Читательский обзор. Июнь 2014 БЛК

Михаил Фокс
"Подлинного поэта я узнаю вот по какому признаку: когда я, наведываясь к нему, живу его произведениями, во мне что-то меняется: не столько мои наклонности или вкусы, сколько сама моя кровь, будто пораженная неуловимым и изощренным недугом, который изменяет её обращение, густоту и состав." ...(Сиоран. Искушение существованием. М.,2003., с.87.)
   Ощутил ли я нечто подобное в соответствии с методом Сиорана (в  "доолигархическую" эпоху он более известен в русской транскрипции как  Чоран), читая стихи июньского лонг-листа? Пожалуй, нет, но лёгкие изменения ритма кровотока наблюдались)...Три стихотворения стали причиной этого загадочного процесса: ТАТЬЯНА КОМИССАРОВА «там» http://www.stihi.ru/2013/06/04/57  отборочный тур резидентов БЛК,
АЛЕКСЕЙ МИРОНОВ УРАЛ "хорошо ты купил ту летучую мышь" http://www.stihi.ru/2013/05/20/4606 номинатор Татьяна Комиссарова,
ДМИТРИЙ АРТИС «Только нет ничего кроме речи моей…» http://www.stihi.ru/2014/06/11/10432 номинатор  Геннадий Руднев...
   Во всех трёх есть интригующий наше воображение и нашу память концепт, который я бы определил как "memento mori"...Древняя поэтическая традиция - соединить несоединимое, вы-знать смерть в хитросплетениях жизни, заглянуть туда, где миру ты будешь явлен в другом качестве, но, тем не менее, продолжишь со-бытийствовать. В традиции экзистенциализма - приоткроешь завесу над своей "подлинностью"...Для меня концептуальная глубина и плотность стихотворения решающи с точки зрения эстетической ценности текста и его воздействия на пресловутый кровоток)...При условии, безусловно), адекватной формы поэтического пре-ображения концепта. Все три стихотворения в этом плане хороши.

Татьяна Комиссарова "там"

хочется – выходящего за рамки
бед, огорчений и даже счастья,
дурацких жи-ши-ча-ща.
я сплю, я вижу стены Зарайска.
отчетливо – камни и смутно – лица.
я там не была, но пусть приснится
место - мое по кровному праву
там за Коломной, за Луховицами,
там, где высокий берег правый
речки Осетр с запахом пряным
вдовьей полыни.
пусть мне приснится
жизнь не моя, но ее принимаю -
с болью, с горем, с черными птицами.
там, где горит бузина не сгорая,
там, где с кустов опадает малина,
там, где солнце дробится у края
поля, засеянного молитвой.
там, где гляжу из-за серых ставен
на крест, который еще не поставлен.

Переплетение ощущений, деталей, событий выводит читателя в мир "там", и "там" обретает энергетику некой философской категории. Я уже где-то в предыдущих конкурсах БЛК упоминал о жажде современных мыслителей разрушить старую категориальную систему, ввести термины, связанные с повседневностью, в философский лексикон...Вот "там" как понятие очень даже работоспособно в контексте мультикультурных тенденций и виртуализации бытия)...И, кстати, для меня в этом стихотворении возникла перекличка с рассказом Х.-Л. Борхеса "В кругу руин" - через процедуру поиска героиней своей самости и благодаря её готовности взглянуть "из-за серых ставен на крест, который ещё не поставлен"...Богатство коннотаций для меня тоже на одном из первых мест при восприятии текста. Насколько я знаю), Татьяна Комиссарова не приемлет пафоса, а вот в стихе он всё же наличествует, что стиху только на пользу)...

Андрей Миронов Урал "хорошо ты купил ту летучую мышь"

хорошо ты купил ту летучую мышь
тот фонарик крылатый
с ним на ветке веков ты меня различишь
заметенного ватой
.
и не спишешь камыш травяных облаков
возле дышащей речки
и услышишь хорал земляных червяков
на садовом крылечке
.
порыбачим на них и пойдем и пойдем
буреломом кромешным
вместе с ними о жизни конечно споем
и о смерти конечно
.
так качается тихо на небе веков
той лампады скворечник
что голландцем летучим среди облаков
не утонет конечно
.
хорошо ты купил ту летучую мышь

Как говорил один из героев Стивена Кинга - "это предельно")..."Заметённый ватой на ветке веков" уводит нас в ситуацию ритуала перехода - ёлка, игрушки, Новый год, "не спишешь камыш травяных облаков" - камышовые перья как первый инструмент для письма(преходящее) и "травяные облака"(вечное), "хорал земляных червяков на садовом крылечке" - тот сюрреалистический образ, в котором больше правды о живом, о жизни, чем в каком-либо экологическом манифесте...И идущее рефреном слово "конечно"...В его исконном смысле "конечности"...
И летучая мышь уже не только фонарь, но символ страха, смерти и ночи. Так что, сидя на ветке веков, смотришь на небо веков и постигаешь призрачность(летучий голландец) всего сущего)...

