Популярные песни ХХ века в России 1904 год

Константин Николаев 4
Предыдущая глава (1903 год) http://www.stihi.ru/2014/06/05/6831

Продолжение экскурса в «Популярные песни ХХ века в России».

Глава V. 1904 г. «И ТИХО СТРУИТСЯ СЛЕЗА»

События в Российской Империи
9 февраля произошло сражение крейсера «Варяг» с японской эскадрой. Началась Русско-японской война. С начала января 1904 года крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» находились в нейтральном корейском порту Чемульпо. 9 февраля капитан «Варяга» Всеволод Фёдорович Руднев получил от японского контр-адмирала Уриу ультиматум: до 12 часов покинуть порт, иначе русские корабли будут атакованы на рейде. Руднев решил прорваться с боем в Порт-Артур. При выходе из порта русские корабли встретили японскую эскадру. Бой продолжался в течение часа. «Варяг» получил, по разным данным, от 7 до 11 попаданий. После своза команды на нейтральные корабли, «Варяг» был затоплен путём открытия кингстонов, а «Кореец» взорван. После русско-японской войны японское правительство создало в Сеуле музей памяти героев «Варяга» и наградило Руднева орденом Восходящего солнца.
18 апреля состоялся бой на реке Ялу между русскими и японскими войсками.
15 октября Российская вторая тихоокеанская эскадра (30 боевых кораблей, 228 орудий) под командованием вице-адмирала З. П. Рожественского вышла из Ревеля на Балтийском море и направилась в Порт-Артур.

Театр:
17 января в Московском художественном театре состоялась премьера пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад».

Грамзапись:
На музыкальном рынке появились грампластинки фирмы «Пате» (Pate), основанная братьями Шарлем и Емилем Пате (Charles & ;mile Path;) в Париже. В 1894 году они начали продавать фонографы собственного производства, первоначально основанные на дизайне Эдисона. Вместе с фонографами продавались и чистые валики для того, чтобы люди могли делать собственные записи. К 1896 года «Пате» имели офисы и студии записи не только в Париже, но также в Лондоне, Милане, и Москве. В 1904 году фирма начала производство грампластинок, но диски «Пате» оставались непохожими на любые другие. Диски вращались со скоростью 90 (и даже 120) оборотов в минуту, а не 78 или 80. Запись начиналась с внутренней канавки, двигаясь от центра диска к краю, а не наоборот. Даже размеры грампластинок были необычные: в то время, как пластинки других компаний были 7, 10 и 12-дюймов, диски Пате были 21, 25, 27, 29, 35 и 50 см (примерно 81;2, 10, 113;4, 12, 14 и 20 дюймов). Неудивительно, что грампластинки системы «Пате» можно было проигрывать только на аппаратах фирмы «Пате», которые в свою очередь обычно не могли проигрывать пластинки других фирм.


ДЕСЯТЬ САМЫХ-САМЫХ ХИТОВ 1904 ГОДА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

1. ГИБЕЛЬ «ВАРЯГА»
Музыка Алексея Турищева, слова Рудольфа Грейнца, перевод Елены Студенской.

Наверх вы, товарищи! Все по местам!
Последний парад наступает.
Врагу не сдается наш гордый «Варяг»,
Пощады никто не желает.

Все вымпелы вьются, и цепи гремят,
Наверх якоря поднимают.
Готовые к бою, орудия в ряд
На солнце зловеще сверкают.

Свистит и гремит, и грохочет кругом,
Гром пушек, шипенье снарядов.
И стал наш бесстрашный и гордый «Варяг»
Подобен кромешному аду.

В предсмертных мученьях трепещут тела...
И грохот, и дым, и стенанья,
И судно охвачено морем огня.
Настала минута прощанья.

Прощайте, товарищи! С богом, ура!
Кипящее море под нами!
Не думали, братцы, мы с вами вчера,
Что нынче умрем под волнами.

Не скажет ни камень, ни крест, где легли
Во славу мы русского флага.
Лишь волны морские прославят в веках
Геройскую гибель «Варяга».
© Такун Ф. И. Славянский базар. – М.: «Современная музыка», 2005. - автор немецкого оригинала назван с ошибкой - "Р. Рейнц" вместо "Р. Грейнц".

