Ливан. Тёмная ночь, только пули летят высоко

Олег Семичев
               

 Страна, в которой каждый город не похож на другой, где территории разделены между религиями, там  где мы каждый день слышали звуки выстрелов. Это Ливан.

 Пройдя пешеходную границу из Сирии поздно вечером, нам удалось проехать автостопом всего километров пять. Без местной валюты, деньги поменять негде - вокруг только поля и дома. Автостоп в ночи никудышный, зато таксисты останавливают каждую минуту, всем приходится, типа, объяснять: Ноу мани. Решаем заночевать в саду, под апельсиновым деревом. Ночью стрельба - может в Ливане война?

 Утром обычная жизнь. На дороге также - через одну машину такси. Наконец мы уезжаем до Триполя. В городе разменяв евро на местные тугрики, чувствуем себя людьми, уезжаем в долину Кадиша на автобусе.

 Долина Кадиша - христианский район, по всей долине тянется ряд монастырей. Сворачиваем с дороги вниз на тропу, попадаем в сад со спелой хурмой, как такое упустить, объедаемся. Опять стрельба, в долине отражается эхо. Может стреляют по нам, ведь мы же в чужом саду. Пройдя дальше видим двух мужчин собирающих хурму. Спрашиваем у них тропу, они объясняют как пройти и в дорогу угощают нас спелыми, медовыми фруктами. Ну если нас угощают, значит палили не по нам...

 Вниз к реке спускаемся уже в темноте. В начале ноября в Ливане уже не жарко, особенно в горах. Для ночёвки под открытым небом слишком холодно, надо найти какое-нибудь помещение. Хотим вписаться в монастырь, но он закрыт на ключ, монахов в нём нет. Находим рядом гидроэлектростанцию, в ней сидит охранник, спрашиваем его где можно переночевать, он ничего не понимает, но ведёт нас к англоговорящему соседу. Выполнив роль переводчика, сосед нам объясняет, что отелей здесь нет. Охраник электростанции уже поняв нашу ситуацию, входит в наше положение и приглашает нас к себе. Удивительный человек, жаль только не можем с ним поговорить, он не владеет английским, мы не понимаем по арабски.

 На следущий день идём вниз по ущелью. Видно, что летом здесь много отдыхающих, но сейчас никого, наслаждаемся природой и тишиной и снова стрельба. Дорога выводит нас к большому дому. Увидев нас, хозяин дома приглашает нас попить чаю. Он хорошо говорит по английски, долгое время жил в Австралии. Наконец есть у кого спросить, кто же стреляет. Он ответил нам, что он и стрелял, только-что охотился на кабанов.

 Из ущелья Кадиша через перевал с уже выпавшим снегом уезжаем автостопом в город Баальбек. В город нас не завозят, потому что везли христиане, а Баальбек мусульманский, к тому же шиитский. В центре города заселяемся в гостиницу с видом на храм солнца. В Баальбеке кроме римских руин есть ещё достопримичательность - на каждом столбе развешаны флаги исламской террористической группировки Хиз-Болы, на каждой улице плакаты с фотографией её предводителя, везде развешаны фотографии боевиков с автоматами.

 Проснувшись утром мы опять услышали стрельбу. Интересно, на кого охотятся в городе? Выглянув в окно, увидели около семидесяти военных с ружьями на ступенях римского храма. Очень странное зрелище, потом приглядевшись поняли, что у них обычные учения. Но гуляя вокруг храма, шли по тропинке и навстречу нам попались трое подростков с ружьями. Бррр, жутковато, но сворачивать с тропы и убегать не стали, а пошли на них напролом и уже когда подошли к ним вплотную, увидели у них в руках подстреленных птичек. Всёж и в городах любят поохотиться, ну лишь бы пострелять...

 Из Баальбека решаем уезжать в Сирию и на прощание нас обсчитывают в кафешке. На таком негативе выходим на дорогу и стопим грузовик. Водитель грузовика совершенно не говорит по английски, только по арабски, но постоянно говорит и смеётся, попивая пиво прямо за рулём. Проехав несколько километров по трассе он сворачивает на право. Мы его просим нас высадить, но он смеясь говорит, типа, Сирия вокруг, поехали мол, я вас довезу ближе к границе. Ну мы соглашаемся, вперёд к приключениям...

 Проехав по горам через перевал оказываемся в совершенно не туристическом городке Эрсаль. Водитель приглашает нас к себе домой. В доме собирается вся родня весельчака и никто из них не говорит по английски, общаемся на пальцах. Забавная картина - на нас приходят посмотреть пол деревни. Но тут из соседей находят девушку из Беларусии, жену одного из местных жителей. Она у нас весь вечер была в роли переводчика. В этот вечер нас без остановки угощали чаем, кофе, ужином, отказываться нельзя, по восточным законам отказ - это оскорбление. Нас провезли вокруг Эрсаля - обзорная экскурсия, сводили на свадьбу, на которой были все жители городка. И опять стрельба, по местным обычаям на свадьбе стреляют из автомата в воздух.

 С утра за завтраком у нас был урок арабского языка. Показывая на какой-нибудь предмет, фрукт или овощь они называли его по арабски. Нам предлагали остаться у них на неделю, но мы сославшись на авиабилеты отказались. Сажая на такси до границы, нас провожали человек двадцать. Прощались с нами как с родственниками.
ноябрь 2009 год.   Олег Семичев   Проект "Мир без виз".