Александр Сигачёв о творчестве Николая Дика

Николай Дик
Рыцарю легенд Тихого Дона


 Моё знакомство с творчеством Николая Францевича Дика произошло на литературном форуме "Союза писателей России" еще в 2011 году. С тех пор у нас наметилось тесное литературно-художественное сотворчество. Мне удалось ближе познакомиться с Николаем Францевичем, прекрасным публицистом, прозаиком, журналист, поэтом. Николай Дик состоит в Союзе литераторов России, является одновременно членом Союза журналистов России и имеет учёную степень кандидата социально-педагогических наук.

 У нас с Николаем Францевичем сходные судьбы; я ровесник Великой войны, а его поколение принято считать «послевоенным». За нами Великая победа наших отцов. Объединяет нас и то, что мы дети потомственных казаков славного Тихого Дона. И мне было особенно приятно видеть в лице Николая Дика собрата по перу, как хранителя духовных ценностей родимой казачьей земли.

 Без преувеличения можно сказать, что в своих легендах и сказах Николай Францевич продолжает традиции казачьей малой прозы М.А. Шолохова («Донские рассказы»), Ф.Д. Крюкова «Родимый край». Произведения авторов, подобных складу дарования Николая Францевича Дика, обладают удивительным свойством: чем они дальше по времени, тем более возрастает в цене неторопливая, внимательно-чуткая проза о родимом Донском крае. Малая проза Николая Францевича уникальна ещё и тем, что в равной степени ориентирована на взрослого и юного читателя, что удаётся далеко не всем писателям. Это несёт большой потенциальный заряд воспитательного свойства для молодого подрастающего поколения.

 Рамки рецензии не позволяют широко охватить замечательное многоплановое творчество прозы «Легенд Тихого Дона». Хочется всё же обозначить некоторые из его произведений: («Две сестры», «У берегов казачьего ерика», «Легенды о Танаисе», «Диадема сарматской жрицы»).

 В легенде «Две сестры» живописно рассказано об окаменевших двух дочерях красавицах казака Гребенникова. Легенда заканчивается такими словами: «Нет больше дочерей красавиц - окаменели. Встали каменистыми кручами против воли отцовской. Понял тут казак Гребенников, какую беду сотворил своей жадностью. Стал он в отчаянии головой биться в каменную грудь горной гряды, плачет, кричит, прощенья просит. Молчат Две Сестры. На века замолчали».

 Легенда «У берегов Казачьего Ерика» повествует о хранимых казачьих секретах речных протоках «ериков». Очень важно, отыскивать и показывать новому поколению казачьего племени, что ещё хранит память народная. Немыслимо истинное возрождение казачества без пробуждения памяти народной. Как живописно выражено несколькими словами этой красивой легенды: «Так и пролетели вихри буйные. Сколько тут народу полегло за эти времена-то. И турок с крымчаком лежат в земле нашей, и не один брат казак донской свои косточки упокоил на берегах Дона-батюшки и под ериками нашими… Солнце стояло уже почти в зените. Где-то вдали слышались ржание лошадей и станичный обыденный шум, а перед самым крыльцом, почти в двадцати метрах от тына, ласково плескались волны великой и могучей реки – Тихого Дона»

 В своих легендах Николай Францевич мастерски показывает живую связь казачьего донского края с историей скифо-сарматской эпохи. Так в описании «Легенды о Танаис», образно, правдиво и мастерски описаны небольшие эпизоды той далёкой эпохи: «Юноша соскочил с коня, подошел к краю обрыва и последний раз посмотрел на восходящее солнце. Перед ним простиралась голубая дельта широкой реки, а к западу от неё, у самого горизонта, виднелись берега Меотийского озера, напоминающего по форме изогнутый лук. Широко разведя руки, вдохнув в себя последний глоток воздуха, юноша ступил в бездну… Археологические исследования в Приазовье и на берегах Тихого Дона подтвердили факт существования в этих краях женщин-воительниц, живших в скифо-сарматскую эпоху в Придонье… На заре влюбленным пришлось расстаться. Будучи жрецами, они прекрасно понимали, что им не суждено быть вместе. Жрецы не имели право вступать в брак, а женщины обязаны были сохранять вечное целомудрие. Об этой тайной встрече никто так и не узнал. Никому не было ведомо, откуда у верховной жрицы Танаис появилась божественная обрядовая диадема неописуемой красоты...»

 В небольшом рассказе «Ванька-телятник» повествуется реальная история из жизни казачьего генерала: «Прославленный донской генерал еще более десяти лет прослужил честью и славой Российскому Отечеству. В 1828 году, участвуя в войне с турками, получил тяжелое ранение саблей в правую руку во время преследования турок, разбитых им на реке Камчик. За мужество и отвагу вновь удостоился высокой награды - золотой сабли с бриллиантами. 25 июня 1829 года прославленного дончака производят в генерал-лейтенанты и отпускают на Дон».

 Совершенно превосходными, как по форме описания, так и по глубине познавательной исторической мысли, представлены в книге Николая Францевича Дика: «Легенды Тихого Дона» истории об олене, пронзенного стрелой, раскрывающей происхождение символики герба Войска Донского. В история «Диадемы сарматской жрицы» во всей полноте и исторической правдивости показана драма любви сарматских жреца и жрицы: «На заре влюбленным пришлось расстаться. Будучи жрецами, они прекрасно понимали, что им не суждено быть вместе. Жрецы не имели право вступать в брак, а женщины обязаны были сохранять вечное целомудрие. Об этой тайной встрече никто так и не узнал. Никому не было ведомо: откуда у верховной жрицы Танаис появилась божественная обрядовая диадема неописуемой красоты?»

