Анастасия Соловьёва. Некоторые средства создания..

Василий Дмитриевич Фёдоров
                К 95-ЛЕТИЮ ПОЭТА ВАСИЛИЯ ФЁДОРОВА

 Работы участников областного молодёжного конкурса "Праздник Фёдоровской поэзии".
 Номинация "Творчество Василия Фёдорова глазами молодых исследователей" (2013, ноябрь)               

                Соловьёва Анастасия Витальевна,
                учащаяся 8 класса МБОУ «СОШ No 34» г.Тайга
                Научный руководитель – Яковлева Вера Васильевна,
                учитель русского языка и литературы                МБОУ «СОШ № 34» ТГО


НЕКОТОРЫЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ДИАЛОГА С ЧИТАТЕЛЕМ В ЛИРИКЕ В.Д. ФЁДОРОВА


   Кузбасская земля щедра на таланты. Волнующий аромат хвойного леса, полноводные реки, пёстрое разнотравье полей летом и ослепительное снежное сверкание зимой - всё это не может не вдохновлять известных поэтов, художников, композиторов на создание удивительныхпроизведений. А в наших школьных тетрадках тоже иногда появляются лирические страницы, рисунки и даже стихи – это наше признание в любви малой родине.

   Трудовые свершения, боевые подвиги земляков, научные открытия и новаторство в промышленности вызывают чувство гордости за родной край. Я счастлива, что именно здесь живу, учусь и взрослею.

   В последнее время я увлекаюсь плетением из бисера.
Нанизываю бисеринку за бисеринкой – получается орнамент. Простор для фантазии безбрежный! Потом дарю подругам браслеты,серьги, колье. Всем нашим учителям 5 октября, в день профессионального праздника, преподнесла авторские сувениры.
   И вот, занимаясь бисероплетением, я подумала, что оно сопоставимо со словесным искусством. Автор так же тщательно отбирает слова, соединяет их согласно своему художественному замыслу, используя единственно необходимые
средства и приёмы выразительности.

   Главное читательское открытие прошедшего лета – творчество Василия Дмитриевича Фёдорова.

   Я прочитала две книги, которые были в школьной библиотеке.
Сборник «Избранные стихотворения», выпущенный Кемеровским книжным издательством в 1972 году, и «Сны поэта», вышедшие в свет в 1988 году, издательство – «Советский писатель».

   Многие строки поэта вызвали мгновенный отклик в моей душе. Например, у меня не раз возникало чувство первооткрывателя мира, в котором я живу. Наверное, не только у меня, но и у моих ровесников. Лирический герой Фёдорова испытывает то же ощущение:

...Казалось,
Не был мир ещё распознан
И, смутный,
Ждал рожденья моего,
Казалось,
Был он только - только создан
И я свидетель первых дней его.

Казалось,
Всё, что есть под небесами,
Я должен был
Обжить и обогреть...[1]

   Кажется, что это внутренний монолог лирического героя, ощутившего себя
в момент превращения Хаоса в Космос одиноким свидетелем сотворения мира. Но финальные строки говорят о выходе из одиночества и обращены к читателю -
единомышленнику, в них авторское пожелание каждому новизны впечатлений, которые придут только к людям, умеющим удивляться:

Как хорошо
Однажды посмотреть
На старый мир
Такими вот глазами! [1]

   В творчестве В.Д. Фёдорова я обратила внимание на такие особенности, как постоянная готовность к диалогу, открытость перед собеседником, приглашение к
сопереживанию и соразмышлению.

   Предметом своего исследования я выбрала средства создания предполагаемого диалога с читателем.

   Моя версия: вся лирика В.Д. Фёдорова – это непрерывный разговор с теми, кто открывает его книги.

   Средства создания предполагаемого диалога с читателем.

   Диалог, как известно, это разговор двух или более лиц. Обращённость к читателю – главная черта лирики В.Д. Фёдорова. У поэта нет возможности услышать ответную реплику, но есть надежда вызвать ответные чувства, мысли, переживания.
   Вот как он представляется своему предполагаемому собеседнику в стихотворении «Корни»:

Сибиряк,
Я рос в лесном краю,
Где текут Иртыш, и Обь, и Лена...
Знаю родословную свою
Только до четвёртого колена.[2]

   Доверительная интонация, простота и ясность речи, лаконичное изложение информации – всё это способно расположить читателя, вызвать интерес к автору поэтических строк.
   В данной работе будут рассмотрены следующие средства создания диалога с предполагаемым читателем:

1.Использование императива, повелительного наклонения глагола, как морфологического средства выразительности языка.
2.Употребление односоставных определённо-личных предложений как синтаксического средства, создающего эффект ситуации общения.
3.Обращение как фигура речи.
4.Афористичность как микротекст, максимально воздействующий на сознание
читателя.

   Императив как морфологическое средство выразительности.

