Рецензия Н. Григорьевой на книгу сказок Дика

Николай Дик
Рецензия на книгу Николая Дика «Бабушкины сказки и дедушкины байки»
(г. Новокузнецк, изд-во «Союз писателей»)


В наш век ультраскоростей, когда время не просто «пробегает», а «пролетает через века и тысячелетия» («Стражи Времени»), мы, взрослые, всё чаще и чаще обнаруживаем себя в цепких «объятиях» суеты и рутинной повседневности, так что нам бывает недосуг отвечать на многочисленные детские вопросы. Это с одной стороны. А с другой, вопросы эти на поверку зачастую оказываются целыми «вопросищами», так что наш модернизированный, рациональный ум просто не состоянии с ними справиться. В такой ситуации бывает гораздо проще и удобнее отослать любопытствующее чадо к телевизору или какой-нибудь компьютерной игре. И вырастает эдакое поколение кибердетей, которые умеют включать компьютер и находить нужную игру раньше, чем нормально говорить. И если ошибки в работе пилота и хирурга видны сразу (катастрофа лайнера или смерть пациента), то изъяны в работе педагога проявляются со временем, когда, казалось бы, «вдруг» из «ниоткуда» вырастает целое поколение моральных уродов и духовных инвалидов, хромающих на обе ноги. И заблуждается тот, кто считает, что это не страшно. Страшно, и ещё как! Где же выход?

Для того, чтобы ребёнок рос физически крепким и здоровым, его родители, если они адекватные, здравомыслящие люди, предъявляют к материальной пище особые требования. Поверьте, что к духовной пище следует предъявлять не менее жёсткие требования, потому что от того, на какую «почву» будет высажен ребёнок, от «удобрений» и «поливки» будет зависеть наличие или отсутствие плода, а также его качество. «Из доброго семени вырастает доброе, а из злого — злое».

Книгу Николая Дика «Бабушкины сказки и дедушкины байки», несомненно, следует отнести к первому. Уже от самого названия веет сдобными бабушкиными прирогами и дедушкиной рассудительностью, теплом, уютом и защищённостью детства. Вся книга проникнута доброй мудростью.

3000 лет назад царь Давид (тот самый, который победил Голиафа) восклицал, обращаясь к Богу: «Славлю Тебя, потому что я дивно устроен, и дивны дела Твои» (Пс. 138:14). В мире нет ничего случайного, всё сотворено по замыслу Творца: восход и закат, смена времён года и приход в мир нового человека. В лёгкой, доступной форме через волшебные капельки, загадочные слезинки, чудесные ступеньки, бабочку и муравья (а как ещё объяснить малышам идею мироздания?!) автор показывает, что у каждого своё предназначение, и каждый важен именно на своём, а не на чужом месте. Нет первостепенных и второстепенных органов. В Божьем творении важно всё. Если рука будет выполнять функцию ноги, нос — функцию рта и т.п., то нарушится гармония и наступит хаос. 

Сказка «Да и Нет» по замыслу сродни философской притче. Очень важно заложить в ребёнке основы мудрости: не всегда следует со всем подряд соглашаться, но и не всегда всё отрицать. Перефразировав известное высказывание Рене Декарта («Всё подвергай сомнению»), идею сказки можно сформулировать следующим образом: «Всё подвергай анализу: хорошего держись, недоброе — отвергай».

«Добринка», «Сказка о буквах из Алфавита», «Белая ворона» и «Удивительные приключения жителей Человекознании» говорят об авторе, как о крепком педагоге-профессионале с большим практическим опытом. В частности, «Сказка о буквах из Алфавита» может служить методическим пособием для обучения малышей буквам и чтению. Все произведения помимо коммуникативной, несут ещё и воспитательную, и обучающую функции.

Было бы несправедливым расценивать эту книгу исключителько как детское издание. Для взрослых она тоже будет небезынтересна, притом не только, как предмет чтения для их маленьких чад, но и как чудесная возможность для них самих вернуться назад, к истокам, в страну «невыученных» или «недоученных» уроков, чтобы восполнить пробелы по таким предметам, как «мироощущение», «обществознание» и «человекопознание». Ведь — чего скрывать! — ещё древние римляне признавали, что уча — учишься сам. Автор в увлекательной и доступной форме раскрывает разное толкование пословиц и поговорок, которые у всех на слуху («Трын-трава», «Не лезь поперёк батьки в пекло», «Байки о баклушах»). А байка «Атаман — отец казаков вольных» содержит в себе начальные уроки по этнографии и языкознанию.

Венцом данного сборника, на мой взгляд, является «Легенда о Кирилле и Мефодии». В списке произведений она стоит последней и, таким образом, являет собой некий итог всему сказанному перед этим, а по сути, тот самый фундамент, на котором зиждется воспитание молодых — Слово Божье. Чувствуется, что автор не понаслышке знаком с Библией. Несколько раз он апеллирует к тому, что написано (аллюзия с тем, что говорил Иисус, когда в пустыне был искушаем дьяволом: «Написано»). Кроме того, здесь находят свою реализацию две мысли, высказанные в Библии: «Нет пророка в своём отечестве» и «Царство, разделившееся в себе, не устоит».

Пусть эта добрая книга станет прочным кирпичиком, заложенным в фундамент мировоззрения юного поколения, а для их родителей — своеобразным «подсказником» и «ответником» на замысловатые задачки, которые очень часто ставят перед ними их «почемучки» — как совсем маленькие, так и подрастающие. «Наставь юношу в начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится», — так гласит один из стихов Притч Соломоновых (22:6), и с этим нельзя не согласиться. Счастливы те дети, которые наставляются мудрыми бабушками и дедушками. А тем, у кого (так уж получилось!) такой  возможности нет, и предлагается данная книга.



Григорьева Наталья Борисовна -
прозаик, эссеист и драматург, член МСТС «Озарение» и Союза христианских писателей Украины, финалист литературного конкурса малой прозы в рамках 1-го Международного Гриновского фестиваля «Алые паруса» (2010 г.) и обладатель Приза «Золотая Ника» ІІ Международный Гриновский фестиваль «Алые паруса» 2011 г. в г. Одесса, Диплом 1-й степени в двух номинациях в литературном конкурсе «Притча-2010».
Украина, г. Киев.
***