Худшее собеседование в мире

Юра Рахманов
Юрий Рахманов

Честное слово - я ещё не сталкивался с работой (точнее, с собеседованием) - с которой было бы не так буквально ВСЁ, от начала до конца.
А как хорошо всё начиналось. Подруга поделилась новостью: её знакомая устроилась в какую-то фирму, на вакансию ночного ревизора.
"Необременительно", рассказывала подруга (со слов знакомой). "Когда появляется место - тебе звонят и спрашивают, желаешь ли ты приехать. Если можешь - оплачивают. Полторы-две тысячи за ночь сделать вполне реально. Хочешь, и тебе дам телефон их?".

Я захотел. Правда, найти телефон у неё получилось далеко не сразу. Пришлось дополнительно звонить, напоминать.
Наконец, телефон фирмы найден и передан мне. Я звоню.

Девушка на другом конце провода стала рассказывать про условия. Пересчёт товаров на складах происходит в ночное время, с ручным сканером. В среднем проходит всё за семь-восемь часов. Дополнительно к гонорару, оплачивается и дорога до склада и обратно - на метро, если по Москве, и чуть больше - если ехать надо за город. Оплата? После каждого задания.

"Радио в процессе пересчёта можно через наушники слушать?", уточнил я. Ибо очень уж механическая получается работа. Девушка уточнила, что можно. А в конце разговора добавила, что ближайшее собеседование будет через пять дней, они меня на нём ждут и пришлют адрес смской.

Идёт время - а адрес не присылают. До собеседования три дня, два дня... Когда до собеседования остался один день - я не выдержал и под вечер позвонил им снова.

Трубку взяла другая женщина.
- Такое дело, вы меня записывали на собеседование, сказали, что адрес пришлёте - а его до сих пор нет...
- Это не я вас записывала, а другая сотрудница, которая уволилась! Позвоните завтра утром, она вам всё объяснит, - одним предложением выпалила женщина и отключилась.

Я пришёл в замешательство. Так уволилась - или ответит завтра утром?

Звоню на следующий день. Женщина (уж не знаю, первая, вторая, или которая) говорит, что никто не мог мне сказать - "приходите в такой-то день".
- Вас внесли в базу данных, - назидательно отчитывала меня работница, - и когда надо будет приходить - вам придёт сообщение.

Ладно. Допустим.

Мальчик шёл, сова летела, крыша ехала домой... Время шло, и вот - приходит сообщение. "Ждём вас на собеседовании, такого-то числа, в такое-то время. Адрес проезда - добраться до метро, выйти, перейти дорогу и сесть на автобус номер 638, ехать до такой-то остановки, мы прямо через дорогу".

В назначенный день, в назначенный час... я доехал. Перешёл дорогу. Увидел, что автобус под этим номером подходит к остановке. Это важно - автобус я увидел со стороны "морды". Номер там отображался просто как "638". Вот откуда я мог знать, что с боковой стороны автобуса номер написан немного иначе?

Итак, я сел в автобус. Сел и еду. Дорога петляет, и постепенно завозит в какие-то дебри. Слева деревья, справа деревья, куда ни глянь - везде деревья!

- А до остановки такой-то далеко ехать? - уточнил я у пассажиров, почуяв неладное.
- Так это же ЛЕС! - ответили мне пассажиры.

Я почувствовал себя познавшим дзен.

- Это автобус - 638 ЛЕС, - уточнили пассажиры. - Вы не на тот автобус сели! Надо было на тот, который просто 638.

- Ну и что мне теперь делать?

- Подождать. Развернётся, поедет обратно, мы вам скажем, где пересесть.

Время идёт, автобус петляет, и выезжает в конце-концов из леса. Я понадеялся, что на этом неприятности закончились (хотя стоило бы вспомнить о Божественной комедии - очень уж в тему всё складывалось).

Выйдя из автобуса и осмотрев его бок, я действительно обнаружил возле таблички с номером другую, косо прибитую, с надписью "ЛЕС". Заглавными буквами.

Озадачило сразу трёмя вещами. Во-первых, в городе Москве что - автобусные номера закончились? Если маршрут существенно различается - почему бы просто не ввести два разных номера? Зачем нужны эти выкрутасы?

Во-вторых. Неужели номер автобуса, закреплённый на его ЛОБОВОМ стекле, нельзя было сделать более доходчивым? Там красовалась просто надпись "638". Слово "ЛЕС", правда, было - в другом конце номера, снизу, складывалось впечатление, что это просто описание конечной остановки. Ну вот откуда я мог знать, что это - не тот автобус, который мне нужен?