Перевод стихотворения «Der Warjag» австрийского поэта и драматурга Рудольфа Грейнца (1866—1942), впервые опубликованного в мюнхенском журнале «Jugend» 25 февраля 1904 года, через три недели после гибели крейсера. Перевод Студенской вышел в апреле 1904 года в санкт-петербургском «Новом журнале литературы, искусства и науки», в том же номере был приведен и оригинал Грейнца. Евгения Михайловна Студенская (в девичестве Шершевская, 1874—1906) — поэтесса и переводчица, выпускница историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета.
Музыку написал воспитанник 12-го Астраханского гренадерского полка Алексей Сергеевич Турищев (1888-—1962). В 1905 году он победил с песней в конкурсе на лучшую песню-марш для торжественного приема, который устраивал Николай II в честь экипажей «Варяга» и «Корейца».

Впервые записан на грампластинку русским народным хором под управлением Василия Сергеевича Варшавского, солист Нефедов. Пластинка вышла на фирме "Бека Рекорд" в 1905 году.
"«Бека Рекорд» – граммофонная фирма, правление и фабрика которой размещались в Берлине. Для выполнения записей приглашался инженер-звукотехник фирмы «Фаворит» Биркган. Русский репертуар был обширен, причем первые записи сделаны в 1905 году (артистка М. И. Долина). Фирма нередко продавала
матрицы с русским репертуаром другим граммофонным обществам, выпускавшим купленные записи под своими этикетками. Это вносило путаницу и вызывало резкое недовольство артистов, которым был нанесен материальный ущерб. В
1914 году, в связи с началом империалистической войны, фирма «Бека Рекорд»,
прекратила свои операции в России. В дальнейшем влилась в крупнейший в Европе граммофонный концерн Карла Линдштрома". (А. И. Железный "Наш друг грампластинка").
В дальнейшем хор Варшавского записывал "Гибель "Варяга"" на пластинку несколько раз.

Песня входила также в репертуар русского народного хора под управлением Ф. П. Павлова.

Песню называют по-разному: «Гибель «Варяга»», «Памяти «Варяга»», просто «Варяг» или по первым строчкам «Наверх вы, товарищи, все по местам».

Грамзапись:
1905:Русский народный хор п/у В.С. Варшавского, солист Нефедов. Бека-Грандъ-Пластинка;
1906: Русский народный хор п/у В.С. Варшавского, солисты Г. А. Быков и Г. Т. Антонов, Москва. Фаворитъ 1-79191;
1908: Русский народный хор п/у Ф.П. Павлова, солист Ф.П. Павлов, Москва. Zonophone X-64686;
1910: Русский народный хор п/у В.С. Варшавского, солист Г. Миронов. Лирофонъ 793;
1910: Павел И. Троицкий, акк. ф-но, Москва. Стелла 12583;
1943: Центральный ансамбль Краснофлотской песни и пляски ВМФ, акк. оркестр, дир. С.Г. Герчиков и Г.И. Беззубов, солист Н. Г. Волчков. Апрелевский завод 11609;
1950: Краснознаменный им. А.В. Александрова ансамбль, солист К.Г. Герасимов. Завод грампластинок Москворецкого района 18823 В.
http://www.youtube.com/watch?v=BqZrKCRQ6dU


2. ВСЕГДА И ВЕЗДЕ ЗА ТОБОЮ
Музыка неизвестного автора, переложение Софуса Гердаля, слова Николая Дервиза.

Всегда и везде за тобою,
Как призрак, я тихо брожу,
И с тайною думой порою
Я в чудные очи гляжу.

Полны они негой и и страстью,
Они так приветно глядят,
И сколько любви, сколько счастья
Они мне порою сулят.

Быть может, и время настанет,
С тобою не будет меня,
И в очи те чудные, станет
Смотреться другой, а не я.

Другому приветно заблещут
Твои огневые глаза...
Как вспомню их, сердце трепещет
И тихо струится слеза.
© Везде и всегда за тобою : (Цыганскiй романсъ): Для голоса с ф.-п.: с.1-f.2 / Перел. Софусъ Гердаль, М. : Гутхейль, 1880.