Дмитрий Артис "Только нет ничего кроме речи моей..."

Только нет ничего кроме речи моей,
и не будет вовеки
набелённого льда, перекатов огней,
испаряющих реки.

Откровения, силы, не будет любви
бесноваться частица,
если речи моей под предлогом любым
никогда не случится.

Даже небо не будет смотреться в меня
сквозь линялые шторы,
одеваясь туманом короткого дня,
успокоиться чтобы.

В этом стихотворении, конечно), присутствует не только вышеупомянутый концепт "memento mori" в его экзистенциалистской трактовке, но и концепт гносеологического характера - мир как слово. Мир есть то, что мы знаем, что можем описать, проговорить...Поэтическое "Я" как центр созидаемого и пре-ображённого мира. Поэтический солипсизм - популярный тренд с достопамятных времён. И здесь он явлен без лишнего пафоса, жёстко и лаконично. И очень оправданная тотальная инверсия последней строфы - она переворачивает привычные отношения человека и мира, не человек часть мироздания, но мир есть конструкт нашей речи. В концептуальном плане это можно оспорить, но идея реализована поэтически замечательно...

   Бывают стихи, которые в начале производят сильное впечатление, но по мере перечитывания это впечатление куда-то ускользает, словно "изнашивается"... СЕРГЕЙ МАКСИМОВ 33 «С С СюР – реализм» http://www.stihi.ru/2013/10/22/6212  отборочный тур резидентов БЛК - интересный сюжет, много узнаваемых деталей, эстетическое - от иронии до сарказма...Но потом вспоминаешь юмор такого плана ещё советских времён - под общим лозунгом "мы рождены, чтоб Кафку сделать былью" - и "оптика" восприятия сразу "запыляется" такого рода воспоминаниями, да ещё "соц-арт" Меламеда и Комара приходит на память...А для таких нарративных стихов элемент новизны очень важен...
И фраза "И в предчувствии развязки у него штаны мокры …" тоже не радует, вот для меня как-то это за пределы эстетического выскочило)...

КУЛИКОВ «А где отец? Да на войне» http://www.stihi.ru/2014/05/11/3095 отборочный тур резидентов БЛК...Когда этот стих только появился на отборочном, впечатлил не по-детски). Видимо, и настроение в тот момент было подходящим для таких текстов. Этакий военный триллер. "Так что душа моя невинна"...Шекспировский замах...Но вот этот приём ретардации с гусями стал раздражающим фактором при дальнейшем перечитывании...Понятно, что гуси "гогочут" читателю об опасности, но надо ли в столь акцентированном стихотворении что-то еще добавлять к основному сюжету...На мой взгляд - это лишнее.

ИГОРЬ ГОНОХОВ «Никто» http://www.stihi.ru/2014/01/22/11163 квота Главной редакции ...Популярный в наши постмодернистские времена тренд - смешение "высокого" и "низкого", мифологизация повседневности, хороший пример реализации принципа плюрального кодирования, на котором основаны "игры" постмодерна...И концепт - популярнее сегодня трудно сыскать - поиск своей идентичности...И вторая часть, отделённая многоточием от первой, понравилась. Есть в ней этот самый нерв переживаемого кризиса идентичности. А вот в первой всё же перебор с шансонными мотивами, по фене ботать, конечно, можно, но порой этот речевой контекст читателя в Полифема превращает), одним глазом много не разглядишь...И, кстати, Никто - это всё же имя, хотя и специфическое)...

