Механика сценического волшебства

Анна Акчурина
Диалог с Сергеем Рябининым, художником-сценографом.


- У тебя концептуальное  вИдение театра. Это и интересно... Расскажи о работе художника в театре.
- Наша работа  - это сценография, декорации, костюмы, реквизит спектакля  - все, с чем взаимодействует актер  и что работает на текст пьесы.  Театральный художник – это человек, который создает  на сцене мир, созвучный  тому миру, который  воплотил  в тексте драматург.  Художник материализует слово в  форму.  И создает  игровое пространство, в котором существует актер, атмосферу …
-  Тонкая это материя…  Язык художника символичен, не прям, использует метафору и аллюзию, работает с подсознанием зрителя.
- Некоторые думают:  поставь на сцене крест - и можно играть что угодно, от «Гамлета»  до «Мастера и Маргариты». Но предсказуемые  метафоры, слишком  прямолинейный язык  в искусстве воспринимаются как пошлость.  Художник, как никто другой, должен  обладать  вкусом. Условная , так называемая «универсальная» декорация, в которой все равно, что играть  – это профанация сценографии как искусства.  Каждой пьесе присущ  свой образ, свой пластический язык, и у каждой пьесы должно быть СВОЕ  уникальное сценическое воплощение.
- Твои сценографические решения  - это зачастую целые инженерные конструкции,  динамично трансформирующиеся  на сцене:  «Брат Чичиков»,  «Лучшие дни нашей жизни».  «Дом, где разбиваются сердца», «Похождения Шипова»…  Каждый раз  ты по-разному  используешь технику сцены,  находя оригинальные решения для осуществления своей идеи, и передачи  развития сюжета. Яркий пример тому  - «Брат Чичиков».  Расскажи  о его находках .
-  Один из классических  приемов для  смены места действия – сценический круг. А в этом  спектакле у меня на  вращающемся кругу стоит  еще один станок, который , как стрелка часов,   по мере необходимости движется  независимо от  основного круга. Обе конструкции работают самостоятельно. По ходу пьесы станок превращается то в венецианскую гондолу, то в дорогу, по которой катит бричка, то в бруствер, откуда отстреливается Ноздрев,  и так далее. В сцене метели вся эта конструкция  - круг и  кибитка на станке -  движется, словно во встречных потоках ветра -  и таким образом, в вихре метели,  герой попадает в Россию.
- Красивый ход…Спектакль отмечали за оригинальную  сценографию. Собственно, автор пьесы, Нина Садур, далеко  ушла от Гоголевского Чичикова. В чем суть пьесы?
- О России говорили…
- О России…  И о купле-продаже  непродаваемого  – совести… Хорошо,  а скажи,  зачем тебе  столько технических  фокусов?  (А еще говоришь, что не любишь Татлина)
- Спектакль  – это событие, развернутое во времени и пространстве. А задача  художника  - обозначить  это время и место с помощью целого арсенала средств  -  декораций,  сценических приспособлений  - так, чтобы это  точно соответствовало настроению пьесы.   Но и это не все. Одна из моих любимых задач – найти способ подать актера крупным планом.
- Как это делается? Ведь театр – не  кино.
- Например, с помощью фурок (приспособлений для передвижения  частей декорационного оформления), сценического круга, подъемно-опускных декораций, качелей, наконец... и так далее. Каждый раз ты пытаешься решить эту задачу по-новому. И, пожалуй,  поиск этих способов - это самое  ценное, чему научил нас наш педагог - Валерий Яковлевич Левенталь.
- Сколько человек училось на курсе, в его мастерской школы студии МХАТа?
- Шестеро. Из сотен абитуриентов было принято 6 человек. Вообще Валерий Яковлевич  выпустил три курса. Мы были последними.  А вскоре после этого он уехал из страны в Америку. Левенталь прежде всего - художник кино, закончил ВГИК. Его огромная заслуга в том, что он первый  привнес в сценическое искусство эффект подачи актера крупным  планом. Много работал с подвижными накатными площадками, которые выезжают вперед, в зрительный зал. И  он первый осуществил приемы  конструктивизма  на сцене Большого Театра.  Например,  его постановка «Отелло» Верди: Левенталь  возвел на сцене многоуровневые станки  разной высоты, заставив певцов двигаться по ним по ходу действия. Он поставил актеров в непривычные для них  условия, сломав стереотипы  оперного жанра.
- А как решал задачу подачи крупного плана ты?

- В спектакле «Дом, где разбиваются сердца»  один из способов   приблизить актера к зрителю  был способ «обманки» - иллюзии приближения. Он заключался вот в чем:  на сцене длинная стена с иллюминаторами , установленная на центральной оси. И когда стена уплывает в глубину, возникает ощущение приближения к нам актера. Иллюзия  – но она работает! Вот  такие вещи и творят волшебство…
- Твои конструкции постоянно движутся, трансформируются, из  рамы картины на зрителя выходят  ожившие  персонажи художника Павла Федотова («Игроки» по Гоголю), гондольер оказывается Чичиковым, а Незнакомка – везет кибитку  вместо лошади. И эта фантасмагоричность оправдана  и задана самим  текстом. Или в "Трех сестрах"  - в сцене, где  дом становится госпиталем для солдат: ширмы из простыней, за которой возникали силуэты солдат, превращались в зловещий театр теней. Это впечатляло.

