Шри Ауробиндо
ПЕРСЕЙ-ОСВОБОДИТЕЛЬ
Драма
>>
Цефей
Так что ж, и человек взойти способен
К высотам большим, приобщившись к небу
И бытием приблизившись к богам?
Персей
Быть может. Но и низших сил слепых
Еще не счесть, они еще могучи;
И долог, труден путь, ведущий ввысь.
Все ж Истина, гармония взрастут:
Придет однажды день, когда все люди
Близки друг другу станут и едины.
Пока же каждый шаг — уже победа,
Ведь так, за шагом шаг, земля восходит
Все выше, открываясь небесам,
Чтоб в ней однажды смутная душа,
От сна очнувшись, пробудилась к Свету.
<<
ПРЕДИСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА
Шри Ауробиндо известен в мире как выдающийся мыслитель, как лидер национально-освободительного движения Индии, как великий Йогин, первопроходец новой духовной эволюции человека. В гораздо меньшей степени он известен как поэт, несмотря на то, что сам он считал себя в первую очередь именно поэтом, и его достижения в поэзии поистине грандиозны: он создал множество стихов, поэм, поэтических переводов, наконец, гениальный эпос «Савитри», самое большое англоязычное поэтическое произведение в мире, эпос, который в Индии называют «пятой ведой». Однако даже почитателям его поэтического творчества Шри Ауробиндо мало известен как драматург. А между тем он сочинил пять пьес (и еще несколько не закончены) общим объемом около тысячи страниц, и среди этих пьес как минимум две — «Персей-освободитель» и «Эрик» — могут претендовать на место среди лучших достижений мировой драматургии.
*
«Персей-освободитель» — единственная из пьес Шри Ауробиндо, которая была издана при его жизни. Это поистине грандиозное произведение. По масштабности и объему оно занимает в поэтическом творчестве Шри Ауробиндо третье место после эпоса «Савитри» и менее масштабной эпической поэмы в гекзаметре «Илион». В издании Ашрама Шри Ауробиндо пьеса имеет более 200 страниц. Это самая большая пьеса Шри Ауробиндо и единственное из его крупных поэтических произведений, которое было полностью издано при его жизни.
Удивительно, что столь зрелое произведение он написал в достаточно раннем возрасте: пьеса была создана примерно в 1906 г., когда Шри Ауробиндо было 34 года, и впервые увидела свет в 1907 г. в еженедельнике национально-освободительного движения «Банде Матарам», редактором которого был сам Шри Ауробиндо. В 1942 г. пьеса была переиздана и вошла в состав двухтомного собрания стихотворений и пьес автора. Шри Ауробиндо переписал заново утраченный конец пьесы и отредактировал весь остальной текст. Показательно, что именно эту пьесу он выбрал для публикации, видимо, считая ее самым зрелым и значимым из своих драматических произведений.
Это очень масштабное полотно в пяти действиях, со множеством действующих лиц, чрезвычайно многогранным и захватывающим сюжетом. Здесь выведены самые разнообразные типы, удивляющие своей поразительной универсальностью и вместе с тем отличающиеся гениальным своеобразием характеров и индивидуальных черт: боги, герои, чудовища, цари, политики, купцы, мясники и т.;д.
Пьеса построена на основе древней легенды о герое Персее, спасшем царевну Андромеду, отданную на съедение морскому чудовищу. В пьесе Шри Ауробиндо древний миф преображается в глубокую и прекрасную историю о силе и величии человеческой души, способной изменить всю жизнь человека и даже самих богов.
*
Шри Ауробиндо будучи великим Йогином создавал свою поэзию не при помощи ума, а в безмолвии всего сознания принимал ее в готовой форме свыше:
«Мой собственный метод [при написании поэзии] заключается не в том, чтобы успокоить свой ум, поскольку он и так пребывает в вечном покое, а в том, чтобы обратить его вверх и внутрь ... при полном безмолвии не только разума, но и всего сознания в целом. ... Я никогда не думаю и не ищу нужных выражений, как и не пытаюсь писать хорошим стилем; я записываю в безмолвии разума то, что приходит в готовой форме свыше». (Шри Ауробиндо)
Шри Ауробиндо считал, что пьеса как поэтический инструмент может использоваться для выражения глубинных жизненных идей, окрашенных, усиленных романтизмом, который присущ пьесам. Романтизм может быть как недостатком, так и средством великой силы, если его использовать для того, чтобы передать глубочайшие идеи, которые стоят за жизнью человека и наполняют ее. При этом он стремился сделать и пьесу инструментом выражения более высокого Сознания, более высокого Духа, более высокой Мудрости. Именно это Шри Ауробиндо и продемонстрировал в своих пьесах, особенно в «Персее-освободителе», самой грандиозной из его пьес, и в «Эрике», самой психологически яркой его пьесе. В этой сценической форме, которая ограничена самими действиями, речью, призванной выражать внешние отношения, он оказался способен выразить глубочайшие символы и истины мира, Бога, человеческой души, взаимоотношения человека и Бога и, в то же время, глубокую жизненную мудрость, силу характера, силу и значимость человеческих поступков. Эти пьесы глубоко поучительны во всех отношениях, это сокровищницы мудрости, созданные боговдохновенным гением Шри Ауробиндо.
