Обзор итоговой книги IV конкурса

Титов Александр
... фантастики "Великое Кольцо".

 Это традиционная книга, которая является призом победителям конкурса. Они получают по 30 таких книг. Участники - по одной.

 Конкурс проводится в 5-й раз (то есть сейчас идёт 5-й). Конкурс проводится два раза в год.

 К делу.

 В номинации "Фантастический рассказ" победил Сергей Одзелашвили. Он работает садовником. Дал мне совет по рододендрону. Прислал несколько рассказов, обьединеных общей темой: биология и ... скажем так, биоэтика. В книгу вошёл рассказ "Запах счастья". Он перекликается с рассказом любимого мной Саймака об упавшей звезде и выросшем на месте падения ундулирующем, разумном растении и о разумном взаимодействии человека с ним. Насколько разумно (или осознанно?) то, что описанно в рассказе московского садовника?
 Рассказ сделан в традициях классического фантастического рассказа конца 19- середины 20 века. Собственно говоря, номирнация и предназначалась именно для таких рассказов.

 В номинации "Фантастика в поэтическом выражении" победил Александр Назаркин со стихотворением "Возвращение домой", посвященным Б.Пастернаку. Стихотворение очень поэтичное, напряженное, красивое и многоплановое. Если только красота может быть в трагическом ходе жизни. "Музыка" стиха в моем восприятии играет аварию на Байконуре. Но от себя не улетишь...
 Стихотворную номинацию уже дважды мы хотели отменить - но вот наконец она сдвинулась с точки застоя, и в 5-м конкурсе уже сейчас 2 или 3 очень порядочных стихотворения.

 В номинации "Разные жанры" победила стройность и ясность в виде рассказа Eugenius'а для детей на английском языке. Даже мы сделали исключение из формального правила конкурса: принимать только тексты на славянских языках... или "языках славянской группы", как раньше было написано. А что же это такое, и какой термин здесь корректен... Как по мне, так что русский, что английский, что немецкий - почти один язык. Языковеды меня поймут.
 Шаляпин начал 2-ю часть воспоминаний так: "Но какая же это чужбина?" :)

 Кроме текстов победителей (как правило - до 10 страниц от автора - победителя), в книгах традиционно печатаются до 3 текстов по выбору членов жюри. Авторы этих текстов ("дополнительные" лауреаты) получают по 3-5 книг, и диплом победителя.
 В этот раз жюри единогласно выбрало рассказ Ларисы Нестеркиной "Зона отчуждения" про заброшенную железную дорогу сталинских времён. На рассказе лежит тень чисто женской экзальтации, но и другие тени возвращаются благодаря мастерству автора. Вышло так, что 80% обьема книги занимает этот относительно длинный "дополнительный" рассказ с иллюстрациями. Но как нам кажется, именно он соответствует нашему времени.

 Нашему времени, увы, соответствует и оформление этого тома. Поэт и исследователь культуры Сергей Земцов писал про два кабинета в КГБ: с цветным портретом Дзержинского для приятных бесед; и с чёрно-белым для бесед жёстких. Первые два тома выходили с цветными фотографиями питерских летающих тарелок на обложке; на обложке третьего воспроизведена в цвете иллюстрация из "Туманности Андромеды" в детской приключенческой серии; и были цветные портреты "доброго" Ефремова и традиционные цитаты из его интервью на литературные темы. Сейчас книга вышла в монохромном исполнении с сердитым И.А.Ефремовым на обложке и цитатой из "Часа быка".