 Возможно, Николаю Дику удастся превратить некоторые из его легенд и сказов в драматические пьесы, и поставить их на театральных сценах. Пользуясь счастливой возможностью, хочется пожелать одарённому писателю Николаю Францевичу Дику новых успехов в поиске и распространении легенд Донского казачьего края, а читателям – счастливых встреч с замечательными его произведениями.


Александр СИГАЧЁВ - поэт, прозаик и драматург; член Союза писателей России (МГО СПР, г. Москва), к. т. н., главный редактор журнала МФК «Юная Росса».
г. Москва
 ***


"Юная Росса" - http://www.stihi.ru/2011/12/07/9860


С творчеством поэта Николая Дика читатели МФК «Юная Росса» хорошо знакомы по детскому поэтическому творчеству.
   
Читая эти замечательные сказки Николая Дика (Дик Н.Ф. Бабушкины сказки и дедушкины байки), мне невольно вспоминаются дни моего детства, особенно те, когда с приходом холодов поздней осени, натапливалась жарко печь дровами, которые трещали c искрами; в избе становилось светлее от пламени в печи. Мы, детвора выглядывали из-под одеяла, как из тёплой норки. Хорошо пахло душистым дымком, и мы по очереди просили старенькую бабуньку рассказать нам сказки...      
      - Бабунь,  расскажи нам чего-нибудь хорошенького, - просили мы, дети-казачата.
      - А чего хорошенького рассказать-то?- ветер под окном бушуить, листья жёлтые крутя, то, как  зверь в трубе завоить, то заплачить, как дитя? То по кровле обветшалой, он соломою щуршить, то, как путник запоздалый к нам в оконце постучить...
      
Потом,  она начинала петь колыбельные песни,  вперемешку со своими, только что сочинёнными ею самою стишками, всегда разными и такими любимыми, что становилось, как-то особенно хорошо, и мы не замечали, как засыпали. То ли сны нам снились, то ли сказки грезились под её напевы, и мы не замечали, как засыпали


 Александр СИГАЧЁВ,
 Член Союза писателей России, гл. редактор журнала МФК «Юная Росса», к.т.н.
***


Николай Францевич, прочёл Ваш заключительный аккорд "В ночное":

 Как хочется отправиться в ночное
 к давно ушедшим в прошлое годам,
 почувствовать наивное былое,
 ведущее к несбывшимся мечтам.

 Увидеть все, что раньше не заметил,
 услышать то, о чем предупреждал
 в далеком прошлом осторожный ветер,
 не верующий в искренность похвал.

 Бежит вперёд спешащее земное...
 Но иногда, поверив чудесам
 волшебных снов, так хочется в ночное
 к давно ушедшим в прошлое годам.

 Спасибо Вам! Всколыхнуло воспоминания давно ушедшего сказочного прошлого. Думается мне, что немногим сейчас знакомо это волнительной чувство, - бывать "в ночном"!.. Ну, что ж, теперь любы иные забавы - мчаться с бешеной скоростью на четырёх резиновых колёсах, лихо и круто обгоняя друг друга, напрягая остаток своих нервов до предела!
 А нам остаётся с грустью вспоминать о прошлом:

Бежит вперёд спешащее земное...
 Но иногда, поверив чудесам
 волшебных снов, так хочется в ночное
 к давно ушедшим в прошлое годам.

Александр Сигачев, 23.07.2014г. на авторской странице Николая Дика на портале "Союз писателей"
***

На детской сказочной планете. Николай Дик
http://www.proza.ru/2011/11/22/1137

   О детском поэтическом творчестве поэта и педагога Николая Дика*, писать и говорить очень легко и очень трудно. Легко и радостно потому, что от его поэзии для детей и юношества исходит такая вдохновенная, завораживающая энергия, что невольно становишься участником этих сказочных поэтических игр. Они исполнены душевной теплоты и сердечного огня. Этого волшебства невозможно создать умом, но только душой и сердцем, это трепетное вдохновение или живёт в душе и в сердце или же – нет. Искусственное мастерство здесь плохой помощник и с этим ничего нельзя поделать. Трудность, которую испытываешь, представляя творчество поэта Николая Дика в том, что, как всякая настоящая «планета», его детская сказочная планета таим множество неизведанного, подспудного, невысказанного (в силу его природной скромности, нередко излишней). Но, как всякое большое дарование, невольно просвечивается сквозь все одежды.
   
Очень показательны высказывания участников литературного форума Союза писателей. Хочется привести один из многочисленных отзывов, на литературно-художественное и поэтическое творчество Николая Дика, – Светланы Бархатовой (г. Ростов-на-Дону):
 
«Николай, я уже писала, что моя дочь воспитатель в детском саду, есть и иные детки, отстающие по развитию, она их обожает, говорит они очень добрые и открытые, не хитрят и не лукавят. Она с ними занимается, придумывает разные игры, ваша методика ей понравилась своей простотой и развитием в душе ребенка добра к живой природе, повадкам зверюшек и просто лучистой добротой. Она читает им разные сказки, учит с ними стихи ваши, которые просто и легко запоминают детки. Она так радуется, когда они рассказывают наизусть, и они ее любят. Темы стихотворений разные, ей все годится, и этика поведения, и ребятам о зверятах, просто про погоду и разные считалки, она у меня всеядная, всему найдет применение. Спасибо вам!..»
 

 Александр СИГАЧЁВ
 Член Союза писателей России (МГО СПР), к.т.н.,главный редактор МФК "Юная Росса"
***