
не обусловленное то, не связанное,
с чем его сравнить?
Узри движенье постоянства, постоянство
движения - исчезнут они оба.

Где нет альтернативы - нет единства.
Это предел великий – он неизречим,
неисчислИм он. И в неразделенном
сознании, Пути созвучном, угасают
эгоцентризма устремления. Конец
сомнениям, метаниям приходит
и веры истинной возможно торжество.

Одним ударом отсекаем путы:
уже ничто не связывает нас
и нет привязки ни к чему уже.
И всё легко и ясно, самоочевидно,
не требуя участия ума. Ни мысль,
ни понимание, ни знанье,
ни представленье уже не нужны.
Ни сознающего, ни сознаваемого нет:
мир Таковости – мир "того, что есть".
Чтобы войти в согласие с Путем
лишь говори сомнениям: "Нет двух".
"Нет двух" – и нет ни исключенья
ни отделенья. Где бы и когда бы
такое просветленье ни случилось -
проникновенье в эту истину оно.

И запредельна истина всему
в пространстве и во времени. И миг
эквивалентен ста векам, поскольку
все та же пустота и здесь и там.
Вселенная, что видима глазами,
неограниченно мала и велика.
Нет разницы, ума определенья
исчезли, не видать границ меж них.
Где бытие? И где небытие?
 
Так не теряй же время в рассужденьях
о недоступном рассуждениям. Одна
ли вещь или же тьма вещей –
иди средь них, сливаясь без различий.
Жить так - несовершенством не томясь.
Довериться - недвойственности путь.
С доверившимся сердцем заодно
недвойственность. Слова....
 
Про Путь не рассказать -
на нем нет ни вчера,
                ни завтра,
                ни сегодня...