Цыганский романс в переложении Софуса Гердаля. Слова Николая Георгиевича Дервиза (фон-Дервиз; сцен. псевд. Эндэ; 1837—1880), артиста оперы, концертного певеца.
Данные об авторстве в разных источниках расходятся. Иногда Гердаля указывают не как аранжировщика, а как автора музыки. Иногда автором музыки указывают М. А. Шишкина.

Романс впервые записан на грампластинку Варей Паниной под аккомпанемент гитар К. Василева и Н. Шишкина. Также входил в репертуар Юрия Морфесси.

Грамзапись:
1905: Варя Панина, акк. К. Василев, Н. Шишкин (гитары), Москва. Zonophone 14714 (под названием «Везде и всегда»);
1913: Юрий Спиридонович Морфесси, акк. А. Шишкин и Н. Дулькевич (гитары), С.-Петербург. Amour Gramophone Record 222304;
1922: Евгения Александровна Сергеева, акк. Отто Урак (ф-но). Vox 2022;
1932: Александр Иванович Алексеев, акк. гитара, Москва. Музтрест 2233;
1937: Вадим Алексеевич Козин, акк. В.Е. Поляков, И.И. Ром-Лебедев (гитары), Москва. Апрелевский завод 5784;
1940: Константин Александрович Нежданов, акк. Б. Кремотат (гитара), Ленинград. Ленмузтрест 438А;
1941: Маруся Сава, акк. Странствующие цыгане, дир. Ф.Я. Заркевич, Нью-Йорк. RCA Victor 25-0054-B;
1944: Георгий Павлович Виноградов, акк. Н.Н. Кручинин (гитара),
Москва. Апрелевский завод 11969;
1946: Надежда Андреевна Обухова, акк. М.Н. Сахаров (ф-но). Апрелевский завод Г-13734;
1948: Георгий Павлович Виноградов, акк. М. Морозов (гитара), Ленинград. Артель «Пластмасс» 147;
1965: Алексей Покровский, акк. В. Сазонов и В. Рысков (гитары). Мелодия Д 00016191-2;
1970: Валентин Баглаенко, LP «Цыганские песни», Мелодия CM 01923-4;
1985: Соломон Хромченко, акк. Русский инстр. ансамбль п/у А. Цадиковского, LP «Русский романс», Мелодия С10 21491 000;
1985: Артур Эйзен, акк. Академ. орк. русских нар. инстр. Гостелерадио СССР п/у Н. Некрасова, LP «Русские романсы», Мелодия С20 22649 004;
1987: Алла Баянова, акк. А. Колпаков (гитара), LP «Мои песни», Мелодия, C60 24435 004;
1987: Владимир Степанов, акк. Инстр. ансамбль п/у Н. Калинина, LP «И то же в Вас очарованье», Мелодия С20 25093 003;
1987: Валерий Агафонов, LP «Песни сердца (2)», Мелодия С60 27403;
1989: Лидия Захарченко и Николай Гуторович, акк. А. Мартынов (гитара), LP «Старинные романсы», Мелодия С20 28873 008.
Вадим Козин http://www.youtube.com/watch?v=jcrswvuCGTM


3. НЕ ТВЕРДИ
Музыка Александра Дюбюка, слова Павла Муратова.

Не тверди для чего
Я смотрю на тебя
И зачем и за что
Полюбил я тебя?

В твоих чудных очах
Утопил сердце я
И до гроба любить
Буду только тебя.

Не могу не любить,
Знаю, страшно страдать.
Так уж, видно, судьба
Тебя, друг мой, узнать.

Не тверди: для чего
Я смотрю на тебя
И зачем и за что
Полюбил я тебя?
© "Не тверди для чего я смотрю на тебя" : Цыганская песня: Для голоса с ф.-п. / Слова П. Муратова; Музыка Александра Дюбюка. М. : К.И. Мейковъ, 1869.

