Монорифма неравносложная и другие - дополнение

Александр Левда
                МОНОРИФМА  НЕРАВНОСЛОЖНАЯ  и  ДРУГИЕ
                (дополнение)



***

Данную стих.работу не вполне можно отнести к разряду экспериментальных, всё же Автор решил разместить её в настоящем разделе по соображениям, представленным ниже; применительно к которым она и была написана в качестве наглядного примера. Эти "рифменные соображения", выраженные в наглядных примерах и пояснениях, не относятся к разряду "глобально-эвристических", а лишь дополняют собой, в определённой мере, стихосложение, предлагая новые варианты применения некоторых (уже "имеющихся на вооружении") разновидностей рифмы, расширяя технические возможности созвучий и привнося свежую окраску в их голубино-замшелую обронзовелость.

***
Ритмический рисунок(базовый):
_ _ + _ _ + _ _ А
_ _ + _ _ + _ _ А (_ _)
_ _ + _ _ + _ _ А (_ _)
_ _ + _ _ + _ _ А

***

          (у)ДАЧНАЯ ИДИЛЛИЯ
                (монорифма не–
                равносложная)



Созидательных дней череда!..
В городах "исхудавшие" дачники,
Озадачась грядущим, удачно ки–
нулись вдаль (иногда через дав–
          ку автобусов и электри–
          чек) гуртом, горожанином трижды прок–
          лятым. Сбросить оживший внутри жирок
          От заморских "даров". Ухитрив–
шись обставить Европу с отры–
вом в полкорпуса, "ратники" ринулись
С тылу, стильных диванов отринув бли–
зость, в бурьян – покорять пустыри.

Несговорчивый чертополох
Подготовился к битвам неплохо. Ми–
нимизировав риск, взвился лохмами
По чертогам хозяйским. И лох
          Земледелец, решивший: пустяк –
          Натощак, в одиночку и с тяпками
          Одолеем! Недельку спустя, как ми–
          ленький, выдохнет: "Глупости! Так
Наберёт первородных щедрот
Огород плодородной природной си–
лой!" Разброд сумасброд наперёд вносил
В оборот сева – прёт гуще дрот

Сложноцветьем двуполым с одёж
Супротивно-мутовчатым ёжиком.
Беспросветно идиллия стёжек ом–
рачена в мир соседства надёж–
          нейшим способом и безобраз–
          нейшим видом, ударившим разом по
          ней шимозой шипа. Полдвора запол–
          нивши монстерой до несураз–
ности в праздности (до гематом
На стихавшей лишь затемно томности),
Настигавшей бойца за кустом, но сти...
.   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .
Но стихи в этот раз не о том!



25 мая 2014 г.

* * *

ДОПОЛНЕНИЕ.1:
Данной работой Автор вводит понятие и даёт толкование новому варианту МОНОРИФМЫ:

МОНОРИФМА (МОНОРИМ) НЕРАВНОСЛОЖНАЯ – вариант МОНОРИФМЫ, когда все строки рифмуются между собой посредством неравносложных созвучий, т.е. слов с общим (созвучным) ударным слогом и различным количеством послеударных слогов.
По способу рифмовки, помимо КОНЕЧНОЙ, может быть и ЗЕРКАЛЬНОЙ.


ПОЯСНЕНИЕ:

а). Такой вариант монорифмы даёт возможность сочетать слова с общим (созвучным) ударным слогом (или рифментом) и различным количеством послеударных слогов (неравносложная рифма) без ритмических сбоев, не нарушая заданного стихотворного размера, что особенно важно для текстов, имеющих мелодию (песенных). При этом значительно расширяется количество слов, широкого применения которых в качестве конечной монорифмы/рифмы поэты избегали ввиду их неравносложности, нарушающей ритмику стихов.

б). Другой способ для применения неравносложных созвучий в рифмопарах (рифмосочетаниях) без нарушения стихотворного размера – сочетание их с помощью ЗЕРКАЛЬНОЙ (а также ВНУТРЕННЕЙ) РИФМЫ, что детально и с наглядными примерами описано в Авторской работе "ЗЕРКАЛЬНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ".


