В эссе о Канте и других великих мыслителях не раз подчеркнуто, что человеку предстоит проходить три стадии его развития, что и можно – с полным основанием! – назвать Триадой. При чем тут триада? – спросит ехидный читатель. Это, что, мафия? Или все-таки от старика Гегеля обноски - как попытка выдать себя за интеллектуала? .. Отвечаю медленно и спокойно.
Триада здесь - гегелевская. По сути слова это – Троица христианства. Поскольку же первое большое образование Гегеля было богословским, он получил степень доктора Богословия. Так что Троица как триединство: Бог-Отец – Бог-Сын – Святой Дух., несомненно оказала на него большое влияние.
Начав создавать Систему философии. Гегель использовал опыт греков и постиг Логику развития Мира, - именно как движение триад, их переходы и восхождения. В логическом плане это Тезис-Антитезис-Синтез. По Гегелю, это вообще закон развития всего и вся. Все мы помним классические примеры триады: Семя, посаженное в землю, как тезис – Семя, разложившееся в земле, как антитезис, отрицание семени – Семя в колосе, многократно умноженное, как синтез. Суть дела тут такова: семя умирает, но возрождается в новом качестве – в колосе, сохраняя все свои прежние качества.
Три стадии развития, подтвержденные и Гегелем, и другими гениями, применительно к человеку это:
1. Детская чистота и невинность и Единство с человечеством в лице родителей и окружающих.
2. Взросление, становление, опыты жизни, разочарование в том, чему учили в детстве. Отрицание прежнего единства, а зачастую – убежденность, что Я не таков и таким никогда не буду. Это – разрыв с миром. Примеры – да вот хоть движение «сердитых молодых людей» в 60-х годах прошлого века, охватившее и Европу ,и Америку, полное Отрицание буржуазных, "отцовских", ценностей ( хиппи и проч.). Выход из этого отрицания очень часто – наркотики, болезни, ранняя смерть, или же пребывание в этом качестве до конца краткой жизни…. Меньшинство переходит на третью стадию.
3. Возвращение в мир отцов «блудных детей», но обновленных в сознании своем, обретших новую мудрость и понявших, что мир не так и плох.
Итак: Единство с Родом – Разрыв с ним – Возвращение.
Примеры: байроновские герои рвут с миром и горды этим: Манфред, Чайлд- Гарольд и др., сам Байрон. Вот Лорд Байрон как раз ярчайший пример триадного бытия. Блестящий, родовитый аристократ рассорился с этим скверным миром доброй старой Англии, уплыл от него под проклятия английской знати... Но не порвал с миром до конца, а посвятил себя борьбе за освобождение греков. И погиб как герой на греческой земле...
Еще пример: Родион Раскольников. Детство в чистой и благородной семье, в атмосфере любви и обожания друг друга. Светлая набожность мальчика... Взрослеет. Едет учиться в Столицу. Бедность и нищета. Родных не может более обременять и бросает «курс». Полное отчаяние, отвращение ко всему окружающему. И тут подсказка, как жить. Есть ничтожная старуха, сидящая на мешке с золотом, убить которую – святое дело, ведь на ее деньги можно продолжить образование, служить Добру и Справедливости.
Но Наказание начинается раньше преступления: порвать родовую пуповину, связывающую с людьми, неимоверно трудно, и человек почти умирает в этой борьбе за свое Я, которое мыслится гордым и бесстрашным. План выношен, дело подготовлено, убийство осуществлено. Но .. но начинается цепная реакция зла: старуху ни ему, ни нам, по сути, не жаль. А пришлось убить еще милую, добрую женщину. И на этом не кончилось, ибо в утробе ее был невинный младенец… Есть от чего пережить новые приступы беспамятства и лихорадки... И вскоре встреча с Соней, признание в преступлении, облегчение от мук, полное раскаяние…
И самый убедительный пример «триадной жизни» – три стадии развития Лермонтова. Но об этом – в следующий раз.