Э. Уайт Путь ко Христу гл. 1

Валентина Охицинская
    Любовь Бога к человеку


     Природа и откровение равно свидетельствуют о Божьей любви. Наш Небесный
Отец  является  источником   жизни,  мудрости  и  радости.   Посмотрите   на
удивительные и прекрасные  произведения природы. Вдумайтесь, как чудесно все
предусмотрено для  пользы  и счастья  не  только  человека,  но и всех живых
существ. Солнечный свет и дождь,  радующие  и освещающие землю, горы, моря и
равнины  --  все  говорит  нам о  любви  Творца. Ведь  это  Он удовлетворяет
насущные нужды всех Своих созданий. Замечательно сказал об этом Псалмопевец:
"Очи  всех  уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их  в свое время; Открываешь
руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению" (Псал 144, 15-16).
     Бог   создал   человека   совершенно  святым  и  счастливым,  и  земля,
сотворенная  рукой Творца, была прекрасна; на ней  не было заметно ни следов
тления, ни тени проклятия. Нарушение Божьего закона закона любви -- вот, что
принесло  в  мир страдания и смерть. Но  и в страданиях, порожденных грехом,
открывается любовь Божья.  Написано,  что Бог проклял  землю  ради  человека
(Быт. 3,17  по  ин.  переводу). Тернии  и волчцы  -- трудности  и испытания,
обрекающие человека  на  жизнь, полную трудов и забот, -- были предназначены
для его же блага  как часть воспитательного процесса, который предусмотрен в
Божьем  плане спасения человечества от  последствий  греха: от вырождения  и
гибели. В мире,  хотя и падшем, царят не только скорби и страдания.  В самой
природе  заложена весть надежды и утешения. На колючках растут цветы,  а  на
стеблях, покрытых шинами, распускаются розы.
     На  каждой  распускающейся  почке,  на  каждой пробивающейся  из  земли
травинке написано: "Бог есть любовь". Дивные птицы, оглашающие мир радостным
пением,  изысканные  но  окраске  и  совершенные  в   своей  красоте  цветы,
источающие  аромат, величественные деревья в  лесу с пышной  зеленой листвой
все свидетельствует о нежности, отцовской заботе нашего Бога и о Иго желании
дать счастье Своим детям.
     В Слове Божьем раскрывается Его характер. О Его беспредельной любви и о
Его  сострадании  свидетельствует  сказанное Господом. В  ответ  на  молитву
Моисея!  "Покажи мне  славу  Твою"  Он  сказал:  "Я проведу перед  тобой всю
благость Мою" (Исх. 33, 18, 19 по ин. переводу). Это и есть Его слава.
     Господь  прошел  перед  Моисеем  и  возгласил: "Господь,  Господь,  Бог
человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный,
сохраняющий милость в тысячи родов,  прощающий вину и преступление, и  грех"
(Исх. 34,6--7).  Он  "долготерпеливый и  многомилостивый", "потому что любит
миловать" (Иоан. 4 2-Мих. 7,18).
     Бог привлек нас к  Себе бесчисленными знамениями на небесах и на земле.
Он старался открыть  нам Себя  в явлениях природы, а также посредством самых
тесных  и нежных уз, которые только могут связывать людей на земле. Но и это
не  дает   полного  представления   о   Его  любви.  Несмотря  на   все  эти
свидетельства,  "враг  всякой правды" ослепил  умы людей  настолько, что они
стали  смотреть  на Бога со страхом, считая Его суровым и неумолимым. Сатана
внушил  людям, что главное  свойство Бога суровое  правосудие, и Он стал для
них  грозным судьей и взыскательным  заимодавцем.  Он представил  дело  так,
будто Создатель только  тем и занимается,  что ревностно  следит за людьми и
подмечает  все их  оплошности и ошибки, чтобы  затем подвергнуть  каре.  Для
того, чтобы  рассеять  эту тьму  и открыть миру беспредельную  любовь  Бога,
пришел в этот мир Иисус и жил среди людей.
     Сын Божий пришел с небес, чтобы открыть нам Отца. "Бога  не видел никто
никогда; Единородный  Сын, сущий в недре Отчем, Он явил"  (Иоан.  1,18).  "И
Отца  не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть" (Мат.  11,  27).
Когда  один из учеников попросил у Него:  "Покажи нам  Отца", Иисус ответил:
"Столько времени Я с  вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел
Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца?" (Иоан. 14,8-9).
