* * *
Вы за "Онегина" советуете, други,
Приняться мне опять в осенние досуги.
Вы говорите мне: он жив и не женат.
Итак, еще роман не кончен - это клад:
Вставляй в просторную, вместительную раму
Картины новые - открой нам диораму:
Привалит публика, платя тебе за вход -
(Что даст еще тебе и славу и доход).
Пожалуй - я бы рад -
Так некогда поэт
. . . . . . . . . . . . . . . .
1835
А.С. Пушкин
Много уже написала о Поэте - в глазах толпы, которая непосвящённая, непросвещённая и которую Пушкин и не брался посвящать и просвещать, считая это бесполезным делом. Человек Толпы - это Обыватель, всё меряющий на наличие пользы.
Кажется , это у Некрасова:
" Или для вас Аполлон Бельведерский
Хуже печного горшка?"
А польза для обывателя - это реально то, что можно использовать для поддержания биологической жизни - в необходимом количестве и качестве. Но можно возразить :"А зрелища? Они ведь тоже нужны!?" Да, для развлечений, отдыха и подтверждений их жизненных установок, мотивировок, деяний, их идеологического подкрепления. Но опять можно возразить: "Человек не только мал и ничтожен! Он задуман по образу и подобию Самого Совершенного! Кроме низших потребностей толпы существуют ещё высшие потребности - в развитии, самореализации, творчестве, поисках любви, счастья, в познании истины! И если не удовлетворяется хотя бы одна из всех заложенных в человека потребностей, он не будет полностью счастлив..."
Да, но такой путь труден, связан с определёнными потерями, с сознательным лишением себя "земных" благ, и чаще всего люди пополняют ряды большинства (толпы), пасуя перед трудностями, не имея воли, убеждений, склоняясь на сторону житейских ценностей. Только редкие люди ( как их назвать по Пушкину - Герои? Поэты?) порою немалой ценой продолжают этот головокружительный путь на Вершину, которая есть Он Сам, достойный Сын Бога и Замысел Создателя ( отнюдь для меня не в религиозном смысле - автор).
Толпа - дама воинственная, однако. И ни за что не отдаст свои ценности на откуп единицам - инакомыслящим, иноверцам, романтикам, поэтам... Их во веки веков преследовали, начиная с первого нарушения запрета, того самого яблока, которое разом лишила божиих детей райских наслаждений, вечной жизни и божьего покровительства.
Однако, люди почему-то забывают, что не будь этого греха, не было бы и человечества. Не будь людей, продвигающихся по пути познания вопреки устоявшимся мнениям, не было и тех ценностей, на которые уповает толпа, а сама уничтожает тех , кто пытается вырваться за привычные и опасные рамки. Да все и не против новое яблочко познания съесть, но это чревато , мало ли что может случится? "Чревато"... ассоциация опять-таки с яблоком. Вдруг, оно червивым окажется? а червячок так похож на Змия... Толпа представляет опасность самым лучшим устремлениям человечества, ибо инстинкт самосохранения в ней гораздо сильнее инстинкта саморазвития - по сути антиподов.
Вот почему, видимо, так много внимания уделял Пушкин тем, кто по его мнению , и не стоил внимания. Несколько выдержек на эту тему из его произведений:
" Я говорил пред хладною толпой
Языком истины свободной,
Но для толпы ничтожной и глухой
Смешон глас сердца благородный.";
" Душе противны вы, как гробы.
Для вашей глупости и злобы
Имели вы до сей поры
Бичи, темницы, топоры;
...
Беда стране, где раб и льстец
одни приближены к престолу.
...
Суд глупца и смех толпы холодной,
Восторженных похвал... минутный шум.
...
Так пускай толпа его [твой труд] ранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник."
" Ты прав творишь ты для н е м н о г и х,
Не для завистливых судей,
Не для сбирателей убогих
Чужих суждений и вестей,
Но для друзей таланта строгих,
Священной истины друзей"
Заканчиваю почти с того, чем начала:
В мои осенние досуги,
В те дни, как любо мне писать,
Вы мне советуете, други,
Рассказ забытый продолжать.
Вы говорите справедливо,
Что странно, даже неучтиво
Роман не конча перервать,
Отдав уже его в печать,
Что должно своего героя
Как бы то ни было женить,
По крайней мере уморить,
И лица прочие пристроя,
Отдав им дружеский поклон,
Из лабиринта вывесть вон.
Вы говорите: «Слава богу,
Покамест твой Онегин жив,
Роман не кончен — понемногу
Иди вперед; не будь ленив.
Со славы, вняв ее призванью,
Сбирай оброк хвалой и бранью —
Рисуй и франтов городских
И милых барышень своих,
Войну и бал, дворец и хату,
Чердак, и келью, и харем
И с нашей публики меж тем
Бери умеренную плату,
За книжку по пяти рублей —
Налог не тягостный, ей-ей»
Это тоже, как вы поняли, - Пушкин