Цыганская песня. Музыка Александра Ивановича Дюбюка (1812—1897), пианиста, композитора, музыкального педагога. Дюбюк написал теоретическое пособие «Техника фортепианной игры», принятое в качестве руководства в Московской консерватории.

Романс впервые записан на грампластинку Варей Паниной под аккомпанемент гитар К. Василева и Н. Шишкина в 1904 году.

Грамзапись:
1905: Варя Панина, акк. гитары, Москва. Gramophone 23588;
1944: Георгий Виноградов и Петр Медведев, акк. Н.Н. Кручинин (гитара), Москва. Апрелевский завод 12063;
1975: Алексей Покровский, акк. Г. Петров и Л. Шумеев (гитары), LP «Русские народные песни и романсы», Мелодия С20-05959;
1976:  Соня Тимофеева, акк. И. Ром-Лебедев, Н. Морозов (гитары), Н. Эрденко (скрипка), LP «Старинные романсы», Мелодия С60-07439-40;
1990: Валентина Пономарева, акк. К. Чаплыгин, К. Гогунский (гитара), LP «Старинные романсы и вальсы», Мелодия C60 29779 008;
1991: Геннадий Каменный, акк. анс. «Мелодия», рук. Б. Фрумкин, струнная группа п/у Сергея Скрипки, LP «Белой акации гроздья душистые», Мелодия C60 30293 002;
Алексей Покровский http://www.youtube.com/watch?v=dOl8zGGxT_E


4. ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ
Cлова и музыка Марии Пуаре.

Я грущу, если можешь понять
Мою душу доверчиво нежную,
Приходи ты со мной попенять
На судьбу мою, странно мятежную.

Мне не спится в тоске по ночам,
Думы мрачные сон отгоняют,
И горючие слезы к очам,
Как в прибое волна, приливают.

Как-то странно и дико мне жить без тебя,
Сердце лаской любви не согрето.
Но мне правду сказали: моя
Лебединая песня пропета.
© Очи черные: Старинный русский романс. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.

Первая строка иногда поется «Я грущу. Если хочешь понять...» Романс написан Марией Яковлевной Пуаре  (1863— 1933), театральной актрисой (по сцене Марусина), эстрадной певицей, композитором, поэтессой, писательницей. Есть версия, что романс был сочинен для спектакля по пьесе А. Плещеева «В своей роли», поставленного в самом начале двадцатого века в театре «Аквариум», где Мария Пуаре сыграла в спектакле главную роль и написала музыку к постановке.
Романс «Лебединая песнь» стал столь знаменитым, что его распевала вся Москва, публика буквально валом валила в сад «Аквариум», а имя Пуарэ было у всех на устах. Этот романс стал любимым в репертуаре Вари Паниной (говорят, она пела его на смертном одру).

Романс впервые записан на грампластинку Варей Паниной под аккомпанемент гитар К. Василева и Н. Шишкина в 1904 году. Также входил в репертуар Александра Давыдова, Марии Эмской, Наталии Тамары, Марии Каринской.

Грамзапись:
1905: Варя Панина, акк. К. Василев, Н. Шишкин (гитары), Москва. Zonophone 14713;
1910: Александр Михайлович Давыдов, акк. ф-но, С.-Петербург. Gramophone 4-22186;
1911: Мария Александровна Эмская, акк. фортепиано и скрипка, С.-Петербург. Сирена Грандъ Рекордъ 10797;
1990: Валерий Агафонов, LP «Песни сердца (2)», Мелодия С60 27403 004;
1991: Юрий Морфесси, акк. С. Голицин (ф-но), LP «Старинные романсы и песни», Мелодия М60 49451 008 (перезаписи с пластинок 1930-х гг.);
1992: Валерия, LP «Побудь со мной», Ладъ LD-237023;
1997: Евгения Смольянинова CD "В лунном сияньи".
2000: Наталия Тамара CD "Русский романс. Золотая серия".
2000: Мария Каринская CD "Русский романс. Золотая серия".


5. Я ВАМ НЕ ГОВОРЮ
Слова и музыка неизвестного автора.

Я вам не говорю про тайные страданья,
Про муки адские, про жгучую тоску,
Но вы все видите, прелестное созданье,
И руку ласково вы жмете бедняку.