   Императив, повелительное наклонение глагола, - это «номинативное грамматическое значение, которое представляет действие как такое, которое должно осуществиться одним лицом в результате волеизъявления (побуждения, требования, просьбы) другого лица» [3]
   Такое определение даётся в академической грамматике.
В.Д. Фёдоров прибегает к этой форме глагола, чтобы убедить читателя в важности своих идей, увлечь совместным действием, дать совет, обратиться с просьбой.
   Подтверждением сказанного служат многочисленные примеры из произведений:

1.Я был с тобой/В твоём/Давно минувшем,/ Дай и в грядущем/ Мне побыть/ С тобой.
(«С тобой, Россия»)[4].
2.Во имя всех живых-/ А все мы тленны-/Не будьте ни корыстны,/ Ни мелки.
(«Синегальцы»[5].
3.Женщину славьте!(«Заграничное») [6].
4.Дай мне речку с берегами,/ Дай мне озеро с волной./Дай мне таволги пахучей,/ Дай
мне, памятных душе, / Под высокой/ Белой тучей/ Разыгравшихся стрижей.
(«Между нами только камни...»)[7].
5.В жизнь пускай поглубже корни./ Как земля, / Она не подведёт.(«Грустно мне
бывает и тревожно...»)[8].
6.Послушай, тебе говорю неспроста:/ Нам трудно даётся земли красота. («Всё тихо...»)[9].
7.Мой друг,/ Вгоняй в строку,/Что отошло, / Что стало./ Мы на своём веку / Повидели немало. («Мой друг...»)[10].

   Цитирование можно продолжить. Императивная глагольная форма встречается в каждом четвёртом стихотворении этого сборника.

   Определённо-личные предложения как синтаксическое средство приближения к
разговорному стилю.

   Определённо-личными предложениями называются «односоставные предложения, в
которых деятель не назван, но мыслится как определённое лицо: говорящий или его собеседники»[11]
   Сказуемыми в таких предложениях могут быть глаголы первого или второго
лица. В лирике В.Д. Фёдорова распространены определённо-личные предложения с глаголами-сказуемыми первого лица, что придаёт его поэтическому высказыванию лёгкость, живость, динамизм изложения, приближает к разговорному стилю речи.   
   Благодаря этому виду односоставных предложений возникает эффект
присутствия собеседника, появляется ощущение свободного общения.

   Обратимся к тексту произведений:

1.Хожу,/ Гляжу,/ Толпой влекомый,/ Ломаю язык... («Заграничное»)[12].
2.Гляжу–и/ Ничего не вижу./ Не вижу-/ Стёжка иль тропа? («Я уеду...»)[13].
3.Сижу пустой,/ Как будто из души/ В потёмках/ Что-то вынуто, / Что пело. («Мне говорят:пиши...»)[14].
4.И верою и правдою/Служу тебе я, Русь. («Иду, в молву стоустую свой добрый голос влив...»)[15].
5.Живу,/ Влюбляюсь / И дивлюсь,/ Что, разлучая с небесами,/ Судьба мне подарила Русь с её полями и лесами. («Мне жизнь моя...»)[16].

   Можно утверждать, что в лирике Фёдорова определённо-личные предложения по частоте употребления превосходят другие виды односоставных предложений.

   Стилистическая функция обращений.

   Обращение – это « слово или сочетание слов, называющее того, к кому или чему обращаются с речью»[17].
   Известно, что стилистическая функция обращений состоит, во-первых, в выражении авторского отношения к адресату речи, во-вторых, привлечении к нему читательского внимания. Без обращений диалог просто невозможен.

   Сборник «Избранные стихотворения» открывается программным монологом «Совесть». Лирический герой как будто подводит промежуточный итог жизни перед памятью любви к матери. Её образ возникает из небытия, она идёт
ему навстречу, «из могилы восставши» [18], одетая в мужской пиджак, присланный когда-то старшим сыном из Томска. Такой её облик запомнился автору. Он сомневается, исповедуется, выражает недовольство собой, сетует на
отсутствие счастья, вопрошает:

Ну, а если я мир
Не избавил от слёз,
Не избавил родных,
То зачем же я.
Мама?[18]

   Эта воображаемая встреча помогает поверить в себя, обрести силы на будущее:

...Нагрущусь,
Настыжусь,
Во весь рост поднимусь,
Отряхнусь
И опять зашагаю! [19]

   Если попытаться классифицировать обращения, встречающиеся в этом сборнике, можно заметить, что из 45 обращений 25 являются риторическими.
 
   Среди них можно выделить обращения:

отвлечённо-философского характера: Душа, Человечество, Мысль;
пространственно-географические: Русь, Россия, село, свет-Марьевка;
адресованные миру природы: скворцы,стрижата, кукушка,Рыжуха (корова, Джек
(собака), зимний ветер;
фольклорные: голова моя, головушка;
перифразы: Река Печора, лебедь белая; золотые гривы,
гривы синие; тихое моё счастье.

