3. Глобус Испании и архитекторский балычок

Дьявольский Роман
 
 
ЭТО БЫЛО В ЯНВАРЕ ПЯТОГО АПРЕЛЯ,
 ИЛИ
 ПОРА МЕЖ НОСТРАДАМУСА И МОЛОТОВА
 О времени действия романа "Мастер и Маргарита"

Продолжение. начало см. - http://www.stihi.ru/2014/07/29/4270
 Предыдущая глава - http://www.stihi.ru/2014/07/29/4282
 ................

 3.Глобус Испании и балычок со съезда архитекторов
 Я НЕМНОГО ПОКРИВИЛ ДУШОЙ, когда в начале этой главы утверждал, будто в «Мастере и Маргарите» нет ни одной точной даты. На самом деле такие метки, казалось бы, в романе присутствуют. Вспомним эпизод, когда Воланд демонстрирует Маргарите свой волшебный глобус:

 «…Видите этот кусок земли, бок которого моет океан? Смотрите, вот он наливается огнём. Там началась война».

 Кусок земли уже давно разгадан литературоведами: это Пиренейский полуостров. Война, которая там вспыхнула как раз в тот миг, когда на глобус смотрели Воланд и Маргарита, - это гражданская война в Испании. И начало её можно установить без труда – 18 июня 1936 года, когда после мятежа в испанском Марокко прозвучала фраза "Над всей Испанией безоблачное небо", послужившая сигналом к выступлению мятежников в самой Испании. Казалось бы, остаётся плясать от этой даты, и легко восстанавливаются все остальные.

 Но действие романа происходит в мае, а война началась в июне! То есть несоответствие явное.

 Есть и другая «точная дата». Например, Александр Зеркалов в исследовании «Этика Михаила Булгакова» безапелляционно утверждает:

 «Действие романа датировано маем 1937 года».

 И поясняет:

 «Датируется по упоминанию об «архитекторском съезде»… I съезд архитекторов СССР состоялся в 1937 г.».

 Напомним, что речь идёт о главе 28 «Последние похождения Коровьева и Бегемота», а реплика об «архитекторском съезде» принадлежит «командиру брига», «флибустьеру» - короче, директору ресторана при «Доме Грибоедова» Арчибальду Арчибальдовичу:

 «Арчибальд Арчибальдович уже шептал тихо, но очень выразительно, склоняясь к самому уху Коровьева:
 Чем буду потчевать? Балычок имею особенный... у архитекторского съезда оторвал...».

 Но вот ведь какое дело: Первый Всесоюзный съезд советских архитекторов (как правильно называется этот форум) состоялся в июне 1937 года, а действие «Мастера и Маргариты» относится к маю - то есть на месяц ранее. Так что никак не мог Арчибальд Арчибальдович урвать балычок у архитекторского съезда за месяц до его открытия. Ну, разве что к банкету готовились ещё в начале мая.

 Увы, и эти «точные датировки» на самом деле оказываются обманками.

 Мы уже не останавливаемся на совершенных нелепицах доморощенных «булгаковедов» типа некоего Ержана Урманбаева-Габдуллина (к слову сказать, администратора одного из булгаковских сайтов), который и вовсе заявляет:

 «Дата абсолютно точно указана и проставлена в романе.
 Это среда 28 апреля 1926-го года.
 В субботу 24 апреля М.А.Берлиоз ужинают вместе с Степаном Лиходеевым, к первому числу пишет стихи поэт Рюхин (Маяковскому в 1926-ом году 32 года, как и Рюхину!), 1 мая наступает в субботу.
 Но полнолуние было только в один единственный день - 28 апреля 1926-го года!»

 Причём автора столь «аррыгинальной» версии совершенно не смущает то, что на первой же странице «романа о дьяволе» указано, что действие происходит в мае. В переписке со мною он заявил:

 «При анализе черновиков легко выяснить, что М.А.Булгаков вносил сознательную путаницу в роман, когда вписывал в неё для цензоров и "вменяемых" людей множество современных ему фактов, которые отсутствовали прежде».

