Н. Благов. Поэма Изба

Рамиль Сарчин 2
Поэма Николая Благова "Изба"

Через два года после написания «Волги» Благов создает «Избу». Впервые она была опубликована в сборнике «Маковое поле» без пометки «поэма». Видимо, тогда поэт и не видел ее в качестве таковой. Действительно, «Изба» внешне – скорее, большое стихотворение, нежели поэма. Ее событийную линию составляет сюжет бытового характера: в дом к матери приходят сыновья с целью увезти ее жить к себе. Бытовой сюжет вообще-то характерен для стихотворений Благова. Вспомним хотя бы «Клад» (1952), «Колодец старика», «Люди моей стороны» и другие стихотворения поэта. А сюжет благовской поэмы, как мы видели в «Волге», хотя и включает в себя бытовые ситуации, тем не менее освещен большим историческим событием. В этом его «поэмное» звучание. В «Избе» никаких великих исторических событий не происходит. Но и здесь, по мере своего движения, бытовой сюжет обретает «поэмный» характер. В структуре «Избы» роль событийного бытового сюжета, пожалуй, имеет большее значение, нежели событийный сюжет в «Волге». В «Избе», в отличие от «Волги», практически нет лирических отступлений (или «наступлений», «опережений»), образующих отдельный лирический сюжет. Лишь в портретных характеристиках персонажей, в описании их быта и особенно в конце «Избы» звучат строки, прямо выражающие авторское присутствие в тексте, его позицию:

Он везде находит,
в сумерках, впотьмах,
небо растворяющий
фар слепящий взмах.
То с кувалдой где-то
рядом ходит труд,
рядом залежь пашут,
рядом горы рвут.
Грохотом дорожным
крепко мир обвит.
Рыжая избушка –
как она стоит?!
Пусть живут как знают,
помоги им бог.
Пусть живут как знают.
Помоги им бог…

Все остальное связано с сюжетом о братьях Поляковых, об их матери и с центральным эпизодом в ее доме. Но, несмотря на то, что событийный сюжет выдвигается на передний план, он не становится структурообразующим стержнем поэмы.   
Эту функцию в «Избе» выполняет характерный для лирики Благова хронотоп «дома». Он заявлен в самом названии произведения. При рассмотрении пространственно-временной организации лирики Благова мы определили облик этого хронотопа. Он является пространством семьи, любви, душевного тепла, уюта. То же самое мы наблюдаем в «Избе». Первая же ее строка задает положительную эмоциональную тональность произведения: «Счастье правит домом». Она господствует на протяжении всего хода сюжета: дома братьев Поляковых из «сосны веселой», в них «ножками босыми плещет ребятня», в душах братьев, строителей дома, «светлый бьет родник». Положительная эмоциональная окраска хронотопа позволяет автору прибегнуть к излюбленному приему олицетворения при описании домов братьев:

…дома у братьев рядом – братья тоже.
Выдыхают к зорям сдобный сизый дым.
Любопытно все же –
Смотрят, щуря окна,
остальные избы смотрят в окна им. 
 
Тем же приемом олицетворения пользуется автор при описании избы матери: «Рыжая, слепая, // клонится ко сну». Одухотворение дома позволяет Благову выразить поэтическую мысль произведения: дом связан с человеком глубокими духовными связями, становится основой его жизни, нравственной сути. Эта мысль вложена поэтом в уста матери. На предложение сыновей построить ей новую избу мать таким образом мотивирует свой отказ: «Старая, плохая – // старость в ней моя. // В новой да хорошей // буду я – не я». Подобное звучание темы «дома» в поэме обусловило своеобразие хронотопа и название произведения. Этимологические словари исток слова «изба» видят    в древненемецком «stuba», что в переводе значит «теплое помещение, баня». Указываются в них и попытки толковать слово как родственное диалектному «стебель», «ствол дерева». На наш взгляд, именно это значение «избы» актуализируется в поэме Благова и является ее смысловым стержнем: изба и мать в ней как «ствол», «сердцевина» «древа жизни», ее первоосновы. Следует сказать, что подобное понимание материнства, дома свойственно не только «Избе», но и «Волге» и всей поэтической системе Благова.
Часть текста, где звучат слова матери об избе, содержащие зерно поэтической мысли произведения, выделена Благовым графически – с помощью единственной разрядки в тексте поэмы, представляющем собой сплошную астрофическую структуру. Помимо графической, поэт прибегает и к «ритмико-интонационной» маркировке этой части. Предшествующее ей повествование полно движения, символизирующего напор жизненной энергии, силы, характерной для братьев Поляковых. Здесь много глаголов активного действия. Вот, например, реплика братьев:

– Время, мама, время
и тебе самой
на виду, спокойно,
с нами жить семьей.
…………………………
Соберем пожитки
 враз перевезем.
Дверь запрем. Окошки
досками забьем…

Такой «напористый» ритм словно останавливается, «спотыкается» о первые же слова части о матери: «Тишина густела – // дух не перевесть…» Изба матери оказывается пространством уходящей жизни. Сюда не проникает царствующая за его пределами «живая жизнь». Это выражено автором даже фонетически: если в части о братьях «главенствовали» звонкие, сонорные (б, д, м, н, р), то в избе матери на переднем плане оказываются глухие, шипящие (т, с, п, х, ш) – так передается атмосфера тишины, приглушенности. Мысль об уходящей жизни, конце человеческого пути передается Благовым с помощью аллюзивной метафоры «вечер прялся, прялся», отдаленно напоминающей о мифических парках, «прядущих и обрезающих нить жизни» (Е. М. Штаерман).
Следующее за «остановкой» повествование лексически, грамматически, образно сопрягает две жизни: уходящую в избе и бесконечную в мире труда, объятом дорожным грохотом:


Где-то вышли бури,
ахнули грома –
здесь едва качнулась
крыши бахрома.
– Что, кума, сказала?
Ты поближе сядь:
как двойные рамы –
чу-у-уть слыхать. –
Ходит шерстяная,
трется чуть слышна,
мякнет, промурлыкав,
дремлет тишина.
Тихо. Но машина
пролетит горда,
и запляшут сразу
стены, как борта.
      
В сопряжении грядущего и уходящего выражается характерная для поэтической системы Благова мысль о вечности жизни. Движение этой мысли, логика ее развития определяется в «Избе» «идеальной» сущностью хронотопа «дома». «Дом» изначально вмещает в себя весь комплекс эмоционально-смысловых представлений автора, является одной                из стержневых ценностных координат поэтической системы Благова. А идеалы, как известно, неизменны. Поэтому движение поэтической мысли  в «Избе» поэт и не связывает с развитием событий, с перипетиями повествовательного сюжета. Отдельно взятый эпизод из жизни братьев Поляковых и их матери нужен автору для выражения пафоса произведения. Подобная сюжетная организация характерна для стихотворений Благова: в них, как правило, берутся отдельные наиболее напряженные, важные моменты в жизни персонажей, лирического субъекта и на основе этих эпизодов выражается поэтическая мысль произведения. Вспомним хотя бы такие «домашние» стихотворения Благова, как «У родных», «Люди моей стороны», «Никогда не забуду я…» и многие другие. Близость сюжетной структуры «Избы» с лирической структурой стихотворений, возможно, и позволила автору в свое время отнести анализируемую поэму к их числу. Хотя, безусловно, по масштабу решаемой в ней художественной задачи в контексте поэтического творчества Благова она воспринимается именно как поэма.