     О  Своей  миссии  на   земле  Иисус  сказал:   "Господь  помазал   Меня
благовествовать  нищим   и   послал  Меня  исцелять   сокрушенных   сердцем,
проповедовать пленным  освобождение, слепым прозрение,  отпустить измученных
на свободу" (Лук. 4, 18). Это было Его делом. Он ходил повсюду,  творя добро
и исцеляя всех одержимых сатаной.
     Были селения, где  ни в одном  доме не слышался стон  больных,  ибо Он,
проходя через  них,  исцелил всех страждущих. Его дела были  доказательством
Его  Божественного  помазания.  Все  деяния  жизни   Его  отмечены  любовью,
милосердием  и состраданием;  ибо всем  сердцем  Своим Он сочувствовал сынам
человеческим. Он принял  человеческую природу, чтобы войти  в нужды людские.
Самые бедные и простые  люди не боялись  подходить  к  Нему. Маленькие  дети
льнули к  Нему.  Они любили  сидеть у Него на коленях и  вглядываться в  Его
задумчивые глаза, светящиеся любовью.
     Иисус  никогда не  утаивал  ни  единого слова  истины, но высказывал ее
всегда с любовью. В общении с людьми Иисус проявлял величайшую тактичность и
внимательность. Он никогда не был груб, суров без нужды, никогда не причинял
ненужную боль  легко ранимой душе и  не  порицал  человеческие  слабости. Он
говорил  истину,  но говорил  ее  всегда  с  любовью. Он осуждал  лицемерие,
неверие  и  беззакония;  но  слезы были  в голосе Его,  когда  произносил Он
горькие  слова  упрека. Он  оплакивал  любимый Им город  Иерусалим,  который
отказался  принять  Его --  "путь, истину и жизнь". Они отвергли Его, своего
Спасителя, но Он относился к ним с нежностью и состраданием. Жизнь Его  была
подвигом самоотречения  и заботы о  других. Каждая душа  была драгоценна для
Него. Всегда держась  с Божественным достоинством, Он с величайшей нежностью
склонялся над каждым членом семьи Божьей. В каждом человеке Он  видел падшую
душу, ради спасения которой Он пришел.
     Таков  характер Христа,  открывшийся в Его земной жизни.  Это  характер
Бога. Ведь потоки Божественного сострадания, и роя вившегося в жизни Христа,
текут к сынам  человеческим из Отчего сердца! Иисус, нежный, сострадательный
Спаситель, был Богом, Который "явился во плоти" (1 Тим. 3,26).
     Иисус жил, страдал и  умер  ради того, чтобы спасти нас. Он стал "Мужем
скорбей",  чтобы  приобщить  нас к вечной радости. Бог допустил,  чтобы  Его
возлюбленный  Сын,   преисполненный  благодати  и  истины,  покинул  обители
неописуемой  славы  и  сошел  в  мир,  испорченный  и  отравленный   грехом,
омраченный тенью  смерти и  проклятия. Он позволил Ему, обитающему в  недрах
Отчей любви, оставить Его  и  поклонение ангелов  и претерпеть  посрамление,
поругание, унижение, ненависть и смерть. "Наказание мира нашего было на Нем,
и ранами Его мы исцелились" (Ис. 53,5).
     Взгляните  на  Его  страдания  в  пустыне,  в  Гефсимании,  на  кресте!
Непорочный Сын Божий взял на Себя  бремя греха. Он,  во всем единый с Богом,
почувствовал в душе Своей весь ужас произведенной грехом разобщенности между
Богом и  человеком. Вот почему с  Его  уст сорвался мучительный крик:  "Боже
Мой, Боже Мой,  для чего Ты  оставил  Меня"? (Мат.  27,  46).  Бремя  греха,
сознание его чудовищной сущности и того, что он разделяет  человека с Богом,
-- вот, что сокрушило сердце Сына Божьего.
     Но эта  великая  жертва  была  принесена не для  того, чтобы вызвать  в
сердце Отца любовь к человеку или пробудить в Нем желание спасать. Нет, нет!
"Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного" (Иоан.3,16). Отец
любит нас  не потому, что была принесена великая  Жертва искупления. Как раз
наоборот: Он  предусмотрел искупительную  Жертву потому, что Он  любит  нас.
Христос  был Посредником, через Которого Он  смог  излить Свою беспредельную
любовь на падший мир. "Бог во Христе примирил с Собою мир" (2Кор. 5,19). Бог
страдал со Своим  Сыном. Борение в  Гефсиманском саду, смерть на  Голгофском
кресте -- вот плата, принесенная безграничной любовью за искупление наше.