ПРИМЕР.2 (меньшей неравносложности):

Московский кинофестиваль
Уступит Каннскому едва ли –
Для сцен в финал арендовали
Банкетный зал и двести Валь!..

Пример.2 ни в коей мере не затрагивает профессиональные и прочие, в высшей степени положительные, качества творческих работников киноиндустрии. Однако, ничто (особенно теперь!) не мешает им написать свой и ответный наглядный пример, в том числе и с резким пародийно-сатирическим уклоном в сторону Автора сего четверостишия. Предполагается, всё же, что явиться на люди примеру наглядности следовало бы в сопровождении МОНОРИФМЫ НЕРАВНОСЛОЖНОЙ (как минимум), в противном случае весьма затруднительно было бы уверовать в силу чувств, чистоту помыслов и серьёзность намерений его создателей!

Спасибо!

***

ДОПОЛНЕНИЕ.1(2): НАЧАЛЬНАЯ МОНОРИФМА

Помимо КОНЕЧНОЙ, монорифма может быть представлена и в качестве НАЧАЛЬНОЙ МОНОРИФМЫ, а также СКВОЗНОЙ, проходящей наряду с другими начальными рифмами через всё четверостишие или все стихи.


ПРИМЕРЫ:

(1) – (начальная монорифма)

                ...надёж–
нейшим способом и безобраз–
нейшим видом, ударившим разом по
ней шимозой шипа. Полдвора запол–
нивши монстерой до несураз–

*

(2) – (начальная сквозная рифма)

                ...несураз–
ности в праздности (до гематом
На стихавшей лишь затемно томности),
Настигавшей бойца за кустом, но сти...
.   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .
Но стихи в этот раз не о том!

* * *

ДОПОЛНЕНИЕ.2: ОБЪЕДИНЁННАЯ РИФМА

Пальцы корявой руки
Буквы непослушные гнут:
"Врангель оп–
                раки–
                нут..."
              (В. Маяковский)

Данный образец представлен в качестве наглядного примера – что есть такое ОБЪЕДИНЁННАЯ РИФМА, взамен скучного определения.
Другие и подобные варианты объединённой рифмы от В.Маяковского, а также и само определение, можно посмотреть в "СЛОВАРЕ РАЗНОВИДНОСТЕЙ РИФМЫ" (В.В.Онуфриев) на Сайте РИФМОВЕД.РУ.

Помимо этого, ОБЪЕДИНЁННАЯ РИФМА может быть представлена иначе:


ПРИМЕРЫ:

(1)
Сквозь кривые усмешки, успевши
Навсегда замарать кивер зим–
ней расцветки, успешная Пешка
Продвигалась неспешно в Ферзи.

*

(2)
Оценив ситуацию трезво,
Наотрез повелела: "Конеч–
но нужна и причём позарез Вам
Нынче парочка резвых коней!"

В приведенных примерах рифмовка будет выглядеть так:

(1) – (АА,Б,АА,АБ);
(2) – (А,Б,А,АБ).

*

(3)
До затерянных в пространстве и временем
Припорошенных, со вкусом ани–
совых яблок дней чудесных. Согрей меня,
Сладкий сон, в тот сад скорей помани.

При этом не нарушаются ни стих.метр в частности, ни стих.размер в целом, что особенно благоприятно скажется на песенных вариантах Ваших текстов.

*

(4)
От проблематики Мира
И до любовных соплей.
Долго настраивал Лиру ей,
Чтоб предложила: "Налей!.."