В-третьих - и это озадачивало больше всего - почему об этом не написал тот, кто рассылал адреса? Если автобусы, которыми нужно ехать до их конторы, такие хитрые, то об этом обязательно нужно делать специальную приписку. Вроде такой - "будьте внимательны, автобус с пометкой "ЛЕС" вам не подходит". Итог - опоздание на полчаса. "Теперь из-за опоздания меня не возьмут на работу", думал я, подходя к нужному зданию.

Внутри ожидал ещё один сюрприз. Запертая стеклянная дверь, а перед ней - телефон, прибитый гвоздями к стене.
За дверью, в стандартной будочке, скучал охранник.

- И что мне теперь делать? - спросил я у него.
- Номер набирайте, - ответил охранник и ткнул пальцем в настенный телефон.

Я много раз посещал разного рода фирмы и фирмочки, конторы и конторочки, учережденья и учережденьица... Везде, где был пропускной режим, это работало немного по-другому. Подойти надо было к охране, "в тепло и уют", и уже с телефона самих охранников набирать нужный номер. То, что посетителей с самого начала тыкают рожей в запертую дверь и заставляют набирать номер вот на таком раздолбанном и старом аппарате...
Ну, серьёзного минуса в этом нет. Но как-то неприятно.

Звоню. Девушка отвечает, что сейчас за мной придёт. Через пару минут таки приходит. Ведёт к охраннику, охранник просит паспорт, чтобы выписать пропуск...

И заявляет: - А вас нет в списках.
- То-есть как это - нет?
- А я знаю. Много людей сегодня проходило, остальные есть в списках, а вас нет.

Лезу в телефон. Показываю сообщение, которое пришло, с указанием их фирмы... Охранник ласково просит не волноваться, записывает меня в журнал, возвращает паспорт - и девушка ведёт меня через три коридора и две лестницы в помещение.

В котором уже собралось человек восемь (видимо, других соискателей), и манерная, но строгая женщина - эдакая классная руководительница - рассказывает остальным про суть работы.

Я захожу, сажусь. За мной забегает ещё один товарищ, который тоже опоздал. Тоже потому, что сел на автобус, названный не то в честь произведения Данте, не то в честь пьесы Островского.

- Замечательно, - говорит женщина и сверяется по списку, - теперь, когда все собрались...

"Ого", думаю я. "То есть у НЕЁ есть полный список всех приглашённых, а у охранника - нет?".

- ...я расскажу вам про суть работы. А вы - заполните пока анкеты.
И кидает нам (двоим опоздавшим) анкетные листы.

Открываю я лист... и в дрожь бросает от того, сколько сведений обо мне желает знать будущий работодатель. Буквально всё - название института, предыдущее место работы (что значит "предыдущее", я ведь к ним на ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ работу устраиваться пришёл, а не на основную!)... адрес проживания, адрес и срок регистрации, адрес прописки - с указанием "как в паспорте"...

Вот на этом моменте я и понял, что - вполне возможно - зря потратил несколько часов. Прописки московской у меня нет.
Но если прописка является для работы ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ - то любой вменяемый работодатель предупреждает об этом соискателей СРАЗУ ЖЕ! При первом же телефонном разговоре - чтобы зря не тратить время ни себе, ни им!

Решил, что место с пропиской пока оставлю пустым, спрошу потом у работников с глазу на глаз - как быть и что делать. Потихоньку заполняю остальную анкету. И слушаю, что женщина объясняет про специфику работы.

И вот тут началась комедия абсурда.

Напоминаю о том, что мне говорили по телефону об их работе. Коротко - "в среднем проходит всё за семь-восемь часов, оплачивается вся дорога, радио в процессе работы слушать можно, оплата сразу после заданий".

А вот, что стала вещать "классная руководительница", расхаживая взад-вперёд по тесному помещению.

* Рабочая смена... двенадацать часов.
Большими буквами. ДВЕНАДЦАТЬ.

(Уже тут у меня начали закрадываться сомнения в том, что и я сам хочу с этим связываться. Одно дело, когда "полторы-две тысячи" можно заработать за смену часов в семь-восемь. Это ещё выгодно. Но если смена - по двенадцать... выгодность такого гонорара уже под сомнением.
Но я отвлёкся)

* Оплата будет производиться два раза в месяц. Строго "первого" и "пятнадцатого".

* Оплачивается только дорога до подмосковных объектов. Только при наличии билетов и ЧЕКОВ на покупку этих билетов. Только вместе с очередной зарплатой (1го или 15го). Про оплату расходов на проезд по самой Москве не заходило и речи.

* Использовать наушники и радио строжайше запрещено под угрозой штрафа.

* Этот же самый штраф - за опоздание, за неявку без предупреждения (ну тут они в своём праве), и... за то, что не все вещи остались пересчитаны. (Тут я настороижлся ещё сильнее. Нас отправляют считать вещи. И если не все вещи посчитаны... штраф? А как они об этом узнают? Очень уж лёгкий предлог к тому, чтобы "незаметно" отгрызать куски от нашей зарплаты, заявляя - "а вы не всё сосчитали...)