   Одиссею, Итаке и прочим грекам) в июньском лонге есть где погулять. Так совпало, что ИНГА СТАШЕВСКА «Казалось» http://www.stihi.ru/2014/06/01/3072 отборочный тур резидентов БЛК , ИЛЬЯ БЕСТУЖЕВ «Грека» http://www.stihi.ru/2014/05/26/9941 отборочный тур резидентов БЛК , МОРИОН «Итака. Ее» http://www.stihi.ru/2013/06/25/1155 номинатор Юрий Метелкин обратились тоже к этому своеобразному метанарративу мифологии и культуры...И человеческих отношений, само собой...
В стихотворении Инги Сташевска хорошо передано ощущение утраты, игры с деталями сконструировали то пространство, в котором вечность осязаема и вездесуща. Правда, в финале вылез один из вездесущих мемов - "Имя, сестра, имя"(с), но это упреки и к читателю, и к постмодерну с его "цитатной" неуёмностью))...И рифмы, конечно, впечатлили - "вязанье"-"замок" , "башню"-"рубашку", а вот рифма "кудри"-"кухне" немного "встряхнула" при прочтении), была бы ещё там смысловая связка...

 Стихотворение Ильи Бестужева "Грека" отличается "вязкостью" образов, насыщенностью постмодернистских приёмов, которые порой превращаются в "приёмчики") - "прятал душу в Понтах и шмотках", "прокуратор уснул тверёзым" и т.п. "Огомеренный Агасфер" - а вот он скорее "омарксовлённый", ибо больше напоминает вечно скитающегося пролетария, которому нечего терять и etc)...И при всех этих остроумных и не очень находках не самый любопытный финал. Хотя и в духе постмодернистских "забав")...

Морион "Итака.Её"...Неравноценные в художественно отношении образы: насыщенный - "На ломаном балтийском - снег-мокрица
риф-леера покачивает в такт..." и надуманный - "Холодный город отражает лица..." Излишек "литературности" вообще характерен для этого текста, "блоковского" многовато..."...слегка скользя по колотому льду..." - что такое колотый лёд на улицах, мне жителю Севера известно, но в нём скорее запинаешься, чем скользишь), хотя соглашусь с автором, что скольжение более поэтично, чем спотыкание)..."...на пот, на боль эт сэтэра...житьё..." - вот вместо безликого "эт сэтэра...житьё" просится что-то весомое и неожиданное. Итака была названа, но осталась только пустым именем...

   В позднесоветскую эпоху большой популярностью в среде фрондирующей советской интеллигенции пользовалась фраза Юрия Трифонова - "Главное не смысл, а интонация"(фраза-маркер, проводящая границы между "своими" и "чужими")). Не буду заниматься изысканиями по поводу её прежней популярности(сегодня сия фраза или даже точнее modus vivendi, на ней основанный, снова обретают социальную значимость), да и  к серьёзной аналитике не стоит прибегать - все мы понимаем, что интонация тоже наполнена смыслом, а Трифонов имел в виду нечто иное: если мы не можем  "работать" напрямую с "большими" смыслами, то, тем не менее, можем выразить к ним своё отношение через интонирование сих смыслов...Чем советская интеллигенция активно и занималась)...Пора вернуться к стихам), ибо данная фраза (в формате метафоры) как раз и предназначалась для структурирования пространства июньского лонга. Есть стихи, которые "избегают" сильных идей, они "интонируют" смыслы мира, "недосказывают" нечто важное, любуются мелочами - то, что мы часто связываем с понятиями "зарисовки", "эскиза", передачи настроения и ощущений.  Можно ввести и другой набор терминов - импрессионизм, эскейпизм, вуаейризм...
Всегда современный поэтический тренд и, главное, популярный на БЛК. Четыре автора порадовали ценителей такого тренда своими текстами - ОЛЬГА ДОМРАЧЕВА «бывают облака...» http://www.stihi.ru/2014/05/23/2310 отборочный тур резидентов БЛК
- АЛЕКСАНДР СПАРБЕР «Неуловимое» http://www.stihi.ru/2014/05/14/2613 отборочный тур резидентов БЛК
- АЮНА АЮНА «дикое поле» http://www.stihi.ru/2011/03/13/9968 номинатор Алексей Исхаков
- АЛЕКСАНДРА ГЕРАСИМОВА "сезон шмелей" http://www.stihi.ru/2014/05/04/6368 квота Главной редакции ...