Пьеса «Персей-освободитель» отличается чрезвычайной масштабностью событий и характеров и захватывающим сюжетом. Поразительно, что в этом произведении Шри Ауробиндо предвосхитил многие события XX века. Здесь, например, описывается народный бунт против царя. Некоторые персонажи (например, одержимый дьяволом жрец Полидаон) предвосхитили появление на мировой арене многочисленных фюреров и дуче. Шри Ауробиндо пророчески показывает с могучей драматической силой, какой конец их ждет. Выписаны здесь и другие политические персонажи, например демократический лидер Тероп, царь Финей, мясник Периссий — все они представляют собой универсальные типажи и потому их характер, их поведение в различных ситуациях являются особенно поучительными.
*
Пьеса «Персей-освободитель» написана по мотивам известнейшего древнегреческого мифа о великом греческом герое Персее, сыне Зевса и земной женщины Данаи, и эфиопской царевне Андромеде. Согласно мифу, Персей, возвращаясь на крылатых сандалиях, несущих его по воздуху, из странствий в далеких северных краях, где он убил чудовищную Медузу Горгону, видит эфиопскую царевну Андромеду, дочь царя Цефея и царицы Кассиопеи, прикованную к скале у моря для съедения морским чудовищем, что, согласно предсказанию оракула, должно искупить непочтительность, проявленную матерью Андромеды по отношению к морскому богу Посейдону. Персей убивает чудовище и спасает Андромеду, после чего женится на ней. На свадьбу является прежний жених Андромеды, царь Тира Финей, бросивший ее в час испытаний, и грубо требует у Персея вернуть ему невесту. В итоге столкновения Персея с Финеем и сопровождающим его вооруженным отрядом Персей обращает своих противников в каменные изваяния с помощью головы Медузы Горгоны, которую он носит с собой в особой суме и один взгляд на которую превращает человека в камень. В своей пьесе Шри Ауробиндо в целом следует сюжетной линии древнего мифа, но наполняет ее новым грандиозным содержанием, превращая ее в историю о переходе человеческого ума
«…от полупримитивного темперамента, сохранившегося в достаточно развитой во внешнем отношении цивилизации, к более светлой разумности и гуманизму… и к первым проявлениям более глубинного и высокого психического существа [истинной души человека] и духовного существа [высшего "Я" человека], стать которым — его [человека] окончательное и высочайшее предназначение». (Шри Ауробиндо)
*
На основе пьесы Шри Ауробиндо также можно понять глубинный символизм древнего мифа. Андромеда, прикованная к скале, предстает символом человеческой души, скованной Материей и ограниченной условиями своего материального существования. Морское чудовище — символ низших мрачных демонических сил Хаоса, стремящихся поглотить человеческую душу. Персей, низлетающий свыше на крылатых сандалиях и вооруженный божественным мечом и щитом, олицетворяет нисходящую свыше божественную Милость, божественного Аватара, побеждающего демонические силы и спасающего душу от них и от ее обусловленности Материей. Само рождение Персея через непорочное зачатие, когда Зевс в виде золотого дождя соединился с его матерью Данаей, также является символом Аватара, слияния небесного и земного, божественного и человеческого, золотого потока Божественной Милости, нисходящего из духовных и супраментальных сфер, и земной женщины, Родительницы, Природы, рождающей от соединения с этими плодоносными золотыми водами свыше Богочеловека. Нисхождение Персея — Божественной Милости освобождает Андромеду — душу человека и открывает ей новое будущее. Это будущее — в единстве Персея и Андромеды, Божественной Милости и земной души. Такое проникновение в глубинный символизм древнего мифа показывает, что он, так же как и легенды ведического цикла, был создан древними провидцами с целью передачи тайного духовного знания.
*
Представленная здесь пьеса «Персей-освободитель» — это сокровищница глубокой мудрости жизни, мудрости души, мудрости Бога, и мы надеемся, что это блистательное произведение великого поэта-провидца, впервые публикуемое на русском языке, вызовет у вас интерес.
Ритам (Д. Мельгунов)
Предисловие автора к пьесе см. здесь:
http://www.stihi.ru/2014/07/03/9593
Фрагменты пьесы «Персей-освободитель» можно прочитать на моей странице:
http://www.stihi.ru/avtor/ritam1&book=13#13
Полное издание двух главных пьес Шри Ауробиндо «Персей-освободитель» и «Эрик» в одном томе «Шри Ауробиндо. Истории Любви - избранные пьесы»
можно приобрести здесь:
либо здесь:
Издательство «МИРРА» (Санкт-Петербург)
mirra@mirra.sp.ru
тел. (812) 717-57-03