В вас нет любви ко мне, но вы душою нежной,
Душою женственной умеете щадить
Разбитые сердца и дружбой безмятежной
Мятежную любовь хотите усыпить.

Но если б знали вы, как сильно сердце стонет,
Какая боль в груди, какой огонь в крови!
Когда мой робкий взгляд во взгляде вашем тонет,
И дружбу ищет он, и тщетно ждет любви!
© «Я вам не говорю» : Цыганский романс для голоса с ф.-п.; c.1-e.2 / Арр. Д. Михайлов. СПб. : Давингоф, ценз. 1905.

Цыганский романс неизвестного автора в арранжировке Д. Михайлова. В некоторых источниках указывается, что слова и музыка К. Бернарова.
Романс впервые записан на грампластинку Варей Паниной под аккомпанемент гитар К. Василева и Н. Шишкина в 1904 году. Также входил в репертуар Александра Давыдова, Александры Ильмановой.

Грамзапись:
1905: Варя Панина, акк. К. Василев, Н. Шишкин (гитары), Москва. Zonophone X-63569;
1907: Александр Михайлович Давыдов, акк. ф-но, С.-Петербург. Gramophone 3-22698;
1907: Александра Васильевна Ильманова, акк. ф-но, Москва. Zonophone X-63294;
1909: Александр Михайлович Давыдов, акк. ф-но, С.-Петербург. Фаворитъ Рекордъ 1-75143;
1931: Александр Михайлович Давыдов, акк. А.И. Лабинский (ф-но). Gramophone 30-6488;
1939: Кето Константиновна Джапаридзе, акк. С. Бабов (ф-но), Москва. Апрелевский завод 9560;
1939: Константин Станиславович Калинис, акк. Карпенко (рояль), Ленинград. Ленмузтрест 418В.


6. НЕ УВЕРЯЙ, БРОСЬ
Cлова и музыка Ивана Бородина.

Мне говоришь, рабом ты будешь,
Молиться станешь мне одной,
Что век меня ты не забудешь,
Лишь только б я была с тобой.

П р и п е в:
Не уверяй, брось!
И не целуй, брось!
Все лишь обман,
Любви туман.

К себе ты страсти не возбудишь,
Не верю я любви твоей,
Моим ты никогда не будешь.
И не отдам души моей.

П р и п е в.
© «Не уверяй - брось!» : Цыганский романс: Для голоса с ф.-п.; си b - соль.2 / Слова и муз. И.А. Бородина. СПб. и др. : Циммерман, ценз. 1902.

Цыганский романс, написанный Иваном Августовичем Бородиным в 1902 году. Записан на грампластинку Анастасией Вяльцевой под аккомпанемент фортепьяно в 1904 году.

Грамзапись:
1905: Анастасия Дмитриевна Вяльцева, акк. ф-но, С.-Петербург. Zonophone X-63553.


6. ТЕПЕРЬ В ТВОЕЙ, ЛЮБОВЬ, Я ВЛАСТИ
Музыка Александра Чернявского, слова неизвестного автора.

Прошли порывы юной страсти,
Прошел младенческий тот бред,
Теперь в твоей, любовь, я власти,
И ты одна даришь мне свет, да!

П р и п е в:
Любовь, любовь, пусть ты одно мгновенье.
Любовь, любовь, пусть ты сплошной мираж.
Любовь, любовь, хоть ты мне наслажденье,
Любовь, любовь, ты мне вечность дашь!

Теперь кругом светло и ясно,
И ты царишь в моей груди,
Меня манишь к себе всевластно
И дразнишь счастьем впереди.

П р и п е в.
© Теперь в твоей, любовь, я власти : Для голоса с ф.-п.: f.1-g.2 / Муз. А. Чернявского Приплет.  СПб. : Леопас, ценз. 1903.

Слова неизвестного автора. Музыка Александра Николаевича Чернявского (настоящая фамилия Цимбал; 1871—1942), пианиста, композитора, аранжировщика. После окончания Петербургской консерватории долгие годы работал аккомпаниатором на эстрадах Петербурга и ряда провинциальных городов, одновременно с этим сочиняя множество романсов, песен, куплетов, военных маршей.

