Обратная сторона патриотического экстаза Д. Быкова

Валерий Белов
Дмитрий Быков: Обратная сторона патриотического экстаза

Источник: Собеседник №16-17 ;14
07:00, 30 Апреля 2014

Точные цитаты Д.Быкова приведены в кавычках.

«За все приходится платить: за слияние в патриотическом экстазе – тем более…»

Попробуем разобраться, от чего дистанцируется Д.Быков, говоря о патриотическом экстазе. Начнём с того, что он имеет в виду под этим понятием. Патриотизм – любовь к Родине. А любовь имеет много видов, над которыми не ёрничал только ленивый, а Быкова таким назвать никак нельзя. Активен он в выражении своей гражданской позиции. Правда, его позицию, скорее следует отнести к антигражданской, если иметь в виду большую часть российского общества, но именно к ней Быков испытывает нескрываемую неприязнь в силу своей исключительности, в его понимании, естественно.
Любовь к Родине – особый вид любви, который плохо уживается с зацикленностью на собственной исключительности. За любовь, по расхожему мнению, нужно платить, особенно если, по мнению Быкова, это чувство доведено до экстаза. Правда, в чём этот экстаз выражается, Быков не уточняет, но вряд ли при этом он имеет в виду гордость за свою страну и её Президента. Ведь борется он не за высокие идеалы демократии и свободы, а за независимость простых и непродвинутых граждан с их кондовыми традиционными ценностями. А противостоит он «цивилизованному мировому сообществу», которое ради достижения своих целей готово на физическое уничтожение целых народов. Но это если говорить абстрактно, а конкретно всему российскому обществу придётся заплатить существенную цену, понятную Быкову и измеряемому в твёрдой валюте. Ведь, какой ужас

– «Кредитное агентство Standard & Poor;s понизило рейтинг России, биржевые рейтинги падают, инфляция к концу года обещает разогнаться до 10 процентов, а продукты дорожают в 40 раз быстрее, чем в ЕЭС».

Следует оценить тонкий сарказм литератора, увидевшего позитив и в грядущих трудностях

– «Так это же прекрасно, товарищи! Это реальный шанс проверить, кто чего стоит. За все приходится платить: за слияние в патриотическом экстазе – тем более».

Попутно Д.Быков раскрыл истинное положение, которое состоит в том, что Россия зависит от запада, переживает за спрятанные там деньги и детей элиты, а сама мечтает переехать туда на склоне лет, хотя и сулит ему скорое вырождение и поглощение Китаем.

- «Россия должна наконец увидеть свое истинное положение: она может сколько угодно ненавидеть Запад, проклинать его, сулить ему скорое вырождение и поглощение Китаем, но для начала ей надо бы от него не зависеть, не прятать там детей и деньги российской элиты, не мечтать втайне о переезде туда на склоне лет».

Это грозит серьёзным понижением уровня жизни. Но вера в Россию у Быкова очевидна

- «И если патриотический экстаз чего-то стоит, – Россия мужественно переживет это понижение уровня жизни. Более того, она дополнительно сплотится, и я буду этому только рад».

Оказывается патриотизм можно выразить в твёрдой валюте, хотя самого Быкова «всегда восхищало бескорыстие». Этому невозможно не поверить, как впрочем, и прочим его предсказаниям, построенных на эвристических экономических прогнозах как следствиях ошибок политических.

Из рассуждений Д.Быкова видно, что он признаёт несомненное достоинство России как страны справедливой, хотя и утешается её бедностью, правда, весьма условной и возможной в случае, если гражданам России придётся платить за собственный патриотизм. Опасения Д.Быкова вызывают уважения за то, что он печётся о благополучии своих сограждан, хотя весьма сомнительными представляются перспективы прогнозируемого обнищания, да и сами переживания Д.Быкова.

Если верить аналитику Д.Быкову, то нашему обществу грозит «оскудение дневного рациона, рост безработицы и цен». Сарказм Быкова позволил ему сделать акцент на том, что наше общество уже утратило, но сам Быков вроде как и не против его возвращения

– « Если оскудение дневного рациона, рост безработицы и цен пробудят в людях социальную взаимопомощь, активизируют горизонтальные связи, заставят вспомнить о пресловутых базовых ценностях вроде духовности – да ради бога».

То есть, как будто мы уже социальную помощь утратили (это при том, что уже приняли более полумиллиона беженцев с Украины). Да и духовность – это уже ценность пресловутая… вот даже как, если по Быкову.

Как истинный мастер сарказма Д.Быков предрекает безусловный «экономический крах и международную изоляцию», при этом создавая впечатление о желании видеть Россию стать сильной, самодостаточной и солидарной.

Смелость говорить от лица всего общества, способность видеть корень бед и проблем, склонность к обобщениям также выделяет литератора-провидца из числа, возможно, не менее талантливых, но менее прозорливых собратьев

- «Главная беда нашего времени и нашего места, что даже присоединение Крыма вызывает в стране не столько радость, сколько патологическую злобу на весь свет и ненависть к любому милосердию либо просвещению… А то, что Крым вошёл в состав России, вызвало у нашего общества патологическую злобу».

Вот такие мы оказываемся – патологические ненавистники милосердия и просвещения… и это, по признанию Быкова, в самой справедливой стране…
Как сильно нужно эту страну любить, чтить её многовековую культуру, какую следует испытывать горечь за всех нас, насколько болезненно нужно переживать проявление злобы на весь свет, чтобы так образно вскрыть глубочайшие пороки нашей птологической мстительной сущности, как это сделал В.Быков

- «Но в том-то и главная беда нашего времени и нашего места, что страна, лишенная новых идей и обладающая бесконечной гордостью, мечтает только о мести, экспансии, репрессиях; что она не становится ни умней, ни добрей, ни честней, и даже присоединение Крыма вызывает в ней не столько радость, сколько патологическую злобу на весь свет и ненависть к любому милосердию либо просвещению».

Виновата в этом власть и её поклонники, кто бы спорил… но какой парадоксальный вывод сделал Быков

«Чем быстрее вытопчет тут все живое нынешняя власть и ее поклонники, тем скорей начнется что-то новое, ради которого только и стоит жить».

Не будем уточнять, ради чего стоит жить в понимании Быкова. Ясно, что это не пресловутые духовные ценности, нами уже утраченные. Но не будем препятствовать нынешней власти в её уничтожении всего живого ради того нового, ради которого только и стоит жить в понимании Быкова и его единомышленников… «Жаль лишь, что в эту пору прекрасную жить не придётся ни мне, ни тебе...»