Любовь Бога к человеку
Природа и откровение равно свидетельствуют о Божьей любви. Наш Небесный
Отец является источником жизни, мудрости и радости. Посмотрите на
удивительные и прекрасные произведения природы. Вдумайтесь, как чудесно все
предусмотрено для пользы и счастья не только человека, но и всех живых
существ. Солнечный свет и дождь, радующие и освещающие землю, горы, моря и
равнины -- все говорит нам о любви Творца. Ведь это Он удовлетворяет
насущные нужды всех Своих созданий. Замечательно сказал об этом Псалмопевец:
"Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в свое время; Открываешь
руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению" (Псал 144, 15-16).
Бог создал человека совершенно святым и счастливым, и земля,
сотворенная рукой Творца, была прекрасна; на ней не было заметно ни следов
тления, ни тени проклятия. Нарушение Божьего закона закона любви -- вот, что
принесло в мир страдания и смерть. Но и в страданиях, порожденных грехом,
открывается любовь Божья. Написано, что Бог проклял землю ради человека
(Быт. 3,17 по ин. переводу). Тернии и волчцы -- трудности и испытания,
обрекающие человека на жизнь, полную трудов и забот, -- были предназначены
для его же блага как часть воспитательного процесса, который предусмотрен в
Божьем плане спасения человечества от последствий греха: от вырождения и
гибели. В мире, хотя и падшем, царят не только скорби и страдания. В самой
природе заложена весть надежды и утешения. На колючках растут цветы, а на
стеблях, покрытых шинами, распускаются розы.
На каждой распускающейся почке, на каждой пробивающейся из земли
травинке написано: "Бог есть любовь". Дивные птицы, оглашающие мир радостным
пением, изысканные но окраске и совершенные в своей красоте цветы,
источающие аромат, величественные деревья в лесу с пышной зеленой листвой
все свидетельствует о нежности, отцовской заботе нашего Бога и о Иго желании
дать счастье Своим детям.
В Слове Божьем раскрывается Его характер. О Его беспредельной любви и о
Его сострадании свидетельствует сказанное Господом. В ответ на молитву
Моисея! "Покажи мне славу Твою" Он сказал: "Я проведу перед тобой всю
благость Мою" (Исх. 33, 18, 19 по ин. переводу). Это и есть Его слава.
Господь прошел перед Моисеем и возгласил: "Господь, Господь, Бог
человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный,
сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление, и грех"
(Исх. 34,6--7). Он "долготерпеливый и многомилостивый", "потому что любит
миловать" (Иоан. 4 2-Мих. 7,18).
Бог привлек нас к Себе бесчисленными знамениями на небесах и на земле.
Он старался открыть нам Себя в явлениях природы, а также посредством самых
тесных и нежных уз, которые только могут связывать людей на земле. Но и это
не дает полного представления о Его любви. Несмотря на все эти
свидетельства, "враг всякой правды" ослепил умы людей настолько, что они
стали смотреть на Бога со страхом, считая Его суровым и неумолимым. Сатана
внушил людям, что главное свойство Бога суровое правосудие, и Он стал для
них грозным судьей и взыскательным заимодавцем. Он представил дело так,
будто Создатель только тем и занимается, что ревностно следит за людьми и
подмечает все их оплошности и ошибки, чтобы затем подвергнуть каре. Для
того, чтобы рассеять эту тьму и открыть миру беспредельную любовь Бога,
пришел в этот мир Иисус и жил среди людей.
Сын Божий пришел с небес, чтобы открыть нам Отца. "Бога не видел никто
никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Иоан. 1,18). "И
Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть" (Мат. 11, 27).
Когда один из учеников попросил у Него: "Покажи нам Отца", Иисус ответил:
"Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел
Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца?" (Иоан. 14,8-9).
О Своей миссии на земле Иисус сказал: "Господь помазал Меня
благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем,
проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных
на свободу" (Лук. 4, 18). Это было Его делом. Он ходил повсюду, творя добро
и исцеляя всех одержимых сатаной.