В примере же (4) третья строка выбивается из общего ритма стихов своею дактиль-рифмой, объединяющей в себе "женское" первой и "мужские начала" созвучий, соответственно, второй и четвёртой строк. Однако, если подобным образом Вы оснастите рифменно все катрены (строфы) своего стихотворения или же, например, припевы oder(or) бриджи Вашей песни, имеющие соответствующую их ритмике мелодию, то будет полный порядок, гарантирующий абсолютнейшее и благостное литературное спокойствие, в том числе и Вашим милейшим критикам. Напротив, они единодушно и с одобрением отметят Вашу нестандартность и оригинальность мышления творческого. При этом (как всегда!) окажутся всесторонне и безоговорочно правы, поскольку им деваться будет некуда от Вашей же оригинальности! Ну сами подумайте: разве смогут соперничать оригинальностью и творческой составляющей с Вашими подобными рифмами обычные р.-ш. (из "рифмовника" и Каменного Века плагиатным образом вынутые), к тому же и через одну, а чаще сплошь с глагольно-(полу)ботиночными вкраплениями?!.

Кстати, не следует рифмовать глаголы обычным способом (особенно в ПЛАТИНОВОМ ВЕКЕ), т.к. "глагольно-рифменное единение" (а равно и параллельная рифма) в простых формах и без авторской начинки, есть наиточнейший показатель творческой слабости поэта. Такие рифмы применяют, в основном, малообразованные в поэтическом плане либо начинающие стихосложенцы (а также малоодарённые). Если Вы обнаружили "глагольности" и "параллельности" в опусах, а ещё пуще в "слаборифмованных километрах" отдельных творцов с некоторым "стихо.графическим" стажем, можете быть уверены – перед Вами нагляднейший и ярчайший образчик подобной конфигурации! Убедиться в достоверности этих выводов совершенно несложно. Стоит лишь почитать некоторые работы глагольных гениев от самых первых проб пера и до "шедевров" последних публикаций, как сразу же становится очевидной их хроническая глагольно-параллельная зависимость с ярковыраженными симптомами графоманства!

Это стоит взять себе на заметку и, любезно ставя "отзывчивые подписи" под шедеврами подобной конструкции, задумываться над тем, какое мнение может сложиться о Вас у осведомлённого читателя Ваших же радужных отзывов. А выбор мнений у него окажется не слишком широк и подумать он сможет одно из двух:

– либо Вы дилетант и конского понятия не имеете в стихо.вопросах;
– либо обладаете определённой степенью "кривизны душевной" с примесью лукавства.

Что из этого для Вас предпочтительнее? – решать Вам, не забывая при том о бережном отношении к "платью (или рубахе) с нову, а..." Ну и так далее!

* * *

ДОПОЛНЕНИЕ.3: РАЗНЕСЁННО-ОБЪЕДИНЁННАЯ РИФМА
(или ещё один из возможных вариантов ОБЪЕДИНЁННОЙ РИФМЫ)


ПРИМЕРЫ:

(1)
Сиротеющее древко нам следует
(Справедливости, причём истори–
ческой ради), что грустит без наследников,
Напоследок Ильичу водворить.

*

(2)
Коммунисты – на рожон: почил в бозе, путь
Завершил земной – не трожь! Я же, хит–
ро моргнув, им возражу: разве в позе суть?!
Развернуть – пусть кверху задом лежит.

* * *

ДОПОЛНЕНИЕ.4: СПЛОШНАЯ или ПАНТОРИМНО-ОБЪЕДИНЁННАЯ РИФМА (АЛИНАГЕЕВА РИФМА)
(новейший вариант ОБЪЕДИНЁННОЙ РИФМЫ – "с пылу, с жару!")


ПРИМЕР:

                ТАНЕЦ
     ОГНЕННЫХ САЛАМАНДР


Крепко держишь в своих чертогах,
Точно Синяя Борода,
Но узнал обо мне немного:
То, что в мыслях сплошной бардак.

     Ты придуман из аЛГОРИТМОВ,
     ЧужеРОДных, КОЛЮЧИХ ЦИФР.
     А во мне КОЛОБРОДИТ РИТМОМ
     КОЛОРИТНЫЙ БРОДЯЧИЙ ЦИРК.