* На все эти двенадцать часов - только три перерыва по пятнадцать минут. Причём если менеджеру (работнику этой конторы по пересчёту, надзирающими за всеми остальными) покажется, что человек работает "недостаточно усердно" - перерывы могут быть ещё и дополнительно сокращены.

* Хоть смена и длится двенадцать часов, но её продолжительность может быть дополнительно увеличена или уменьшена по решению всё того же менеджера - если вдруг кто-то не успеет что-то досчитать.

* "Круговая порука". Группа людей выходит на склад, склад разбивают на равные участки, каждому надо обработать определённое количество вещей... но все уедут с объекта только после того, как КАЖДЫЙ сделает всё, что от него требуется. Надо досчитать 3500 вещей, ты справился к четырём утра, а остальные торчат до восьми? Будешь сидеть и ждать с ними до восьми. Именно ждать - спать на объектах нельзя...

Вот такой расклад.

- Как вы о нас узнали? - внезапно спросила женщина у меня.
- Друг рассказал, - ответил я, не вдаваясь в подробности.
- Фамилия друга? - спросила женщина. Я почувствовал себя подозреваемым, угодившим на допрос следователя.
Ответил, что спрошу у друга - хочет он или нет, чтобы я называл его фамилию - и если разрешит, то скажу. Женщина неодобрительно на меня посмотрела - и пошла спрашивать о чём-то остальных.
А затем стала показывать слайды, рассказывая о том, каким образом будет устроена сама работа "изнутри". И вдруг, в процессе объяснения, "не повернув головы качан и чувств никаких не изведав"... точнее, проходя мимо моего столика - вытянула руку и цапнула со стола мою анкету.

Сработал какой-то звериный инстинкт - последовательно разбуженный и разогретый автобусами, отсутствием меня в их списках и последовательным нарушением ВСЕХ обещаний. Короче говоря... я выбросил руку вперёд, схватил анкету и с громким шелестом выдернул её из рук женщины, уложив обратно на стол перед собой.

Только полчаса спустя, когда эмоции схлынули - я стал сравнивать между собой разные анкетирования, на которых мне доводилось бывать раньше. Серьёзные и не очень. Связанные с работой, с подработкой, просто с интересом...
Везде. Подчёркиваю - ВЕЗДЕ. Работники говорили тем, кто уже заполнил анкеты - "как закончите, положите их вот сюда!".
Или подходили, протягивали руки и словами просили дать им заполненные анкеты. И ждали, пока анкетируемый не протянет листок своей рукой.
Такого наглого и бесцеремонного вторжения в личное пространство, какое позволила себе эта женщина, раньше не позволял себе никто. Ни те, кто выдавал мне гонорары, исчисляемые десятками тысяч, ни те, кто оперировал суммами в пятьсот-шестьсот рублей.

Итак, я сижу. Держу анкету в руках.
- Я могу забрать анкету? - требовательно сказала женщина.
- Нет, - резко ответил я. Взял себя в руки и объсянил более спокойным тоном: - она ещё не заполнена. Посоветоваться с вами хотел о том, как лучше указать...
Протянув руку и всё-таки отобрав у меня анкету (на этот раз я не сопротивлялся), женщина бегло окинула её взглядом, посмотрела на меня и сказала:
- Вынуждена сказать, что из-за вашей вспыльчивости характера вы нам не подходите. До свидания.

Терять было нечего. Я встал. Но перед тем, как уйти, громко (цензурно и вежливо, но во всю громкость своего "разговорного", не-кричащего голоса) объяснил ей, что я думаю - во-первых, про инцидент с автобусом и про необходимость дополнить их инструкцию. А во-вторых, про тех, кто так бесцеремонно выхватывает анкеты, и что делать так - неправильно.

Ещё один охранник - видимо, привлечённый шумом – явился пред мои очи, женщина попросила проводить меня к выходу. Я не удостоил её даже взглядом. А завернув за угол и подойдя к ближайшей урне, взял анкету (после того, как женщина высказалась, она положила мою анкету обратно на стол - а я сразу подобрал). С наслаждением разорвал на шестнадцать частей и аккуратно, стараясь не мусорить, выкинул в вечно голодное жерло мусорного бака.

Мы добрались до выхода и я без сожаления покинул это место. Правда, перед этим охранник заблудился и завёл меня не на тот этаж.
Я не удивился.

Учитывая, что всё - буквально всё, связанное с этим мероприятием - обернулось либо враньём, либо отвратительнейшей организацией...
Он был просто обязан заблудиться.
Эдакая вишенка на торте, которым театр абсурда швыряется в лица участников…