Филаретам юной Россы

Александр Сигачёв
(Отрывок из поэмы для юных россов).


«Напутствовать юное
хочется мне поколенье;
от мрака и грязи умы
и сердца уберечь».

Анатолий Фёдорович Кони.


I. ТРОПИНКИ К СЧАСТЬЮ.

Реальная жизнь существует реально, но лишь в настоящем,
Уж прошлого нет, нет и будущей жизни, мы лишь в настоящем живём,
Разумно должны принимать наслажденья и ценности счастья,
Иначе не будет покоя ни в чём и нигде нам -  не ночью, не днём.

И следует помнить  ещё нам, друзья, для спокойствия духа,
Что нынешний день наступает всего лишь единственный раз.
Друзья, этот стих мой, пусть станет вам верной порукой,
Что день не вернётся уже никогда, чтоб порадовать нас…

Что завтра уже день наступит другой, и свои в нём проблемы,
Умейте ценить рай мгновений весёлых текущего дня;
Как важно ценить все красивые дни, до того, как мгновенно,
Наступят вдруг грустные дни, на себя только станем пенять…

Угрюмо мы светлые, ясные дни и часы, провожая,
Жалеть будем, что не могли насладиться прошедшим, вздыхая,
Жалеть об ушедшем, прекрасном, что толку потом, горевать и вздыхать,
Что мы не смогли насладиться им вволю, друзья, здесь теперь и сейчас?!

Все ограниченья снижают во многом мученья, тревоги,
Но увеличенья желаний, прибавят нам лишних забот;
Чем меньше у нас возбуждений, тем меньше страданий и горя,
Избыток эмоций и действий, друзья, не к добру приведёт.

Важней не страдать, чем стремиться искать наслаждений,
Стремления эти таят в себе много губительных зол.
По счёту избегнутых зол на миру измеряется гений,
Итог наслаждений: бесчестье, болезни, позор.

Не следует, друг, покупать наслажденья ценою страданий,
Хотя бы и риском страданий не следует их покупать.
В охоте за призрачным счастьем опасность, быть может, реальной,
Разочарованье охотою этой доводится поздно признать.

Лишь кто избегает страданий, тот знает: чего он желает?
Погонщик же за наслажденьем блуждает, как призрак во мгле.
Исток наслаждений, как фата-Моргана [3] мерцает,
Виднеясь, лишь издали; приблизившись к ней – исчезает.
 
Несчастные те, кто стремиться быть очень счастливым.
Быть очень счастливым единому Богу под силу!
Доволен будь тем, что имеешь, тем многого можно добиться;
Поверьте: не надо к большому богатству стремиться.

Где пышное празднество – радости нет и в помине,
На радость там только намёк, как виденье в пустыне.
Самой же там радости искренней и с фонарями не сыщешь,
Один блеск пустой там, одна театральная пышность.

Где много людей в торжестве, там скука бывает немалой,
Там мерзости всякой немало, там дряни и грязи хватает.
Элитное общество – это плохая, убогая пьеса,
На декорациях держится, это убожество смеха.

Всегда простота отношений способствует счастью,
Снижая своей простотой светлой всё бремя жизни,
Какое лишало прекрасных и добрых  занятий,
И дух наш лишало покоя  в родимой отчизне.

Из опыта жизни должны мы уметь извлекать поученья,
Все, припоминая, сравним опыт с днём настоящим,
Из дней пережитых, смотав клубок жизни бурлящей,
Из мелкого крошева - мыслей и духа влеченья.

Нет, к счастью превратней пути, не ищи в свете целом,
Чем жизнь в суете, в суматохе – наступит прозренье;
Наш дух облечён ложью, словно одеждами тело,
Спасти одиночество может лишь и вдохновенье.

II. РАДОСТИ УЕДИНЕНИЯ.

Собою самим человек может быть, в одиночестве гордом.
Не любящий быть никогда одиноким, - противник свободы.
Ведь общество требует жертв; чем значительней личность,
Тем тягостней жертвы, жестокость врагов неприличней.