Были селения, где ни в одном доме не слышался стон больных, ибо Он,
проходя через них, исцелил всех страждущих. Его дела были доказательством
Его Божественного помазания. Все деяния жизни Его отмечены любовью,
милосердием и состраданием; ибо всем сердцем Своим Он сочувствовал сынам
человеческим. Он принял человеческую природу, чтобы войти в нужды людские.
Самые бедные и простые люди не боялись подходить к Нему. Маленькие дети
льнули к Нему. Они любили сидеть у Него на коленях и вглядываться в Его
задумчивые глаза, светящиеся любовью.
Иисус никогда не утаивал ни единого слова истины, но высказывал ее
всегда с любовью. В общении с людьми Иисус проявлял величайшую тактичность и
внимательность. Он никогда не был груб, суров без нужды, никогда не причинял
ненужную боль легко ранимой душе и не порицал человеческие слабости. Он
говорил истину, но говорил ее всегда с любовью. Он осуждал лицемерие,
неверие и беззакония; но слезы были в голосе Его, когда произносил Он
горькие слова упрека. Он оплакивал любимый Им город Иерусалим, который
отказался принять Его -- "путь, истину и жизнь". Они отвергли Его, своего
Спасителя, но Он относился к ним с нежностью и состраданием. Жизнь Его была
подвигом самоотречения и заботы о других. Каждая душа была драгоценна для
Него. Всегда держась с Божественным достоинством, Он с величайшей нежностью
склонялся над каждым членом семьи Божьей. В каждом человеке Он видел падшую
душу, ради спасения которой Он пришел.
Таков характер Христа, открывшийся в Его земной жизни. Это характер
Бога. Ведь потоки Божественного сострадания, и роя вившегося в жизни Христа,
текут к сынам человеческим из Отчего сердца! Иисус, нежный, сострадательный
Спаситель, был Богом, Который "явился во плоти" (1 Тим. 3,26).
Иисус жил, страдал и умер ради того, чтобы спасти нас. Он стал "Мужем
скорбей", чтобы приобщить нас к вечной радости. Бог допустил, чтобы Его
возлюбленный Сын, преисполненный благодати и истины, покинул обители
неописуемой славы и сошел в мир, испорченный и отравленный грехом,
омраченный тенью смерти и проклятия. Он позволил Ему, обитающему в недрах
Отчей любви, оставить Его и поклонение ангелов и претерпеть посрамление,
поругание, унижение, ненависть и смерть. "Наказание мира нашего было на Нем,
и ранами Его мы исцелились" (Ис. 53,5).
Взгляните на Его страдания в пустыне, в Гефсимании, на кресте!
Непорочный Сын Божий взял на Себя бремя греха. Он, во всем единый с Богом,
почувствовал в душе Своей весь ужас произведенной грехом разобщенности между
Богом и человеком. Вот почему с Его уст сорвался мучительный крик: "Боже
Мой, Боже Мой, для чего Ты оставил Меня"? (Мат. 27, 46). Бремя греха,
сознание его чудовищной сущности и того, что он разделяет человека с Богом,
-- вот, что сокрушило сердце Сына Божьего.
Но эта великая жертва была принесена не для того, чтобы вызвать в
сердце Отца любовь к человеку или пробудить в Нем желание спасать. Нет, нет!
"Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного" (Иоан.3,16). Отец
любит нас не потому, что была принесена великая Жертва искупления. Как раз
наоборот: Он предусмотрел искупительную Жертву потому, что Он любит нас.
Христос был Посредником, через Которого Он смог излить Свою беспредельную
любовь на падший мир. "Бог во Христе примирил с Собою мир" (2Кор. 5,19). Бог
страдал со Своим Сыном. Борение в Гефсиманском саду, смерть на Голгофском
кресте -- вот плата, принесенная безграничной любовью за искупление наше.
