Почему прямой угол это 90 градусов

Андрей Бертыш Карлсон
          Тема данного эссе родилась с вопроса на одном форуме "Почему прямой угол 90 градусов". Данный вопрос был понят мной как вопрос "Почему в круге 360 градусов. Почему именно такая система исчисления 360". Я ответил частично на форуме, но хочу привести ответ здесь и чуть более развернуто.
          Дело в том что в древности, до системы метрических единиц, всё что мог использовать человек для измерения и подсчёта окружающего мира это своё собственное тело.
           Арабская позиционная система счёта с придуманным индусами нулём настолько замылила нам взгляд что мы уже не мыслим как наши предки считали или могли считать до изобретения позиционной системы и нуля. Нам кажется естественным загибать пальцы считая от одного до десяти.
           Ну хорошо. Досчитали Вы до десяти, загибая свои пальцы, а дальше что? Звать соплеменника? Загибать или запоминать пальцы на ногах? Так попробуйте потом вспомнить на каком пальце какой ноги Вы остановились.
           Тем не менее система позволяющая досчитать до 60 и даже до 72 не привлекая никого постороннего и опираясь не на абстрактные числа, а на весьма и весьма конкретную мышечную память. У человека, не владеющего абстрактным понятием цифр и чисел, для счета служили руки. Одна рука развита лучше, работающая рука, а вторая рука вспомогательная. Да действительно на каждой руке по пять пальцев и можно на пальцах досчитать до десятки. Но у человека есть способ подсчета предметов работающей рукой до двенадцати, до сохранившейся во многих культурах на уровне языка и его структуры дюжины. Вы большим пальцем работающей руки отмечаете фаланги на работающей же руке. Фаланг на оставшихся четырёх пальцах как раз и будет дюжина.
             Стоп. Фаланги у нас закончились на работающей руке. Дюжина. Мы можем продолжить считать фаланги вспомогательной руке и дойти до 24 и 26 вместе с большим пальцем вспомогательной руки фаланг. Но если нам нужно большее число? Вместо подсчета фаланг на вспомогательной руке мы добавляем некое подобие разрядов позиционной системы начиная на вспомогательной руке загибать пальцы. Пальцев пять. Пять пальцев умножаем на дюжину и получаем шестьдесят. Таким образом мы приходим к шестидесятиричной системы счета доступной средне статистическому человеку в древности и в наши дни. Особи с выдающийся моторикой могут досчитать до гроса (дюжины дюжин) используя вместо загибания пальцев вспомогательной руки её же фаланги. Казалось бы дюжина дюжин дает нам ещё более большее число в счете, но есть ещё один фактор в пользу системы шестидясятиричной. Дело всё в том что организация подсчета большего числа требует большего числа людей. Задействовав других людей для счета Вы не разглядите на расстоянии какую фалангу он у себя отметил, а вот сколько пальцев у него загнуто, у какого числа людей кончились пальцы, можно увидеть на отдалении. Запоминание числа до письменности это по сути только фиксация с использованием мышечной памяти. Если же требуется произвести подсчет одному человеку до некоего максимального значения, то наравне с загнутыми пальцами вспомогательной руки фиксируется в мышечной памяти на какой фаланги позиция большого пальца работающей руки. Это даёт возможность человеку зафиксировать число до 72.
         Итак универсальный, естественный и удобный счет это счет до 60 ти. Наблюдения человека за солнцем показывает человеку что движения солнца циклично. То есть солнце возвращается на прежнее положение. Количество дней за которые солнце завершает свой солнцеворот не целое. Ближайшее же целое число к числу дней в году, позиций солнечного диска в шестидясятиричной системе это 6 по 60 или же 360.
         Деление круга на четыре части и даёт нам ответ на вопрос заданный на форуме "Почему прямой угол это 90 градусов"