Шопен

Эльза Попова
                Фредерик Франсуа Шопен
                (22 февраля 1810, деревня Желязова-Воля, близ Варшавы — 17 октября 1849, Париж)
                польский  композитор и пианист-виртуоз, педагог.

                После  прочтения  « Шопеном полнюсь наудачу...» (Мир Искусства Елены Грислис)
                http://www.stihi.ru/2014/02/07/750
                решила  восполнить  пробел  в  собственной  Шопениане.



                И он подобно менестрелю,
                Брёл в окружении баллад,
                Настроив лютню на свирелей /символ гармонии/
                Лирический французский лад.




Наиграна  лирическая  пьеса,
Который  раз  исполнена  на  бис.
Спасением  от  всевозможных  стрессов
Шопен  звучит  сегодня, как  изыск.

В  нём  хрупкость  вместе  с  жизненною  силой,
Решимость  и  страданье  в  унисон
Импровизацией  отобразились
На  нотном  стане  ключевых  персон.

Варшава. Так   непостоянна   юность,
Семья, заботы, преданность, друзья.
Касание  неуловимо  к  струнам,
Меняя  виртуозно  голоса.

Чередованье  разных  интервалов
Озёрную  покачивали  зыбь,
Всё  ярче  настроенье  нарастало,
Намереваясь  вдохновенно  взмыть*.

Отъезд, успех, концерты, обустройство.
Оттенками  наполнена  игра.
Предчувствие  и  нотки  беспокойства,
В  порывах  ностальгии  вечера**.

На  родине  восстание  народа,
Смятение  по  клавишам  спешит.
Орган  под  сводом  старого  собора,
Печальная  гармония  в  тиши.

Шопен  был  одинок  среди  веселья,
В  сюите  вальса  напряжённый  темп.
Обрывки  фраз  за  сменой  настроенья
И  резкий  срыв  аккорда, низкий  тембр.

Ах, Вена! Танцы, званные  обеды,
Приёмы  и  отменное  вино,
Непринуждённы  светские  беседы,
Этюд, ноктюрн, мазурка, болеро.

Нередко  приходилось  притворяться,
Мог  бушевать  под  пальцами  рояль
Тоскливо, глухо, мрачно... Может  статься
Сердцам  добра  добавит  новый  вальс,***

Вводящий  дробно  в  атмосферу  бала.
Мельканье  разных  образов  и  лиц.
Картина  переполненного  зала
От  фраков, платьев, вышитых  петлиц.

Неудержимы  чувства, встречи, письма.
Разбавит  пылкость  доля  озорства.
Им вторят  плавность, сдержанность  и  кистью
Портрет  написан...ради  баловства.****

Дворянская  известна  щепетильность;
Фамилия  и  статус - как  укор.
Надежды  разбивает  меркантильность,
Грустна  соната  си  бемоль  минор...

Париж. Пороки, роскошь, добродетель.
Раздумия  о  жизни  и  судьбе.
Метаясь, ищет  выход  из  сюжета
Мелодия, слепая, в  полутьме.*****

То  устремляясь  вверх, то  вниз, как  будто
Вот-вот  найдёт  решение...но  нет,
К  началу  возвращается  и  смутно
Доигрывает  суету  сует.

У  темы  приближенья  экипажа
Лирически  красивая  канва.
Прощание  недолгое. От  "блажи"
Очередная  смена  не  спасла.

Печален  Лондон  сыростью  угодий.
Едва  успела  осень  скрасить  дни.
Поэт  незабываемых  мелодий
Исполнил  свою  исповедь  души...










В  качестве  наглядного  пособия  использована  книга  Изабеллы Хитрик  "Лирический  дневник  Шопена".
http://chopindiary.narod.ru/1_21.html


* Шопен Вальс Ре - Бемоль Мажор

** Шопен Вальс № 14 ми-минор

***Шопен  Венский  вальс

Марией  Водзиньской  был написан известный акварельный портрет Шопена.
Водзиньские, денежные дела которых были сильно расстроены, хотели так выдать дочь замуж, чтобы она обрела богатство. Шопен хорошо зарабатывал уроками, но не был богатым человеком.

*****Шопен  Вальс № 3 ля минор
http://www.youtube.com/watch?v=PURlDLVADTE





картина
Шопен, играющий на фортепьяно в салоне князя Радзивилла. 1887, Генрих Семирадский (1843-1902)




Рецензия на «О дальней Родине. Шопен» (Виктор Ратьковский)

Все гении стоят у края бездн,
Судьбе своей ничуть не прекословя.
Тоска по родине, тяжелая болезнь
Подтачивали слабое здоровье.
07.06.2014 16:16