- Мне как-то жаль, что не удалось воплотить идею  сделать стены дома из льющейся воды – для спектакля «Стулья» Э. Ионеску, поместив  на одной из стен проекцию старой  кинохроники, используя открытую воду, стекающую в водосборник,  и дым (сцена, где герой вспоминает свою жизнь). Тут мне пришлось  уступить режиссеру, ограничившись павильоном  с подвижной стенкой. Этот спектакль, кстати,   мы хотели везти на театральный фестиваль в Авиньон. Но не удалось: кризис, разруха в стране, и не случилось.
- А идея эффектная. И новая. Но технически - хм... Что ж, самое время вспомнить Мейерхольда и его "заумь": вот где новаторство.
- Мне не близок  театр Мейерхольда. Поиски формы исключительно ради формы, эпатаж, перегибы в поисках  ради одной новизны - мне это не симпатично. Мы работаем  со словом, с настроением пьесы, мы работаем  на драматургию. В этом суть поисков.
- Это как раз в традиции Русского театра. Психологизм, «вечные вопросы» - словом, все, что формирует человека.
-  Желание Мейерхольда создать новый театр   понятно. Старый театр – иллюстративен. К началу 20 века он уже исчерпал себя, имитируя реальность.  Но сценография – не  имитация реальности. Это искусство превращения - одного в другое.
- Искусство завязано на образе. И значит, требует глубины.  Перед художником всегда стоит вопрос: в каком направлении идти?
- Я не люблю повторов. Бывает так: хорошая, крепкая работа. Грамотная. Но не прорыв.  Понимаешь? Так уже делали.  Нужны новые  значимые идеи.
- Тогда  о современности. Новые технологии изменили  наше представление   о зрелищном искусстве. Большие  сценические  площадки, оснащенные  огромными экранами дали новые возможности, но  и  поставили под сомнение существование старых форм.  Значит ли это, что театр  как  жанр – отмирает?
- Вся суета  по поводу того, что театр умирает – чушь. Театр  впитывает то информативное поле, в котором  находится,  и  из него формирует  язык, на котором  говорит со зрителем. Да, прежние приемы  устарели, и сейчас театр еще не имеет другого,  выверенного языка. Пройдет этот период  растерянности. Язык найдется.
- В то же время  технические новшества подчас мертвят, выхолащивают сцену. Каково  твое отношение  к новым формам?
- Как к любым формам. Все дело  в отборе. ЧТО именно ты выбираешь из предложенного арсенала  инструментов  и  ДЛЯ ЧЕГО – вот что главное.
- Многие уверены, что в эпоху высоких технологий  художник в театре станет не нужен.
- Это абсурд. Нет театра без художника. Без его концептуальной мысли. Бывает, что художник заменяет в постановке режиссера, его идея становится ключом к спектаклю. Да, в игровом жанре тон задает режиссер. А художник находит  выразительную форму.
-Я знаю тебя по драматической сцене. Но у тебя есть и другая «ипостась».  Расскажи о своей работе в Казанском театре  кукол.
-Театр  кукол - это своеобразный театр, отличный от драматического.  Этакий «театр в кармане» -  камерный, условный. У него совершенно иной художественный язык, язык гротеска. Здесь одушевляется неодушевленный предмет  – кукла. У нее совсем другая сценическая пластика, нежели у актера. И, как известно, у этого театра бескомпромиссный  зритель.

...
…В мастерской главного художника столы завалены разноцветной пленкой , на стене - эскизы к будущему спектаклю. Как обычно, им присуща лаконичная простота и вместе с тем некая утонченность, характерная для графического стиля Сергея Рябинина.

- Сейчас  я работаю над  спектаклем «Альбом для дочери»  - по музыке Нажиба  Жиганова (пьеса А. Егорова). Когда-то  композитор написал для своей  маленькой дочери альбом музыкальных пьес , связанных  с разными  событиями ее жизни, светлыми, и  драматичными.  В этом спектакле кроме кукол-перчаток будут плоские куклы-марионетки и, для раскрытия идеи пьесы, я решил ввести в действие цветной театр теней, куклы которого прозрачны и имеют фактуру и цвет, в отличие от обычных кукол театра теней.

- О! Кажется, в нашем театре кукол такого еще не было.

- Точно. Всякий раз экспериментируешь, изобретаешь что-то новое.

- Приоткрой секрет: из чего будут сделаны прозрачные куклы?

- Из полиэфирного цветного стекла и витражной пленки. Работа очень интересная,  приоткрывает нам  личный  мир  композитора, классика.  Спектакль обещает стать  заметным событием в жизни театра  - если  проблемы с   финансированием не помешают  выпустить его в срок.
- Вечная тема: "нет пророка в своем отечестве"... Кто из твоих сокурсников остался в профессии ?
- Практически только  Елена Мирошниченко. С настоящим положением дел в российском театре трудно мириться.
- Еще учась на 4 курсе МХАТа, ты делал спектакль «Последний срок» по пьесе Распутина для Ульяновского театра драмы. Нельзя не отметить твои эскизы  для этой пьесы.  Прекрасные работы, во всех отношениях - и как  живописные, станковые произведения  тоже. Они, что называется,  атмосферны. И композиционно - сильны, и по настроению.
Твоя сценография  спектакля «Похождения Шипова» (пьеса Б.Окуджавы)  получила Гран-при  на международном фестивале  спектаклей малых форм «LUDI» в 2012 году (г. Орел).  Так же ты награжден  дипломом  за лучшую  сценографию (пьеса  «Без вины виноватые» - Островского, 2011 г., Калуга). У тебя есть свой стиль, метод, культура исполнения, наконец, нетривиальный  багаж.   Скажи,  кто -  главный человек, повлиявший  на тебя в профессиональном смысле?
- Наиля Халитовна Кумысникова - педагог театрального отделения Казанского художественного училища им. Фешина. Ей, как педагогу и как человеку, и как прекрасному художнику,  я обязан, как никому другому.

...
19.11.2013.