Порядок вещей этот травит людей тех немногих,
Кто творчество любит, кто в поиске уединенья.
Но общество любит в единый всех выровнять вровень
Отличных под корень всех вырубить без сожаленья.

Чем личность значительней, тем безграничней терпенье,
От глупости, тупости, дикости и извращенья.
Вымаливать личностям должно, как милость прощенья,
За те превосходства свои - без намёков в сравненьях.

Других превосходство, уже оскорбительно существованьем,
Смириться с людьми заставляют, с какими нельзя похвалиться.
Прекрасные мысли им так ненавистны, - заходятся бранью,
Себя исказить надо в прах, чтоб с ними смириться. 

Чтоб с ними общаться, тогда от себя надо будет отречься,
Кто ценность имеет, затраты покрыть будет не в состоянье.
То дело убыточно, - вознаграждать неприятность беспечно,
И здравого смысла лишаться, в фальшивых глупцов притязаньях.

В гармонии полной возможно быть только с самим лишь собою,
Спокойствие духа, в уединении лишь сохраняя;
Задачи возвышенные, на себя принимая,
Вполне наслаждаясь красою, под бубном-луною…

Для юных наука: себя приучить к одиночеству;
Содержится счастье в нём, радость спокойствия духа.
Кто, сам на себя лишь надеясь, радеет о творчестве,
Кто не принимает на веру все клятвы случайного друга.

Чем меньше общенье с людьми – для спокойствия лучше,
Немало общенья с другими таят непредвиденных зол.
Поддавшись иным существам, хоть на малость, рискуешь,
Погибнуть или попасть под состряпанный ими позор.

Общительный – это не значит, отнюдь, - человек с дарованьем,
Он, к пагубным больше наклонностям принадлежащий.
Приводит к общению чаще, бездарных и тупо смотрящих,
Их, словно, ослов понукает, слывёт среди них деловаром.

Имея в себе содержанье, что в обществе не нуждаться,
Для истинного таланта, уже немалое счастье.
Все наши страданья исходят из обществ по большей части,
Лишитесь вы стадного чувства, избегнувши стадных участий.

Привыкнувший к уединению - рудник золотой обретает,
Саади учил разумению [4]: уединение от первого Адама:
Адам наслаждался один, всей великой природы счастьем,
Недаром воскликнул Вольтер [5]; простился с земным участьем:

«Прощайте! Отправляюсь я
В тот край, откуда нет возврата;
Прощайте навсегда, друзья,
Чьё сердце скорбью не объято.
Прощайте и враги! Я дам
Вам повод к смеху, но, похоже,
Что в край забвения и вам,
К писаньям вашим и трудам,
Путь предстоит, и в свой черёд
Над вами посмеются тоже.
Роль сыграна и настаёт
Пора исчезнуть, но веками
Со сцены жизни наш уход
Сопровождается свистками.
………………………………
Одно я знаю: отмечает
Судьба среди живых того,
Кто жизнь в безвестности кончает
И не боится ничего».

Вольтер. «Прощанье с жизнью», Париж, 1778 год.

Петрарка добродушный, склонный к уединению писал:
«Всегда искал уединенья, на берегах рек и в лесах.
Чтоб избежать тёмных соблазнов – преград путей на небеса…»
О юные, как дар, примите - уединений чудеса!..

ПРИМЕЧАНИЕ:

 [1]  Филареты (от греч. philaretos) – любящий добродетель.
  [2]  Максима  [(от лат. maxima)  основное правило, принцип] –  изречение нравственного, этического характера;  правило поведения, принцип, которым человек руководствуется в своих поступках.
  [3] Фата-Моргана – (лат. fata Morgana – фея Моргана). Существует предание, что Фея Моргана живет на морском дне, и обманывает путешественников призрачными ведениями) – мираж, при котором на горизонте возникают сильно искажённые и быстро меняющие изображения предметов, лежащих за горизонтом.
  [4] Саади писал: «С той поры мы распростились с обществом и решили вступить на путь уединения, ибо одиночество даёт безопасность».
   [5] Вольтер: «Земля населена людьми, которые не заслуживают того, чтобы с ними разговаривать…»


Продолжение следует.