Сказание об антонии митрополите сурожском, глава 5

Григорий Бородулин
СКАЗАНИЕ ОБ АНТОНИИ МИТРОПОЛИТЕ СУРОЖСКОМ  ВРАЧЕ И ПРОПОВЕДНИКЕ, Гл. 5

«— Мы глаза, — он сказал — не свои:
Нами смотрит любовь на страданье земное.»
поэт Виктор Кривулин

ГЛАВА 5: ЛЮБВИ АПОСТОЛОМ - ОН В ГОРДЫЙ МIР ЯВИЛСЯ

1.
Мать с бабушкой Антоний в Лондон перевёз –
И в храме там нашли они упокоенье,
У их могил – монах Антоний духом рос,
Там проводил десятки лет Богослуженья.

Безумием, казалось - этот  храм купить,
Когда средь телесериалов – вера гасла,
Но разгоралась средь британцев света нить –
Здесь видел каждый –  вера чистая прекрасна.

И вспоминал святитель – это и тот миг,
Когда для храма – дал старик все сбереженья,
Тот помнил - как в концлагере нацистском гиб -
Молиться стал и Божья Мать дала спасенье.

Сам убирал монах-епископ храма дом –
Где жил отшельником средь Лондона движенья,
Хлеб зарабатывал он сторожа трудом,
День оставлял для архиерейского служенья.

Приход был Лондонский в молитву устремлен
И в силу Таинств – что живят Богообщенье,
От власти кесарей – приход был огражден -
В любви и бедности – шло Церкви возрожденье.

В кругу других конфессий – выбор важен был,
В приходе все единомыслие являли,
В семью слагались – кто молился и служил,
Приходы малые семью их дополняли.

В священство царственное – тут вступал народ,
Кто мiр готов святить ценою даже жизни,
Кто для добра и умирает и живёт,
Кто Царство Божие - зовёт своей Отчизной.

Священство выдвигал епископ и народ,
Собрание священства выбор одобряло,
Священника не часто мог кормить приход –
Труды в мiру миссионерству помогали.

Говение в приходе было таково –
Молитва краткая – затем идёт беседа,
А вслед молчание, что в свет устремлено,
Потом час склАдчинного скромного обеда.

Вновь слово пастыря и Божья тишина,
Для общей исповеди пастырское слово
И если искренне раскаялась душа –
То вновь к принятию Христовых Тайн готова.

2.
Вещал святитель, лишь, о том, что сам познал,
А был талантливым и ведал очень много
И Иисуса встречи – отблеск в нём сиял,
Сияньем Слова Иисусова живого…

Трудился праведник и чтил святых отцов
И жил - в едином с ними духе веры
И истину вещал, как будто бы, с их слов -
Смиренномудро - не гордясь, как лицемеры.

Читаю вновь Митрополита я слова/1/ –
Антоний узников лечил нацизма.
Звал победить в себе насилье зла –
В бой за Христом - идти сын Церкви призван.

В борьбе со злом - мы соработники Творца,
Коль выберем свободу Божьей Правды,
Трудом отбросив - суррогат земной добра:
Страстей разнузданных и наслаждений яды.

Монах Антоний – жизнь не знал семьи простой,
Но он не гнал - детей резвящихся из храма,
Христос всем улыбался - игр их чистотой
И добротою книг – что принесла им мама.

В Союз Советский приезжал митрополит –
Где богословствовать нельзя было открыто.
Идёт в квартиры он и дух его горит –
Даёт он людям то, что властью было скрыто.

Он христианства раскрывал им идеал –
Любви апостолом – он в гордый мiр явился
И красоту вселенской Церкви раскрывал
И тот посев духовный – к Небу устремился.

В Преображение - святые дни Христа -
Судьба больной решалась большевистской власти,
Звезда Полынь уже над Припятью взошла
И, вдруг, ГеКаЧеПе восстал из ада пасти.

Зачитаны столицам – тайные приказы,
Которые запахли кровью прежних дней,
Над остальной страной - заводов вились газы
И брань из длинных «водочных» очередей.

Народ столиц - чрез страх - на улицы пошёл,
Чтоб защитить – гражданской воли изъявленья,
Путч – силы для борьбы кровавой не нашёл
И путь открылся - для России возрожденья.

