О копытах у Парнаса

Сергей Ивволгин
Опуская все не самые лучшие обороты полученного мной послания, я вынужден процитировать основную побудительную его часть.
Отвечая на просьбу автора, вижу и несомненную пользу для любых других начинающих, которые ещё не успели ступить на тропу безмерного тщеславия.
Итак;

«Однако я великодушно предоставлю Вам возможность доказать обратное. Как раз на этом самом стихотворении. http://www.stihi.ru/2013/12/18/7101
Не самая сильная моя вещь, поэтому без всякого сожаления отдаю его Вам, как говорится, на поток и разорение (вряд ли Вы сумеете сделать с ним что-либо более путное). Жду НАСТОЯЩЕЙ рецензии аккурат под ним.
Не извольте сомневаться, я не упущу возможности вдоволь посмеяться над Вашими потугами.»

А вот и сама «не самая сильная вещь»:

Уныло цокают Пегасовы копыта

Уныло цокают Пегасовы копыта:
Несносна ноша легковесных фраз…
Несчастный, заигравшийся Парнас
Остался у разбитого корыта.

Величие былого позабыто:
Пигмеи мысли ставят скучный фарс…
И что моё отчаянное «пас»,
Когда за мной давно немые плиты?..

Один не воин?.. Только не поэт!
А сивых табунов несносен бред
Причастному к «Плеяде», точно к школе!

И потому бездарнейшим шутам
Я, презирая новомодный хлам,
Бросаю позабытое: «Доколе?!»

10.03.2007

Первая строка написан пеоном IV в 13 слогов, а три последующие строки пеоном II. При этом парная строка имеет всего 11 слогов. Но во второй строке уже «лЕгковесных» вместо словарного «легковЕсных».
Это о технической стороне сочинения.

Перейдём к той части, к которой призывает стихира в «Учебнике стихосложения» в «Требованиях к слогу писателя»:

Правильность речи
Ясность речи
Точность речи
Чистота речи

Действительно «несносна ноша легковерных фраз».

3 и 4 строки:
Автор пытается убедить всех читателей, что Парнас грешен, что Парнас заигрался, что Парнас «остался у разбитого корыта».
Да, никогда! Он же Парнас! (не сын, но гора) А не тот, кто пытается на него взойти.
 
Только, возомнивший себя великим при жизни автор,

Несчастный, заигравшийся в Парнас, (как в кубики или в солдатики)
Остался у разбитого корыта.

Величие былого может быть позабыто только отдельными индивидами. На Парнасе – всё великое поместится. На виду! Чтоб не забыли!

Сказавши «Пас» – следует умолкнуть. Не уподобляться тем болтунам, которые периодически часто прощаются, обещая застрелиться. Тем более, что плиты нЕмы – на них ни букв, ни царапин. Пусто.

«Сивых табунов несносен бред
Причастному к «Плеяде», точно к школе!»

Ну, табунов Пегасов не бывает, даже сивых; слово из первой строки, Пегас, который «цокает уныло копытами» перед лицом «причастного к плеяде», не больше и не меньше… Пегас – он один единственный. Ничейный и посещающий тех, кого сочтёт нужным. Не пишущий стихов, но вдохновляющий, которого ни взнуздать, ни объездить!
А что «причастного к плеяде» –  так ещё большой вопрос: «А кто причастил-то? И когда?»

Заключительный терцет настолько сложен для разбора, что остаётся задаться авторским вопросом: «ДОКОЛЕ?»
(конец ответа)

 ОДНАКО http://www.stihi.ru/2010/12/27/5100

Осла учили как-то стать поэтом.
Вполне конкретно, нет, не Насреддин.
И книг набрали – дюжин пять, при этом.
Филолог был приставлен не один.

Его строку к строке слагать красиво
Учили, чтоб пропал в нём дилетант,
Забыв, что кроме: вежливо, учтиво
И в рифму, –  как бы нужен и талант.

Ученья все, старания, успехи
Заметны скоро будут, а пока,
С уменьем, невзирая на прорехи,
Коллег обводит взглядом свысока.

Восславили и, чтоб не осрамиться, –
Нахваливают ослика Иа.
Жалеючи, услужливые лица
Всегда найдут хвалебные слова.

И в зарослях словесных эволюций
Разыскивают новый оборот,
Да с помощью туманных резолюций
В поэзии этапный поворот.

Талант он! Не досуг про ямбы-рифмы,
Сомнений нет! Он вам не по уму!
Со всех сторон заслуженности грифы.
И этого достаточно ему.

 _______

Поэзия, однако, где-то рядом.
Застенчива, задумчива, вольна!
Не вычурна наградами, нарядом,
Но ясности и свежести полна.


27 XII 2010

СМЕЙТЕСЬ!