ПОЯСНЕНИЕ:

1. КОЛО(бродит) РИТМОМ – КОЛОРИТНЫЙ;
2. БРОДИ(т) – БРОДЯ(чий);
3. (колю)ЧИХ – (бродя)ЧИЙ;
4. ЦИФР – ЦИРК.

В итоге: из всех выделенных целых (а также некоторых частей) слов первых трёх строк четверостишия, если их скомпоновать и состыковать, получается заключительная (и созвучная им) четвёртая строка: КОЛОРИТНЫЙ БРОДЯЧИЙ ЦИРК – А это есть не что иное, как новая форма ОБЪЕДИНЁННОЙ РИФМЫ, в которой конечные рифмы совместно с внутренними созвучиями формируют в итоге целую или ПАНТОРИМНУЮ строку, в том числе и Авторского формата! В данном случае это заключительная строка четверостишия, но подобное "происшествие" не исключается и в случаях с другими строками, в том числе и в строфах не "катренового", а любого другого свойства, не оставляя им (строфам и строкам) никаких надежд на панторимную дискриминацию. Впрочем, последнее обстоятельство напрямую зависит уже не столько от разновидностей строф и рифм, а, большей частью, – от разновидности господ Поэтов!
А, стало быть, Им теперь все карты розданы для раскладывания своих уже и рифменных пасьянсов. Пошли же, Господи, им фарт и выигрыш!..

ПРИМЕЧАНИЕ:
Обозначенное выше четверостишие взято из текста Алины Агеевой (AlinaAgeeva) и после некоторых Авторских изменений, позволивших создать новую форму ОБЪЕДИНЁННОЙ РИФМЫ, представлено в качестве наглядного примера совместно с предшествующим ему катреном, в том числе и для ясности понимания развивающихся полным ходом сюжетных событий, приведших в финале не только к появлению очередной и хорошей песни, но и к созданию нового варианта ОБЪЕДИНЁННОЙ РИФМЫ.
А потому Автор (Ваш покорный слуга) нисколько не возражает, напротив, – решительнейшим образом настаивает на том, что создание им нового варианта ОБЪЕДИНЁННОЙ РИФМЫ состоялось в соАвторстве с Алиной Агеевой.

Мало того, Автор предлагает дать новому варианту ОБЪЕДИНЁННОЙ РИФМЫ второе (и основное!) название в честь своего соАвтора и одного из создателей с тем, чтобы данный вариант ОБЪЕДИНЁННОЙ РИФМЫ вошёл в историю, в том числе и Поэзии под названием – АЛИНАГЕЕВА РИФМА.

Отныне и впредь настоятельно рекомендуется (одновременно полагая и надеясь, что возражающих не окажется) именовать данный вариант ОБЪЕДИНЁННОЙ РИФМЫ именно так!

Спасибо!

***

НА ПРОЩАНИЕ:

Таким образом, если Ваши стихи будут отличаться не только оригинальностью рифм, но и разнообразием их применения по способу рифмовки и положению в стихах, особенно при наличии хорошего и образного сюжета, а не взятого напрокат из окружающей среды, как в нынешнем Авторском случае с "уДАЧНОЙ ИДИЛЛИЕЙ" (поскольку в безвозмездное и общедоступное пространство только откровенный простак или явный дурень может запустить хороший и образный материал без существенной на то причины, особенно в эпоху ярковыраженной и халявно-беспардонной же действительности с повсеместным нарушением Авторского права в "культмассово"-бессовестном масштабе), то всё у Вас получится!

Одним словом, если Вам удалось найти хороший образный сюжет с глубоким и ярким смыслом, не спешите выпускать его на люди в первозданном (т.е. голом) виде, подберите для него подходящие нестандартные и нарядные одежды. И торопиться, т.е. ограничиваться одним сундуком не стоит, перемеряйте с ним все наряды, имеющиеся в Вашем распоряжении, – тогда точно получится!..


Спасибо! Удачи Вам!

* * *

01 июня 2014 г.

* * *