Двухнедельное ревью 108. Обзор Ильдара Харисова

Психоделика
         _______________  РЕГЛАМЕНТ  РАБОТЫ  СТРАНИЦЫ  РЕВЬЮ  _______________

день 1-10    —   Приём оригинальных авторских текстов со ссылками на первоисточники.
день 10       —   После специального объявления Обозревателя приём текстов прекращается.
день 11-12  —   Текущий Обозреватель отбирает на свой вкус 5 (или более, по желанию) лучших или наиболее интересных текстов и пишет на них развёрнутые комментарии, которые затем переносятся в "шапку" ревью.
день 13-14  —   Участники и все желающие обсуждают комментарии Обозревателя.
день 15       —   Открывается страница нового Двухнедельного ревью и начинается приём оригинальных авторских текстов.

Обозреватель: Ильдар Харисов            http://www.stihi.ru/avtor/aralfild


                _______________  ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО  _______________

Друзья, некоторые из запланированных на лето авторов по уважительным причинам взяли самоотвод или попросили перенести их ревью на более поздний срок. Поэтому тряхнуть стариной решил на этот раз я.

Предупреждаю, что ревью на этот раз будет суровое. Деликатность предыдущих ведущих, кажется, создала у некоторых авторов ощущение безнаказанной вседозволенности. Вместо того, чтобы обращать критическое внимание на собственные тексты, пошли переходы на личность коллег (включая ведущих), описания поведения того-то перед камерой, намеки на биографические моменты и проч. Это всё от недостаточной сфокусированности на текстовом материале, по-моему.

Засучиваем рукава, выверяем работы на предмет логики, грамматики, в том числе запятых или их отсутствия, соотносим свои стихи с опытом больших поэтов прошлого, стремимся к профессиональному совершенству. Я же по возможности постараюсь заметить все достоинства стихотворения. И сказать о некоторых.) Но, как известно, где свет, там и тень. Где похвала, там и критика.
Может быть, кому-то окажется полезным чтение другого моего обзора: http://www.stihi.ru/2013/05/27/3801 . Он, впрочем, слишком мягок и лаконичен, от приходящих на Пси ожидаю более высокого в целом качества стихов.

Надеюсь, все уже достаточно напуганы. В путь!

И.

                _______________  ОБЗОР  _______________


Из работ, принесенных на ревью, особенно понравились стихи Яна Бруштейна и Сибирского волка.

Ян Бруштейн. Плёсское
http://www.stihi.ru/2014/07/05/167

Когда судьба согнёт в дугу,
Сбегу, и здесь, на берегу,
Где город меньше табакерки,
Где я не виден, не сочтён...
Какое дело мне, что он
Не по моей построен мерке!

Мой Плёс, перчатка на руке,
Я - ненадолго, налегке,
Опять вдыхаю воздух волглый.
Ты мне уже почти чужой -
Что там осталось за душой?
Не больше, чем огней за Волгой!

И не расспрашивай меня,
О том, как жил, что разменял,
Зачем свои листаю годы,
Куда сбежал я от стыда...

Уходит это всё, когда
Смотрю на гаснущую воду.

Лирическое "я" здесь - наследник романтиков. Кратковременное бегство от повседневности с её проблемами в маленький город, "почти чужой" и приятный именно этой "чужестью", инакостью. Яркие, представимые образы.
Стихотворение звучное, с внутренними рифмами и упругим, органичным ритмом. Синтаксические фигуры разнообразны, но всегда удобно вписываются в строку. Хороша перекличка: придаточное предложение с "когда" в начале и в финале стихотворения.

*

Ян Бруштейн. В том месте...
http://www.stihi.ru/2014/06/27/6159

В том месте, где песни срывались у скал
На злые ножи волнорезов,
Глушил я вино за бокалом бокал,
Но был омерзительно трезв.
И женщина та, без которой - кранты,
Певунья, чертовка и злюка,
Меня называла привычно на "ты",
Но не было слышно ни звука -
Поскольку швыряло на камни волну,
И струны рвались у гитары,
И женщину эту, вовеки одну,
Судьба мне назначила карой.
И берег, давно отлежавший бока,
В ночи догорал, как бумага,
И прямо над нами башкою быка
Маячила тень Карадага.

Тоже романтика, но как бы бардовская, "обветренная", с просторечиями. Роковая женщина – певица, южный пейзаж, гитара... "Как океан меняет цвет..." наших дней :).

*

Сибирский волк http://www.stihi.ru/2014/07/19/8510

Тоталитарный диктант

Медь сосны шлифует сторож.
Ты кого узнал здесь? – спросишь.
Тёмный профиль скомкан, сброшен
в угол зренья, как экзамен, и пловец бликует в Каме,
обращая лик и душу
в чайки кованый гекзаметр.

Тот, что внутрь, а не наружу,
катакомбами народа пробирается на стужу,
в поиск вбив тоску к искусству,
дождь голодный разговора,
где на грунта корж дешёвый
гвоздь крошится словно рёва.

Рыжий или конопатый
ангел пятку в полвторого
чешет водостоком: справа
кровь и слякоть наизнанку
сочиняют свету тело
и укладывают в мамку.

Только стук дождя сферичен,
и огромный снег в усталом
насекомом накренился в два мгновенья, как овала,
где тотально, но вторично
смерть, как свет, в лицо ложится
и шуршит ребёнком справа.

Сибирский волк http://www.stihi.ru/2014/07/18/8559

***
Невероятна трещина шмеля
в его пустынях, нами не согретых,
где камень – это лес, а плачу я,
а платят нас родители – что в третьих.

Вот смотришь в трещину, в двоение вокруг,
где слово стало словом, не оставшись
в зерне из вещи, чей завис в тень звук,
слюною смазанный обильно. Отдышавшись,

чей шмель кусает глаз и, сняв с него
себе фотоальбом, шевелит лапкой левой
и падает в его сквозной живот,
как мак, в свой рой проросший? Переспелый

невероятный рой средь слепоты,
что есть двоенье кадров тёмно-синих,
как шмель шевелит тросточкой во рту,
зрачка орех прокусывая дымом.

Сибирский волк на охоте за... собой, очевидно. Отчасти по следам, проложенным другими. И Другим. Кто-то диктует поэту, или, если воспользоваться названием "тотальный диктант", диктует всем поэтам, а они записывают, что смогли уловить. Одни услышали "медь сосны" (Сибирский волк и Юрий Кобрин), другие "голодный дождь" (Сибирский волк и Светоискатель) и так далее. Сибирский волк воспринимает не отдельные (звуко)образы, а волны превращений. Положиться можно только на то, что со следующей лексемой гештальт преследуемого (диктуемого) изменится. Кажется, гештальт преследующего тоже.

Кто есть "я" – без "ореха зрачка", без губ, рождающих звук, "слюною смазанный обильно", без скомканного и от- (или с)брошенного профиля лица?
В стихотворении Аюны "сумерки" http://www.stihi.ru/2014/07/23/9675
этот вопрос задан в форме предположения:

возможно ты встретишься с сумерками
наступит час когда сумерки окружат тебя
в медленной медленной тишине
исчезнет лицо
губы глаза
останешься только ты

Характерно, что на этом экзистенциальном обретении себя текст заканчивается. Дальше – поэзия вне слов...

Приглянулись и некоторые другие принесенные стихи, на них я отозвался по ходу ревью.

Спасибо авторам за доверие!
С пожеланием успехов
Ильдар