 И далее подкрепляет свою версию убийственным "аргументом":

 "Весной ближе к маю все дни в России зовут люди майскими, видать, тепла им охота быстрее, а в преддверии 1 мая, так тем паче".

 Честно говоря, лично я не встречал за свои более чем полвека сознательной жизни НИ ОДНОГО СЛУЧАЯ, когда бы хоть один человек назвал апрельские дни майскими. Возможно, читателям больше повезло?

 Также вспомним эпизод, о котором упоминает сам "исследователь" - из главы 7 "Нехорошая квартира", где Стёпа Лиходеев, увидев сургучную печать на двери покойного Берлиоза, лихорадочно начинает припоминать свои возможные прегрешения, которые связаны с общением между ним и покойным председателем МАССОЛИТа:

 "...прилетело воспоминание о каком-то сомнительном разговоре, происходившем, как помнится, двадцать четвёртого апреля вечером тут же, в столовой, когда Стёпа ужинал с Михаилом Александровичем".

 Оказывается, апрельские события (причём очень близкие к маю) Булгаков так и называет апрельскими, а майские - майскими! В отличие от "всей" ержановской России...

 Кроме того, зачем «для цензоров» вписывать огромное количество примет времени, абсолютно не соответствующих 1926 году, автор теории вразумительно растолковать не может. А уж тем более зачем прямо называть событие майским, но «подспудно» переносить его именно в апрель – да так, чтобы никто не догадался, кроме разве что хитромудрого Ержана?


 Остальные «аргументы» тоже довольно нелепы. Что с того, что в апреле 1926-го Маяковскому было 32 года (33 ему исполнилось в июле), как и Рюхину? Никакого отношения к Рюхину Маяковский не имеет, эта сомнительная версия не выдерживает никакой критики (её рассмотрению я посвятил отдельный очерк о Сашке Рюхине и его прототипах).

 Что же до стихов Рюхина к 1 мая, то из слов Бездомного в психиатрической клинике нельзя понять, опубликованы эти стихи 1 мая или же ранее, или же вообще Рюхин читал (показывал) их Ивану ещё до публикации:

 «Посмотрите на его постную физиономию и сличите с теми звучными стихами, которые он сочинил к первому числу! Хе-хе-хе… “Взвейтесь!” да “развейтесь”…».

 Что касается субботы 1 мая, Ержан лишь повторяет аргументацию Якова Учителя, которую тот высказал в своей статье "Вальпургиева ночь 30 апреля 1926 года". Именно Учитель выдвинул экзотическую версию об апрельских днях, "замаскированных" под майские. Среди аргументов он, в частности, привёл и тот, что в ночь с 30 апреля на 1 мая происходит традиционный шабаш ведьм на горе Броккен, и в "апрельской" теории как раз бал Воланда выпадает в точности на эту дату.

 Однако, думается, бал полнолуния в романе имеет столь же отдалённое отношение к Вальпургиевой ночи, как "ершалаимские" главы к каноническому тексту Библии.

 Единственное, что мне симпатично в этом тезисе - то, что на Вальпургиеву ночь выпадает мой собственный день рождения (я родился за четверть часа до полуночи 30 апреля 1956 года). Однако это, увы, не повод поддерживать придумки Якова Учителя...

 Особый интерес представляет указание Урманбаева-Габдуллина на то, что 1926-й год следует признать временем действия романа, поскольку именно в этот год полнолуние выпадает на среду 28 апреля.

 Сама аргументация, казалось бы, совершенно нелепа. Ведь бал полнолуния в "Мастере и Маргарите" происходит в ночь с пятницы на субботу. То, что именно ночь полнолуния - время бала сатаны в романе, ясно видно из фразы Воланда в главе 24 "Извлечение Мастера", сказанной сразу после праздника:

 "Ночь полнолуния - праздничная ночь, и я ужинаю в тесной компании приближенных и слуг".

 Стало быть, полнолуние произошло ЧЕРЕЗ НОЧЬ после трагической гибели Берлиоза на Патриарших. И на это недвусмысленно указывает сам дьявол.

 Впрочем, то же самое подтверждается чуть раньше, в главе 20 "Крем Азазелло":

 "Луна в вечернем чистом небе висела полная, видная сквозь ветви клёна".

