Шри Ауробиндо. Персей - От автора

Ритам Мельгунов
Шри Ауробиндо

ПЕРСЕЙ-ОСВОБОДИТЕЛЬ
Драма


ОТ АВТОРА

Легенда о Персее

Акрисий, аргивский* царь, предупрежденный оракулом, что сын его дочери Данаи станет причиной его смерти, понадеялся, что сможет избежать рока, заточив дочь в медную башню. Но Зевс, царь Богов, низошел к ней в темницу в виде золотого дождя, и Даная родила от него сына, который получил имя Персей. Узнав о рождении внука, Акрисий отправил Данаю с ребенком в море в суденышке без руля и ветрил, но судьба и боги снова вмешались, и под их покровительством суденышко безопасно достигло острова Сериф. Здесь Данаю встретил с почетом царь Серифа. Когда Персей возмужал, царь, желая жениться на Данае, решил отправить его на верную смерть, повелев ему убить Медузу Горгону на диком, неизведанном и снежном Севере и принести ему ее голову, один взгляд на которую превращал людей в камень. Персей при помощи Афины, Богини Мудрости, которая дала ему божественный меч Герпий, крылатые сандалии, способные нести его по воздуху, свой щит, или эгиду, и шлем-невидимку, после множества приключений достиг успеха в своем поиске. На обратном пути он прилетел в Сирию и увидел Андромеду, дочь Цефея и Кассиопеи, царя и царицы Сирии, прикованную людьми к скале на съедение морскому чудовищу во искупление непочтительности, проявленной ее матерью по отношению к морскому богу Посейдону. Персей убил чудовище и спас Андромеду, после чего женился на ней.

В этом произведении древняя легенда лишена своего изначального характера героического мифа; она сделана ядром, вокруг которого развиваются сцены романтической истории о человеческом темпераменте и жизненных мотивах, написанной по елизаветинской модели. Страна, в которой разворачивается действие, — это вымышленная, а не историческая Сирия. Поистине, эллинская легенда никак не может вписаться в условия жизни семитского народа и его ранней арамейской цивилизации: город Цефея следует рассматривать как греческую колонию с белокурой ахейской династией, правящей эллинизированным народом, который поклоняется древнему средиземноморскому божеству под греческим именем. В работе такого рода, являющейся плодом романтического воображения, подобное произвольное обращение с историей не имеет значения. Время здесь — более чем эйнштейновское в своей относительности, творческое воображение полновластно распоряжается им и организует его; фантазия правит безраздельно; названия древних стран и народов задействуются только как черты декоративного фона; анахронизмы вступают в игру везде, где только находят легкий доступ, идеи и ассоциации всех эпох и краев сливаются воедино; миф, вымысел и реальность образуют одно целое. Ибо сценой здесь является человеческий ум всех времен: предмет пьесы — один из инцидентов в его переходе от полупримитивного темперамента, сохранившегося в достаточно развитой во внешнем отношении цивилизации, к более светлой разумности и гуманизму — переходе, никогда не застрахованном полностью от восстания мрачных или неистовых жизненных сил, которые всегда присутствуют в подавленном, подчиненном или дремлющем состоянии в строении цивилизованного человека, — и к первым проявлениям более глубинного и высокого психического и духовного существа**, стать которым — его окончательное и высочайшее предназначение.

Шри Ауробиндо


* Т. е. царь Аргоса (прим. пер.).

** Психическим существом Шри Ауробиндо называет истинную бессмертную душу человека; духовным существом — высшее «Я» человека (прим. пер.).



Предисловие переводчика к пьесе см. здесь:
http://www.stihi.ru/2014/07/03/9467


Фрагменты пьесы «Персей-освободитель» можно прочитать на моей странице:
http://www.stihi.ru/avtor/ritam1


Полное издание двух главных пьес Шри Ауробиндо «Персей-освободитель» и «Эрик» в одном томе «Шри Ауробиндо. Истории Любви - избранные пьесы»

можно приобрести здесь:

либо здесь:
Издательство «МИРРА» (Санкт-Петербург)
mirra@mirra.sp.ru
тел. (812) 717-57-03