За возрождение страны - молился патриарх
И за Неё - молился Сурожский Антоний
И вразумил военных их афганский крах
И большевизм пал – явленьем Божьей воли.

Голос Церкви воззвал/2/ -  чтоб в любви жил народ,
Не забыл, чтоб в борьбе о единстве
И в болоте страстей – чтоб нашёл к Свету брод -
В святорусском, чтоб рос Материнстве…

3.
Как каждый, кто Истине вечной служил,
Святитель ценил и чужую свободу,
Свободно сам - в бедности праведной жил,
Пример подавая - Христову народу.

В небесную Церковь - святитель ушел,
Но стали слова его - школой молитвы
И могилка его – для цветов как престол
И  деянья любви - для живых не забыты…

8.04.13 -22.07.14   Григорий А. Бородулин    
      
Примечания:
1. Митрополит Антоний Сурожский, «О насилии», Опубликовано в журнале:«Новый Мир» 2013, №5
2. "Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Снова пронеслись над многострадальной, трагической нашей Родиной грозные дни. И не случайно, как отметил Святейший Патриарх, именно в день Преображения Господня началась та трагедия, которая могла погубить десятилетия русского будущего. Преображение Господне, с одной стороны, говорит нам о трагедии. Пророки Моисей и Илия явились ученикам Христа, говоря с Ним о крестном конце Его жизни (Лк 9:30—31). Но, с другой стороны, Преображение тоже есть обещание. Христос явился во всей славе преображенного человечества. Он явился Своим ученикам таким, каким призван быть всякий человек. И прежде креста и последней победы ученики и Христос сошли в равнину, где ожидала их человеческая трагедия. Да, не напрасно отметил Святейший Патриарх, что этот праздник был праздником трагедии, но и провозглашал победу и свет.
Мы будем молиться сейчас, после отпуста. Сначала принесем Богу благодарение за то, что страшная буря, пронесшись над Русской землей, разнесла те устои порабощения, бесправия, жестокости, которые старались там восторжествовать, и что сейчас мы можем говорить о свободе, говорить о новой возможности, говорить о новых путях для всех народов нашей земли. Будем молиться, благодаря Бога за то, что эта буря в ее самом ужасном пронеслась, но будем помнить, что буря скрывается, расходится не просто, не без человеческого труда. Сейчас нам, за границей находящимся, надлежит молиться, молиться с новым усердием, молиться с новой силой любви о нашей далекой Родине, которую некоторые из нас потеряли еще в детские годы и которая все еще живет в наших сердцах, как свет, как любимая. Но будем молиться также о том, чтобы и будущее постепенно оздоровлялось, чтобы постепенно возрождалась жизнь нашей страны, чтобы пришло к концу все то, что разбивает людей, — не только коварство, не только насилие, но взаимное недоверие, отчужденность, холодность сердечная.
И вот тут, мне кажется, чрезвычайно важно, чтобы русский народ сейчас не забыл сознания единства, не забыл ликования о том, что все слились в единое чувство, что воля у всех была одна, что вдруг все преграды между людьми, всякая рознь растворились, что каждый в каждом увидел брата, сестру, друга, сотрудника, воина, который на одном с ним поле битвы сражается за последние и предельные высоты. Мне кажется, что сейчас вопрос именно так стоит в России: не разойтись на партии, не разойтись на группировки, не начать смотреть друг на друга, как бы забывая, кем был ваш соратник. Знаете, как бывает: ночью смотришь на светлячка — он весь сияет светом, а наутро посмотришь — червяк. И вот в этом есть страшная опасность для всех сейчас: увидев в другом человеке сияние светляка, на следующий день вдруг его не узнать, увидеть только его обыденность и безынтересность. Тут надо сплотиться, тут надо помнить единство, которое было пережито, тут надо его держать сознанием, силой и вместе, соборным умом, строить новую жизнь.
Будем молиться, чтобы тот огонь, который прошел сейчас по нашей земле, зажег человеческие сердца, чтобы теперь было положено начало новой жизни. А жизнь дается подвигом — во имя того, чтобы рассеялась ненависть, чтобы рассеялась подозрительность, чтобы все люди доброй воли сотрудничали друг со другом на созидание новой Святой Руси. Аминь." - слова митрополита Антония Сурожского  23 августа 1991 года …