Иисус сказал: "Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы
опять принять ее" (Иоан. 10,17). Иными словами: "Мой Отец так возлюбил вас,
что еще более любит Меня за то, что Я отдаю жизнь Мою ради вашего
искупления. Становясь вашим Заместителем и Поручителем, отдавая Свою жизнь,
беря на Себя ваши долги, ваши преступления, Я становлюсь еще дороже Моему
Отцу; ибо благодаря Моей жертве Бог может быть праведным и оправдывающим
верующего в Иисуса".
Никто, кроме Сына Божьего, не мог искупить нас; ибо только Тот, Кто был
в недрах Отчих, мог явить Бога. Только Он, знавший высоту и глубину любви
Божьей, мог открыть ее миру. Только бесконечно великая жертва Христа ради
грешника -- и ни что другое -- могла выразить любовь Отца к заблудшим
людям).
"Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного". Он
отдал Его не только для того, чтобы Он жил среди людей, понес их грехи и
умер как жертва за них. Он "отдал" Его падшему роду человеческому. Христос
должен был жить их заботами и нуждами. Он, Который был одно с Богом, связал
Себя с сынами человеческими неразрывными узами. Иисус "не стыдится называть
их братьями" (Евр. 2,11); Он -- наша Жертва, наш Защитник, наш Брат,
предстоящий перед престолом Отца в облике человека и на веки вечные
соединившийся с искупленным Им человечеством. Он -- Сын человеческий. И все
это для того, чтобы поднять человека из губительной пропасти греха, чтобы
мог он ответить на любовь Божью и разделять радость святой жизни.
Цена нашего искупления -- безмерно великая жертва нашего небесного
Отца, отдавшего Своего Сына на смерть ради нас, -- должна вызвать в нас
возвышенное представление о том, какими мы можем стать благодаря Христу.
Вдохновенный апостол Иоанн, взирая на высоту, глубину, широту любви Отчей к
гибнущему человечеству, исполнился восторга и благоговения и, не найдя
подходящих слов, чтобы выразить величие и нежность этой любви, воззвал к
миру: "Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть
детьми Божьими" (1 Иоан. 3,1). Как высоко оценен человек! Согрешив, сыны
человеческие стали подданными сатаны. Через веру в искупительную жертву
Христа сыны Адама могут вновь стать сынами Божьими. Приняв человеческую
природу, Христос возвысил человечество. Теперь падшие люди через связь со
Христом могут в самом деле стать достойными высокого имени "сыны Божьи".
Ни с чем не сравнима такая любовь! Дети Небесного Царя! Какое
драгоценное обетование! Это ли не предмет для глубочайших размышлений! Какая
бесподобная любовь Бога к миру, отвернувшемуся от Него! Эта мысль способна
покорить душу и "пленить ум в послушание" Богу. Чем больше мы изучаем
Божественный характер во свете креста, тем лучше мы понимаем, как милость,
любовь и прошение сочетаются со справедливостью и правосудием, тем яснее
становятся бесчисленные свидетельства безграничной любви Бога и Его нежного
сострадания, превосходящего жалость матери к своему заблудшему ребенку.
"Я не Тому молюсь, кого едва дерзает Назвать душа моя, смущаясь и
дивясь, И перед кем мой ум бессильно замолкает, В безумной гордости постичь
Его стремясь;
Я не Тому молюсь, пред чьими алтарями Народ, простертый ниц, в смирении
лежит, И льется фимиам душистыми волнами, И зыблются огни, и пение звучит;
Я не Тому молюсь, кто окружен толпами Священным трепетом исполненных
духов, И чей незримый трон за яркими звездами Царит над безднами
разбросанных миров,-- Нет, перед Ним я нем!.. Глубокое сознанье Моей
ничтожности смыкает мне уста,-- Меня влечет к себе иное обаянье,-- Не власти
царственной,-- но пытки и креста. Мой Бог--Бог страждущих, Бог, обагренный
кровью, Бог-человек и брат с небесною душой,-- И пред страданием и чистою
любовью Склоняюсь я с моей горячею мольбой!.."
С. Я. НАДСОН