Много "изячных") образов, нарочитой звукописности, то, что очень часто и принимается за поэтичность. "Мерцает тайна на дне реки..."(А.Спарбер), классификация облаков от О.Домрачевой, "пока пока до той поры покуда") "сезон шмелей" в "зелёном волнении" у А.Герасимовой  - любопытно, но эстетическое суживается до рамок предложенного А.Шопенгауэром "прелестного"...Можно, конечно, и концептуальность выстроить - медитативное, дзэн, "сатори" etc), но для таких концептов и своя "правильная" поэтическая форма существует, а иначе получается, как однажды точно заметили про П.Коэльо, "метафизика для бедных")...

Аюна Аюна "дикое поле"

я теряю слова
и смотрю
там в глубоких зрачках у тебя
разливается алая лава
там по дикому полю
бездонному  дикому полю
безудержные красные волки летят
я смотрю и теряю слова
я смотрю
и внутри
просыпается  пламя

Судя по голосованию на БЛК, стих впечатляет...Концентрированная саморефлексия), ничего не скажешь. Красный цвет вообще притягивает. И загадочность в наличии. "Алая лава" - очень свежо) (4 170 000 упоминаний в гугле)...Метафора страсти, которая не убеждает...Или отражение в зрачках разрастающегося рассвета по дикому полю небес, что приводит героиню в экстаз (реалистический подход), или  любовь, сжигающая мир (символизм)...В первом случае любопытно, но всё на уровне некой "зарисовки" и не более. Во втором случае более концептуально, но вторично. Гораздо сильнее это у А.Блока в стихотворении "Принявший мир, как звонкий дар...":

"Принявший мир, как звонкий дар,
Как злата горсть, я стал богат.
Смотрю: растет, шумит пожар -
               Глаза твои горят.

Как стало жутко и светло!
Весь город - яркий сноп огня.
Река - прозрачное стекло,
               И только - нет меня... " etc...

Особняком стоят в июньском лонг-листе два текста, номинированных Ильдаром Харисовым(Арабский Алфавит) - ХАМДАМ ЗАКИРОВ «Новое о текстах, организованных с помощью ритма» http://www.stihi.ru/2014/06/20/5711 и ЯН БРУШТЕЙН «Святая Анна» http://www.stihi.ru/2007/12/24/1808 ...Сюжеты на тему - Как справиться с "отчуждением" в обществе потребления)...Увлекательные тексты, но такой многоречивый верлибр не "рулит" в моём художественном сознании. Кстати, тексты настолько "технологичны", что их легко можно представить в современных масс-медиа)...

ОЛЬГА ХВОРОСТ «Катя» http://www.stihi.ru/2013/07/10/4871 отборочный тур БЛК ...Стих, конечно, хороший...О важном для любого человека...Но такие сюжеты требуют более тонкой работы с материалом, дабы избежать излишней душещипательности, "педалирования" наших легко воспламеняемых чувств. Вот в данном стихе есть ощущение просчитывания реакций читателя, что сразу создаёт эффект "дистанции". Кто читал "Раю" Татьяны Лернер - http://www.stihi.ru/2014/03/06/3567 - , где всё на своем месте, понимает, что я имею в виду...

НАДЕЖДА ТРЕТЬЯКОВА «Свинцовый демон» http://www.stihi.ru/2014/05/17/132 номинатор Алексей Исхаков ...Вот тоже образчик "зарисовочно-настроенческого" стихотворения.

"В окно, с прищуром, хитро глядит луна,
И так и тянет повеситься на луче."

Хорошее желание бродит в воспалённом воображении героини, но сколько раз мы уже подобное читали(по смыслу)..."вырезан из свинца..." - сомнительная операция, фигуры всё же из свинца отливают...Камчадалы - самый неподвижный народ на планете)? Какое-то неубедительное alter ego на левом плече разместилось...

Что просто понравилось? Без сбоя в кровотоке)...ВЛАДИМИР ЦЮПИН "Мир" http://www.stihi.ru/2014/05/06/980 номинатор Тейт Эш и
СЕРГЕЙ ДУКОВ «Июль... Жара... Клубника отошла» http://www.stihi.ru/2014/04/30/5502 номинатор Юрий Метелкин ...

Моё внимание в большей степени привлекли стихи или с хорошей концептуальной основой(где можно помыслить, поконнотировать)), или вызвавшие эстетическое и художественное недоумение(несогласие)...Остальные, мной не упомянутые, остались)(пардон за тавтологичность)) в "золотой" середине, запомнились отдельными образами или строчками, да не будут их авторы в обиде на меня)...