Записан на грампластинку Анастасией Вяльцевой под аккомпанемент фортепьяно в 1904 году.

Грамзапись:
1905: Анастасия Вяльцева, акк. ф-но, С.-Петербург. Gramophone Concert Record G.C.-23463.


8. ВСПОМНИ
Музыка Александра Вилинского, слова неизвестного автора.

Не в силах глаз я оторвать
От твоего изображенья,
И дни надежд и упованья
В моей душе живут опять.
И тяжелей на сердце тучи,
И злоба вновь кипит во мне,
О, память, сердце мне не мучай,
Твердя о чудной стороне!

Вспомни, вспомни, всё измена губит,
Вспомни наши все мечты!
Жизнь мою разбил ты!
Кто другой всей душой
Так тебя полюбит?
Кто сильней меня полюбит?
Кто умрёт, любя, мой друг, тебя?

Иль это всё тяжёлый сон?
О, нет, душа в тебе застыла!
Любовь на миг один светила
И снова в мрак я погружена.
Я бросила все мечты, стремленья,
Меня манит лишь смерть и мгла,
Зачем же в чашу наслажденья
Ты яд безжалостно мне влил?

Вспомни, вспомни, всё измена губит...
(Слова предоставлены сайтом vylceva.net)

Слова неизвестного автора, музыка Александра Борисовича Вилинского (1869—? гг.), композитора, дирижера, оперного и опереточного тенора и артиста.
Записан на грампластинку Анастасией Вяльцевой под аккомпанемент фортепьяно в 1904 году.

Грамзапись:
1905: Анастасия Вяльцева, акк. ф-но, С.-Петербург. Gramophone Concert Record G.C.-23465.


9. ПОСТОЙ, ЗДЕСЬ ХОРОШО
Музыка Леонида Николаева,  слова Афанасия Фета.

Постой! здесь хорошо! зубчатой и широкой
Каймою тень легла от сосен в лунный свет...
Какая тишина! Из-за горы высокой
Сюда и доступа мятежным звукам нет.
 
Я не пойду туда, где камень вероломный,
Скользя из-под пяты с отвесных берегов,
Летит на хрящ морской; где в море вал огромный
Придет - и убежит в объятия валов.
 
Одна передо мной, под мирными звездами,
Ты здесь царица чувств, властительница дум...
А там придет волна - и грянет между нами...
Я не пойду туда: там вечный плеск и шум!
© Постой! Здесь хорошо! : Романс: Контральто или бас с ф.-п. / Слова Фета; Муз. Леонида Николаева, М. : Гутхейль, ценз. 1902.
 
Стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета (1820—1892). Написано в 1855 году. Вошло в цикл «Элегии и думы». Было положено на музыку в 1902 году Леонидом Владимировичем Николаевым (1878—1942), композитором и пианистом, одним из наиболее заметных представителей отечественной фортепианной школы первой половины XX века.

Романс записан на грампластинку Леонидом Витальевичем Собиновым (1872—1934), оперным певецом (лирический тенор), одним из крупнейших представителей русской классической вокальной школы. Во время учёбы в университете принимал участие в студенческом хоре. С осени 1892 года начал занятия вокалом в Музыкально-драматическом училище при Филармоническом обществе в Москве, в котором учился до 1897 года. В эти же годы он выступал в итальянской оперной труппе. В 1897 году стал солистом Большого театра. Дважды был директором Большого театра — в 1917—1918 гг. и в 1921 г.

Грамзапись:
1904: Леонид Витальевич Собинов, акк. Д.Г. Корнилов (ф-но), Москва. Gramophone Concert Record G.C.-2-22658.
Леонид Собинов http://www.youtube.com/watch?v=12m-BbcTHpM


10. ПОСЛЕДНИЙ НОНЕШНИЙ ДЕНЕЧЕК
Народная.

Последний нонешний денечек
Гуляю с вами я, друзья.
А завтра рано, чуть светочек,
Заплачет вся моя семья.

