Школа юмора. Урок восьмой

Свободин Игорь
Начинаем изучение МНОГООБРАЗИЯ СВОЙСТВ действительности как категории юмора.

 Существуют объективные свойства действительности(законы), и их многообразие является основой для юмора.
Действительность существует, прежде всего, в виде материальной и нематериальной составляющих.
МАТЕРИАЛЬНОЕ – это всё, что можно увидеть, услышать, ощутить.
НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ – это всё остальное (слова, понятия, чувства, действия, события, качества, время и т.д.)


Свойства материального и нематериально отличаются.  Юмор – это, как мы уже знаем,  искажение, игнорирование объективных свойств действительности.

Материальные предметы имеют свойства, и свойства предметов без предметов не существуют. Если сказать, например, - «Я люблю цветы» - это нормально воспринимается, а если сказать – «любовь» - то это ставит в тупик, потому что не понятно чья любовь, к кому любовь.


Материальное имеет  свойства, подчиняющиеся физическим законам.  Юмористы могут игнорировать или намеренно путать свойства материальных предметов.

 Кстати, намеренно путать свойства нематериального и материального – это метод и  юмористов, и литераторов. Потому что точно так же создаются и метафоры. Поэты и писатели часто пользуются метафорами, чтобы как-то оживить описываемое, сделать красочней, интересней. Например, метафоры  «колесница любви», «сладкое чувство».

 Искажение свойств действительности в сторону преувеличения тоже используется литераторами и называется ГИПЕРБОЛОЙ. Геперболы и метафоры так распространены в использовании нами, что даже уже и не воспринимаются как юмор.
 
Свойства разных материальных предметов могут отличаться. Намеренно путать свойства разных материальных предметов – это тоже метод юмора. Например, деревянный стол не может таять как снег. Поэтому фраза «растаял деревянный стол» - может быть шуткой.

Перейдём к рассмотрению отдельных важных свойств действительности.

1.Время  действует на все предметы, а не на какие-то отдельные. Действительность имеет свойство изменяться во времени.
 
Примеры:

- Вон на той полке уже половина десятого.

- Который на улице час?

Пример.

- Хочу мороженное!
- А ты помнишь, я тебе его два дня назад давал? Куда дел? Опять потерял?

2 . Материальные предметы состоят из частей. Свойства целого и части целого отличаются.
 Части целого имеют свойства пространственной относительности по отношению друг к другу.
 Если оторвать части целого друг от друга, то целое может перестать существовать.

Пример.

- Давай разделим машину пополам. Тебе перед, мне – зад.

Пример.

- Мне стало веселей!
- В каком месте?

Пример.

- Как заставить двигаться лошадь?
-А ты пришпорь её заднюю часть, а передняя часть сама поскачет!

Пример.

-Беги быстрей.
- Я то бегу быстро, только вот ноги приходится постоянно подтягивать - отстают.

Пример.

- У меня уже горло болит от кашля. А запасного горла у меня нет.



Если делить на части нематериальное, то это тоже может быть метафорой. Например, фраза  «Подари мне половину своей любви».

3. Свойства действительности относительны. Например, если предмет большой, то большой относительно другого какого-то предмета или относительно какой-то «среднестатистической» величины.

Принцип ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ – излюбленный принцип для многих юмористов. Если А изменяется относительно Б, то и Б изменяется относительно А. В жизни часто причину делают следствием, потерпевшего – виновным,  и т.д.

Пример-анекдот.

Пассажир кричит водителю:

- Нажми на какую-нибудь педаль! На нас движется вон то дерево!

Пример-анекдот.

- Что там за шум во дворе?
- Да это машина ехала по улице, а угол дома оказался не на месте.

Пример.

- Беги быстрей.
- Я то бегу быстро, но время бежит ещё быстрее (или - Дорога слишком медленно движется навстречу)

Пример-анекдот.

Фото на фоне Пизанской башни.
- Ну ты там и нализался!

4. Свойства живого материального отличаются от свойств не живого материального.

Пример.

- Здесь чистый воздух.
- Да таким воздухом даже мои ботинки дышать не будут!

Пример.

В мчащемся автобусе людей бросает из стороны в сторону.
 
- Ты меня любишь, поэтому и пришёл ко мне.
- Нет, я пришёл к тебе согласно закона всемирного тяготения.

Как мы уже писали ранее, одушевление неодушевлённого это также и метод метафоры.
 


Изучение юмора сводится к изучению многообразия действительности. Поэтому, видимо, тот, кто больше знает, тот имеет больше возможностей для юмора.
 
Любые свойства имеют закономерности. Если знаешь закономерность чего-то, то придумать шутку не составит большого труда. Например, закономерность – люди не живут вечно. Отсюда, например, шутка «Давай встретимся лет через двести».
Примеры разных закономерностей: закон всемирного тяготения, закон сохранения энергии, закон Архимеда, у людей рождаются дети, деревья растут постепенно (не сразу), люди придерживаются правил поведения, существуют юридические законы, и тысячи и миллионы других разных закономерностей, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни.

Примеры:
 
Не всё можно увидеть, услышать, ощутить здесь и сейчас:

— Пап, а что дальше — Луна или Бердичев?
— Не морочь мине голову! Подойди к окну. Луну видишь?
— Да, вижу.

Нельзя сравнивать разнородное:
- А какой у тебя рост?
- 145.
- Ты такая маленькая принцесса. А сколько весишь?
- А вешу еще меньше, 120.

Когда падаешь (чихаешь и т.п.), то нет времени заниматься другими делами:

Мать упрекает шестилетнего Вовочку:
- Опять ты упал в лужу в новых штанишках!
- Мамочка, я упал так быстро, что не успел их снять.

Предметы имеют многообразные физические, химические свойства, имеют отличающиеся  особенности описания и т.д. и всё это многообразие – основа для юмора.

Урок первый http://www.stihi.ru/2014/06/12/3418
Урок второй http://www.stihi.ru/2014/06/13/2218
Урок третий http://www.stihi.ru/2014/06/14/2698
Урок четвертый http://www.stihi.ru/2014/06/14/9012
Урок пятый http://www.stihi.ru/2014/06/15/2696
Урок шестой http://www.stihi.ru/2014/06/15/7108
Урок седьмой http://www.stihi.ru/2014/06/16/2291
Урок восьмой http://www.stihi.ru/2014/06/17/2368
Урок девятый http://www.stihi.ru/2015/05/12/1766
-