   Встречаются обращения, адресованные конкретным собеседникам: Валентина (девчонка с Ангары), Люда (девушка, приехавшая на север из Омска). Особую экспрессию таким обращениям придаёт притяжательное местоимение «мой»: мой хороший, моя родная, моя молодая, мой друг. В этот ряд можно включить прилагательные в роли обращений: дорогая,милая.

   Есть обращение к В. В. Маяковскому и даже к самому себе:

Закрывай, Василий, душу,
Не выстуживай себя. [20].

   Обращения придают лирике живость и естественное ощущение включённости
лирического героя в многогранный мир, прошлое, настоящее и даже будущее.
Афористичность как кратчайший путь к душе читателя.

   Афоризмы – это «лаконичные по форме и выражающие обобщённую мысль изречения»[21].

   В поэзии Фёдорова встречаются оригинальные, неожиданные суждения, разнообразные по тематике. Эти микротексты воздействуют на сознание читателя благодаря глубине мысли и отточенности, краткости словесного выражения. В
афоризмах наиболее убедительно проявляется авторская позиция по жизненно важным проблемам.

   Можно привести множество ставших популярными изречений, вот некоторые из них:

1....Едва ли/ Стихи нуждаются/ В морали.[22]
2.Не удивляйся,/ Что умрёшь./ Дивись тому, / Что ты живёшь.[23]
3.Что было жизнью поколенья,/ То для эпохи/ Только шаг.[24]
4.Мы повстречали век стальной,\А будем покидать бумажный.[25]
5.Два врага, два антипода-/Демократ и бюрократ.[26]
6.Тот, кто в жизни/ Красивое сделал хоть раз, / Сделать что-нибудь плохо/Уже не захочет.[27]
7.Грубее кожи сыромятной/ Изнанка чёрствая души.[28]
8.Дурак бывает одинок/ И одинок мудрец.[29]
9.Первична жизнь,/ История вторична![30]

   Заключение.

   Это мой первый опыт исследования творчества Василия Дмитриевича Фёдорова.
Главные открытия впереди. Мне интересен поэт, который упомянул и мой город в своём стихотворении «Пурга»:

Поезд замер
И бросил клич свой...
Я шутливо сказал жене:
- Мы приехали,
Ваше Лиричество,
Чемоданчик доверьте мне.
Эта станция узловая,
Называют её Тайгой...

   Примечания:

1.Фёдоров В.Д. Избранные стихотворения. Кемеровское книжное издательство, 1972. – с.157-158.
2.Там же, с. 154.
3.Шведова Н.Ю. Грамматика современного русского языка.– М., 1979.– с.355.
4.Фёдоров В.Д. Избранные стихотворения. Кемеровское книжное издательство, 1972. – с.11.
5.Там же, с. 14.
6.Там же, с. 43.
7.Там же, с. 71.
8.Там же, с. 208.
9.Там же, с. 226.
10.Там же,с. 339.
11.Бабайцева В.В. Теория. 5-9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа,2011.с. 223
12.Фёдоров В.Д. Избранные стихотворения. Кемеровское книжное издательство,
1972.–с.41.
13.Там же, с. 57.
14.Там же, с. 61.
15.Там же, с. 205.
16.Там же, с. 241.
17.Бабайцева В.В. Теория. 5-9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа,2011. – с. 247.
18.Фёдоров В.Д. Избранные стихотворения. Кемеровское книжное издательство, 1972.– с.6.
19.Там же, с. 7.
20.Там же, с. 382.
21.Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов.–
М.:Просвещение, 1974.– с. 23.
22.Фёдоров В.Д. Избранные стихотворения. Кемеровское книжное издательство, 1972.– с.21.
23.Там же, с. 121.
24.Там же, с. 303.
25.Фёдоров В.Д. Сны поэта.– М.: Советский писатель, 1988.- с. 11
26.Там же, с. 31.
27.Там же, с. 41.
28.Там же, с. 55.
29.Там же, с. 59

     Литература:

1.Бабайцева В.В. Теория. 5-9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.:Дрофа, 2011.
2.Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов.– М.: Просвещение,1974.
3.Фёдоров В.Д. Избранные стихотворения. Кемеровское книжное издательство, 1972.
4.Фёдоров В.Д. Сны поэта. – М.: Советский писатель, 1988.
5.Шведова Н.Ю. Грамматика современного русского языка. – М.: Наука, 1979.


*
С марта 2014 года в городской библиотеке Тайги имеется
ФЁДОРОВСКОЕ ТРОЕКНИЖИЕ 21 ВЕКА:
КНИГА ЛЮБВИ,
КНИГА ВЕРЫ,
НЕОКОНЧЕННАЯ КНИГА ДУШИ...