 Однако, к удивлению своему, указание на полную луну мы встречаем и ранее, ещё в главе 3 "Седьмое доказательство", где действие происходит именно в среду, а не в пятницу:

 "Небо над Москвой как бы выцвело, и совершенно отчётливо была видна в высоте полная луна, но ещё не золотая, а белая".

 Так кто же прав? Может быть, действительно Ержан, который в переписке со мною утверждает:

 "Ночью на субботу луна уже не полная, как и полагается, но с виду ещё большенькая..."?

 Увы, концы с концами не сходятся. Дело в том, что фаза полнолуния, когда луна видна полностью, длится только 24 часа. То есть не просто полная, но ещё и яркая, пробивающаяся сквозь ветки клёна луна вряд ли могла быть "с устатку" полнолуния среды...

 Может быть, Булгаков просто в результате многочисленных правок не заметил нестыковки? Ведь, как мы отмечали ранее, время действия романа у него не раз менялось, в одном из вариантов указывалась даже суббота...

 Однако заглянем в главу 32 "Прощение и вечный приют":

 "Когда навстречу им из-за края леса начала выходить багровая и полная луна"...

 А ведь это уже ночь с субботы на воскресенье! Причём подчёркивается:

 "Луна хорошо помогала Маргарите, светила лучше, чем самый лучший электрический фонарь".

 ТО есть речь идёт о полноценной луне.

 Более того - сам Воланд, говоря о белой фигуре Пилата, сидящего в кресле "в пустынной местности", поясняет мастеру:

 "...Мне хотелось показать вам вашего героя. Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессоница".

 Вот как! Значит, и ночь с субботы на воскресение - тоже НОЧЬ ПОЛНОЛУНИЯ!

 Таким образом, выходит, что полнолуние длится на всём протяжении романа. Причём каждую ночь - самое настоящее, без всяких оговорок. А ночь с пятницы на субботу, чтобы уж никто ни в чём не сомневался, прямо названа "ночью полнолуния".

 Почему так случилось? Ведь ЧЕТЫРЕ НОЧИ ПОДРЯД ПОЛНОЛУНИЕ ДЛИТЬСЯ НЕ МОЖЕТ! Почему же Булгаков растягивает полнолуние на всё время пребывания "шайки Воланда" в красной столице?

 Моё объяснение достаточно просто и очевидно. Михаил Афанасьевич в духе своей дуалистичной концепции равновеликости "веломств" Добра и Зла позволяет дьяволу сделать примерно то же самое, что, согласно Ветхому Завету, совершает один из самых великих и самых жестоких предводителей еврейского народа в период завоевания Ханаана - преемник Моисея полководец Иисус Навин.

 В Библии рассказывается, что после того, как войско израильтян полностью уничтожило население городов Иерихона и Гая, против захватчиков выступили пять царей — иерусалимский, хевронский, иерамуфский, лахисский и еглонский. Однако Навин нанёс им сокрушительное поражение.

 Именно во время этого сражения Иисус Навин остановил на небе Солнце и Луну, чтобы противник не смог отступить, воспользовавшись вечерним и ночным мраком: «стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою!» ("Книга Иисуса Навина", 10:12).

 Воланд во время посещения Москвы фактически повторяет нечто подобное, заставляя в течение пяти дней светить в небе полную луну!

 Не исключено также, что влияние на этот эпизод мог оказать и любимый писатель Булгакова Николай Гоголь со своей "Ночью перед Рождеством". У Николая Васильевича чёрт крадёт в канун Рождества месяц с неба и погружает всё вокруг в кромешную мглу. У Михаила Афанасьевича дьявол, напротив, в Страстную неделю заставляет луну оставаться полной и ярко сиять.

 В любом случае ясно: указание на среду как на день полнолуния в противовес остальным дням, описанным в романе, является неубедительным, если не сказать - нелепым.

 В общем, попытки привязать события в романе к конкретному году, увы, мы вынуждены считать провалившимися.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ:
блок марок, посвящённый Первому съезду союза архитекторов СССР.

 ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗДЕСЬ - http://www.stihi.ru/2014/07/29/4424