Гегель и другие. Триады

Игорь Карин
        В эссе о Канте и других  великих мыслителях не раз подчеркнуто, что человеку предстоит проходить три стадии его развития, что и можно – с полным основанием! – назвать Триадой. При чем тут триада? – спросит ехидный читатель.  Это, что, мафия? Или все-таки от старика Гегеля обноски - как попытка выдать себя за интеллектуала? .. Отвечаю медленно и спокойно.
   Триада здесь - гегелевская. По сути слова это – Троица христианства.  Поскольку же первое большое  образование  Гегеля было богословским,  он получил степень доктора Богословия. Так что Троица как триединство: Бог-Отец – Бог-Сын – Святой Дух., несомненно оказала на него большое влияние.
   Начав создавать Систему философии. Гегель использовал опыт греков и постиг Логику развития  Мира, - именно как движение триад, их переходы и восхождения. В логическом плане это Тезис-Антитезис-Синтез. По Гегелю, это вообще закон развития всего и вся.     Все мы помним классические примеры триады:  Семя, посаженное в землю, как тезис – Семя, разложившееся  в земле, как антитезис, отрицание семени – Семя в колосе, многократно умноженное, как синтез. Суть дела тут такова: семя умирает, но возрождается в новом качестве – в колосе, сохраняя  все свои прежние качества.
 Три стадии развития, подтвержденные и Гегелем, и другими гениями, применительно к человеку это:
   1. Детская чистота и невинность и Единство с человечеством в лице родителей и  окружающих.
 2. Взросление, становление, опыты жизни, разочарование в том, чему учили в детстве. Отрицание прежнего единства, а зачастую – убежденность, что Я не таков и таким никогда не буду. Это – разрыв с миром. Примеры – да вот хоть движение «сердитых молодых людей» в 60-х годах прошлого века, охватившее и Европу ,и Америку, полное Отрицание буржуазных, "отцовских", ценностей ( хиппи и проч.).  Выход из этого отрицания  очень часто – наркотики, болезни, ранняя смерть, или же пребывание в этом качестве   до конца краткой жизни…. Меньшинство переходит на третью стадию.
  3. Возвращение в мир отцов «блудных детей», но обновленных в сознании своем, обретших новую мудрость  и понявших, что мир не так и плох.
   Итак: Единство с Родом – Разрыв с ним – Возвращение.
Примеры: байроновские герои рвут с миром и горды этим: Манфред, Чайлд- Гарольд и др., сам Байрон. Вот Лорд Байрон как раз  ярчайший пример триадного бытия. Блестящий, родовитый аристократ рассорился с этим скверным миром доброй старой Англии, уплыл от него под проклятия английской знати... Но не порвал с миром до конца, а посвятил себя  борьбе за  освобождение греков. И погиб как герой на греческой земле...
     Еще пример: Родион Раскольников.  Детство в чистой и благородной семье, в атмосфере любви и обожания друг друга. Светлая набожность мальчика... Взрослеет. Едет учиться в  Столицу.  Бедность и нищета. Родных не может более обременять и бросает «курс».  Полное отчаяние, отвращение ко всему окружающему.  И тут подсказка, как жить. Есть ничтожная старуха, сидящая на мешке с золотом, убить которую – святое дело, ведь на ее деньги можно продолжить образование, служить Добру и Справедливости. 
   Но Наказание начинается раньше преступления: порвать родовую пуповину, связывающую с людьми, неимоверно трудно, и человек почти умирает в этой борьбе за свое Я, которое мыслится гордым и бесстрашным.  План выношен, дело подготовлено, убийство осуществлено. Но .. но начинается цепная реакция зла: старуху ни ему, ни нам, по сути, не жаль. А пришлось убить еще милую, добрую  женщину. И на этом  не кончилось, ибо в утробе ее был невинный младенец… Есть от чего пережить новые приступы беспамятства и  лихорадки...  И вскоре  встреча с Соней, признание в преступлении, облегчение от мук, полное раскаяние…
   И самый убедительный пример «триадной жизни» –  три стадии развития Лермонтова. Но об этом – в следующий раз.