Заплачут братья мои, сестры,
Заплачет мать и мой отец,
Еще заплачет дорогая,
С которой шел я под венец.

Коляска к дому подкатилась,
Коляска об землю стучит.
Коляски старший восклицает:
«Готовьте сына своего!»

Крестьянский сын давно готовый,
Семья вся замертво лежит.
Крестьянский сын давно готовый,
Семья вся замертво лежит.
© Ах, эти черные глаза. 300 любимых песен / Сост. Ю. Г. Иванов. Муз. ред. С. В. Пьянкова. — сборник (с нотами). — Смоленск: Русич, 2004. — 446 с. с.

Песня о призыве в армию. Была очень популярной, известна во множестве вариантов. Мелодия игралась шарманщиками в русско-японскую войну, а после в поху Первой мировой и Гражданской войн.

Впервые записана на грампластинку в 1904 году Русским хором п/у Е. И. Ивановой. Также входила в репертуар хора под управлением В. Варшавского, Александра Давыдова, Семена Садовникова.

Грамзапись:
1904: Русский хор п/у Е. И. Ивановой, дуэт Елизавета Иванова и г-н Городинский, Граммофон Концерт 2-24556;
1907: Александр Михайлович Давыдов с акк. балалайки Б. Трояновского, Граммофон Концерт G.C.-3-22697;
1908: Русский хор п/у В. Варшавского с акк. оркестра гармоний, Фаворит-Рекорд 1-79005;
1910: Ф. Шевелев и хор А. А. Александрова, Омокорд 40162;
1911: Семен Павлович Садовников с акк. балалаек и мандолин, Зонофон Х-2-62945;
1911: Русский хор п/у Ф. П. Павлова, Сирена Гранд Рекорд № 10741;
1912: М. А. Эмская и Русский хор п/у А. Л. Леонидова, Сирена Гранд Рекорд № 11024;
1915: Надежда Васильевна Плевицкая, Пате 26623;
1945: Андрей Иванов и Ансамбль народных инструментов п/у Н. Н. Некрасова, Грампласттрест 12264;
1994: Жанна Бичевская, «Русские Песни. Часть 1» APEX Records AXCD 2-0047.

Другие песни 1904 года
11. Луна в небесах золотая (N.N.)
1904: Николай Владимирович Каржевин, акк. ф-но, Москва. Патэ 24120
12. Все говорят, что я ветренна бываю (Ф. Садовский – В. Павлов)
1905: Анастасия Вяльцева, акк. ф-но, С.-Петербург. Gramophone Concert Record G.C.-23462.
13. И не моу и все люблю (Н. Зубов – А. Маттизен)
1904: Раиса Михайловна Раисова. Gramophone 23382
14. Моя любовь для Вас забава (Я. Пригожий – А. Александров)
1904: М. А. Макс, С.-Петербург. Gramophone Concert Record G.C.-2-22541
15. Снова со мною ты (Н. Зубов – N.N.)
1904: Раиса Михайловна Раисова. Gramophone 23385
16. Ночи бессонные (Я. Пригожий – А. Протопопова)
1904: Раиса Михайловна Раисова. Gramophone 23388
17. Саса Гриша (N.N.)
1904: Цыганский хор В.В.Паниной, соло цыганка Мотя, Москва. Gramophone Concert Record G.C.-2-24545
18. Не в силах я забыть (А. Таскин – В. Мазуркевич)
1904: Андрей Лабинский. акк. ф-но, С.-Петербург. Gramophone Concert Record G.C.-2-22209
19. Когда я был свободный мальчик (народная)
1903: А. Я. Прокофьев, акк. ф-но, Москва. Gramophone 2-22091
20. На старом кургане (В. Калинников – И. Никитин)
1904: Василий Семенович Шаронов, акк. ф-но, С.-Петербур.  Zonophone X-62287


(При написании использовались материалы сайта «Russian Records», а так же лазания по Интернету).

На фотографии одна из популярных исполнителей русских и цыганских романсов в 1904 году в Российской Империи Варя Панина (Варвара Васильевна Панина; 1872 —1911).

Продолжение (1905 год) http://www.stihi.ru/2014/06/07/5904
===