Иерусалим

Чёрная Жатва
I.

Укрывший холмы многоглавием храмов,
Крестами путей, он неисповедим -
Град иудаизма, Христа и ислама,
Аль-Кутц неборавный, Иершалаим.

Поднявший над руслом иссохших потоков
Зубцы и громады своих светлых стен,
Он - семя раздора, хранитель пророков,
Всю жизнь бушевавший, а ныне смирен.

Он так же армянский, как и православный,
Сиро-яковитский, и коптский удел;
Католики и эфиопы на равных
Участвуют в ходе церковнейших дел.

Для русского здесь - Александра подворье,
Того Александра, что Невским зовут.
Для подданных Папы на занятом взгорье
Монах-францисканец создал свой приют.

Аль-Акса - мечеть, где ислам зародился,
Для общей молитвы сзывает людей.
Храм Гроба Господня на всех разорился -
Смелей заходи, будь ты хоть иудей!

Храм Гроба Господня - отец всех святилищ,
Молитвы и свечи горят в нём впотьмах,
Его обойди, и ты вскоре увидишь
Единое в каждом, и в разных церквах.

Храм Гроба Господня - ступени и нефы
Полны аллегорией, смыслом святым,
К Христу возносясь средь кадил и рельефов,
Все двигают дальше, в Иерусалим.

К одной небольшой комнатёнке тенистой,
Где тайно вечерял, как знают, Христос;
Сюда Папа Римский Франциск аргентинский,
Минуя все кафедры, мессу принёс.

II.

И дальше, без отдыха, в тень городскую,
Под стены, что муж Роксоланы возвёл.
Жизнь видишь святую, жизнь видишь мирскую
Как взором двойным византийский орёл.

Его сердцевина - жизнь старых кварталов.
Привет, Старый Город! Привет, старина!
Мощь веры в тебе достигает накала,
Хмелишь ты сильнее, чем чаша вина.

Трезвишь богонравием стройных мечетей
И строгим дизайном своих синагог.
По улицам бегают местные дети,
И где-то меж ними гуляет сам Бог.

Армянские промыслы, длинные рынки
С коврами, кальянами, маслом, едой,
Где пахнут своим содержанием крынки,
И кто-то, торгуясь, кивает балдой.

Подходим к миноре из чистого злата
(Такой семисвечник отлить нелегко),
Но милостью божией и мецената
Сияние чуда влечёт простаков.

Чуть вниз - Стена Плача в кольце оцепленья,
Хасиды собрались, к стене прислонясь,
И шепчут мольбы в приступе вдохновенья,
Туристы записки суют, не стыдясь.

Меж тем это место ближайшее к Богу,
Так верят, узнав про святая святых.
А после евреи бредут в синагогу
Услышать знакомый да правильный стих.

Я чужд исихазмов и веры библейской,
Но всё же дивлюсь, как оплот на холме
Стал духом ислама, зарёй иудейской
И свечкой Христа в окружающей тьме.