Размышления двух авторов по поводу одной картины

Ирина Кузнецова 17
Из стихирской переписки:

...Мне очень понравилась картина Дмитрия Петрова у вас на главной.
Прошу вас, опишите мне ваше вИдение её. Что вы считываете с образов, символом чего каждый из них явился для вас?

Смотрю на неё, и пытаюсь понять свои ощущения и мысли по этому поводу...

Елена Наильевна   


Думаю, что и сама еще до конца ее не прочувствовала. Это нужно посидеть, глядя на нее, помедитировать. Но она меня зацепила. Я ее случайно увидела на одном сайте, среди множества других картин (других авторов). И когда решила оживить страницу свою и картинку вставить, вспомнила о ней и долго ее искала. Бутыль из синего стекла на меня подействовала. И лимон напомнил поверхность планеты чужой, неизведанной. И каравелла - это что-то из детства и юности, из Крапивина и книг о морских приключениях. А пейзаж за окном Карлсона напомнил. И в то же время что-то очень питерское. Об остальном пока не думала, просто нравится смотреть)).

Ирина Кузнецова

Попробую и я.)
Синяя, притягивающая взгляд на себя бутыль - пустая, как символ одиночества, собственного - так как в центре картины и яркого цвета.
Но синий - цвет спокойный, то есть автор смирился и даже находит прелести в своём одиночестве.

Вишенки похожи на символ любви и отношений. На одной салфетке находятся - автор, с его одиночеством, автор, с его любовью (2 вишенки) и лимон. Что символизирует лимон? Вообще-то, наверное, что-то кислое. Но так, как он там нарисован, мне видится его схожесть с мозгом.
По другую сторону от бутыли-автора - одна вишенка: кто-то один из его отношений. И он - в стороне.

Вазочка со сладостями, как символ удовольствий, на заднем плане и закрыта.
Парусник - символ мечты. В центре и большого размера. Но по важности соревнуется с бутылью, и , нужно признать, не выигрывает никто, оба по-своему - самая веская часть картины.
Но парусник ещё и за занавеской. Автор как бы тем самым не даёт ему хода.
За окном - зима, как символ холодности окружающей среды. Но спокойной (снежок), не агрессивной среды.
Розовость окна напротив - как притяжение к чему-то недостижимому. Это либо воспоминания, либо что-то желаемое.
Сам факт нахождения за окном, внутри квартиры - символ достаточной закрытости и защищённости.

Воот.)

Елена Наильевна   



Ну что ж, засяду-ка и я за созерцание картины.)

Парусник. Символ свободы, надежд, путешествий. В пространстве. (Может быть, и в метафизическом тоже - в пространстве собственной души). Романтика. Ветер странствий, охота к перемене мест, поиски себя и своего места в жизни. Стремление к далекой цели. Преодоление трудностей на пути к ней. Неприкаянность и независимость.
Бутыль синего стекла. В отличие от полупрозрачных, зыбких акварельных или пастельных тонов, которыми написана остальная часть картины, здесь - густой, глубокий цвет. Он взаимодействует с несколькими другими цветовыми пятнами в этой почти ахроматической картине: с розовым светом в окне, лимоном и тремя вишенками. Остаются еще теплые коричневые тона корабельных бортов, но все же они ближе к остальной части полотна.
Для меня бутыль не ассоциируется с одиночеством. Или, по крайней мере, в меньшей степени. Мне кажется, в ней - не пустота, а скорее наполненность: внутренним ёмким пространством, воздухом. Духом. Может быть, это символ внутреннего мира. В нем есть какое-то спокойствие, задумчивость и отрешенность.
Вазочка... Я даже не поняла сначала, что в ней какие-то сласти. Что-то непонятное, какие-то куски бесформенной массы. Эта вазочка сливается с остальным пейзажем, задвинута на второй план. И да, закрыта. Видимо, это не главное, не то, что приковывает внимание. Согласна, что ее содержимым могут быть какие-то удовольствия, жизненные блага. То, что само по себе сладко, но не ярко и не составляет суть...
Лимон... Да, должен по идее быть кислым. Но он здесь для меня как-то совсем не про то. Но и мозг мне тоже не напоминает. Холодный, неземной какой-то желтовато-зеленоватый свет, поверхность с кратерами... Определенно, он ассоциируется у меня с небесными телами. Чужими, неживыми. С поверхностью Луны или каких-то других планет или астероидов. Героика освоения космоса, неизведанных миров. То же, что каравелла, но в иных масштабах, с иным антуражем и иной романтикой образов. Непонятно, откуда падает свет на этот лимон. Не из того же источника, что на паруса каравеллы: и направление другое, и тон. Лимон то ли подсвечивается изнутри, как глобус луны, то ли имеет свой персональный источник света. Он, единственный из предметов, выглядит каким-то нездешним, чужеродным на этой картине. Создает ощущение парадоксальности, что ли. Не исключаю, однако, что лимон может символизировать и какие-то отношения или человеческий характер.
Вишенки. Что-то о чувственных удовольствиях, что-то сочное и яркое. Почему-то мне кажется, что они каким-то образом взаимосвязаны с лимоном. Не из-за категории фрукты/ягоды. Скорее, по степени насыщенности цветом, яркости. Словно они принадлежат к другому, реальному, осязаемому миру, не тому, к которому относятся остальные предметы. Но вишенки - не в пример земнее и живее, чем лимон)). А может быть, вишенки и лимон - антиподы?)
Бутыль синего стекла - столь же насыщенна, как лимон и вишенки, но она - "вещь в себе". Она словно содержит "омм". И в то же время не загораживает собой пейзаж.
Парусник и бутыль - как мне видится, они не соревнуются за внимание зрителя, а просто сосуществуют рядом, как представители разных пространств, которые сошлись на одном холсте.
Занавеска загораживает от зрителя часть видимого пейзажа, вместе с оконной рамой отделяя внутренний мир комнаты от мира внешнего - с его снегопадом, чужими домами и крышами. Он не враждебный. Медленно падает мягкий, пушистый снег, укрывая крыши, смягчая углы и острые линии. Этот мир просто чужой, живущий по своим законам. Вообще, все предметы на картине живут своей самостоятельной жизнью, не объединяясь. Разве что паруса каравеллы роднятся с занавеской, на которой, собственно, и стоит корабль. Она, выполнив свою функцию и разделив миры, свешивается скатертью с подоконника во внутреннее пространство комнаты. А подоконник, опора, на которой стоят главные предметы, - он сам какой-то чужой и холодный (там, где его не укрывает занавеска), даже вишня отражается в его глянцевой поверхности, и кажется, что он каким-то непостижимым образом принадлежит не внутреннему пространству комнаты, а внешнему, заснеженному.
А снаружи... Про Карлсона (ассоциация с крышами Старого Таллин(н)а) и, следовательно, что-то сказочное в пейзаже я уже говорила. Если отрешиться от сказки, то можно увидеть за окном строгие, графичные и гармоничные питерские контуры верхних этажей зданий и крыш. Контрасты смягчены и приглушены падающим снегом.
Это, в общем-то, гризайль. И только розовое окно не дает покоя. Там, за ним, - чужая жизнь, чужой и такой притягательный мир, чужой уют, иная, неизвестная сказка. Те тона, которых нет по сю сторону картины.

Вот такие ассоциации родились у меня при созерцании этого полотна Дмитрия Петрова. Елена, спасибо вам за необычное задание, на которое вы меня сподвигли!)) Получился целый трактат, простор для психоаналитиков.

Кстати, названия картины я в интернете так и не смогла найти. А жаль)).

Ирина Кузнецова