     Иисус  сказал: "Потому любит Меня  Отец, что Я  отдаю  жизнь Мою, чтобы
опять принять ее"  (Иоан. 10,17). Иными словами: "Мой Отец так возлюбил вас,
что  еще более любит  Меня  за  то,  что  Я  отдаю  жизнь  Мою  ради  вашего
искупления. Становясь вашим Заместителем и  Поручителем, отдавая Свою жизнь,
беря на Себя ваши  долги, ваши преступления, Я становлюсь  еще  дороже Моему
Отцу;  ибо благодаря Моей жертве Бог  может быть  праведным и  оправдывающим
верующего в Иисуса".
     Никто, кроме Сына Божьего, не мог искупить нас; ибо только Тот, Кто был
в недрах Отчих, мог явить  Бога. Только Он, знавший высоту  и глубину  любви
Божьей,  мог открыть ее миру. Только бесконечно великая  жертва Христа  ради
грешника  -- и  ни  что  другое -- могла выразить  любовь  Отца  к заблудшим
людям).
     "Ибо  так  возлюбил  Бог мир,  что отдал Сына  Своего Единородного". Он
отдал Его не  только для того,  чтобы Он  жил среди  людей, понес их грехи и
умер  как жертва за них. Он  "отдал" Его падшему роду человеческому. Христос
должен был  жить их заботами и нуждами. Он, Который был одно с Богом, связал
Себя с сынами человеческими неразрывными  узами. Иисус "не стыдится называть
их братьями"  (Евр.  2,11); Он  --  наша  Жертва,  наш Защитник,  наш  Брат,
предстоящий  перед  престолом  Отца  в облике  человека  и  на  веки  вечные
соединившийся  с искупленным Им человечеством. Он -- Сын человеческий. И все
это для того,  чтобы поднять человека  из губительной пропасти греха,  чтобы
мог он ответить на любовь Божью и разделять радость святой жизни.
     Цена  нашего искупления  --  безмерно великая  жертва нашего  небесного
Отца,  отдавшего Своего  Сына  на смерть ради нас, -- должна  вызвать  в нас
возвышенное представление о  том, какими мы можем  стать  благодаря  Христу.
Вдохновенный апостол Иоанн,  взирая на высоту, глубину, широту любви Отчей к
гибнущему  человечеству,  исполнился восторга и  благоговения  и,  не  найдя
подходящих  слов, чтобы выразить  величие  и нежность этой любви, воззвал  к
миру: "Смотрите,  какую любовь дал  нам Отец, чтобы  нам  называться и  быть
детьми Божьими"  (1 Иоан. 3,1).  Как высоко оценен  человек!  Согрешив, сыны
человеческие  стали  подданными  сатаны.  Через веру в  искупительную жертву
Христа сыны  Адама могут  вновь  стать сынами Божьими.  Приняв  человеческую
природу, Христос возвысил  человечество. Теперь  падшие люди через  связь со
Христом могут в самом деле стать достойными высокого имени "сыны Божьи".
     Ни  с  чем  не  сравнима  такая  любовь!  Дети  Небесного  Царя!  Какое
драгоценное обетование! Это ли не предмет для глубочайших размышлений! Какая
бесподобная любовь Бога  к  миру, отвернувшемуся от Него! Эта мысль способна
покорить  душу  и  "пленить ум в послушание" Богу.  Чем  больше  мы  изучаем
Божественный  характер  во свете креста, тем лучше мы понимаем, как милость,
любовь и  прошение  сочетаются со справедливостью и  правосудием,  тем яснее
становятся бесчисленные  свидетельства безграничной любви Бога и Его нежного
сострадания, превосходящего жалость матери к своему заблудшему ребенку.

    "Я не  Тому молюсь,  кого едва  дерзает Назвать  душа  моя,  смущаясь  и
дивясь,  И перед кем мой ум бессильно замолкает, В безумной гордости постичь
Его стремясь;
     Я не Тому молюсь, пред чьими алтарями Народ, простертый ниц, в смирении
лежит, И льется фимиам душистыми волнами, И зыблются огни, и пение звучит;
     Я  не Тому молюсь, кто окружен  толпами  Священным трепетом исполненных
духов,  И   чей  незримый   трон  за  яркими  звездами  Царит  над  безднами
разбросанных  миров,--  Нет, перед  Ним  я  нем!..  Глубокое  сознанье  Моей
ничтожности смыкает мне уста,-- Меня влечет к себе иное обаянье,-- Не власти
царственной,--  но пытки и креста. Мой Бог--Бог страждущих, Бог,  обагренный
кровью, Бог-человек и брат  с небесною душой,--  И пред страданием и  чистою
любовью Склоняюсь я с моей горячею мольбой!.."
     С. Я. НАДСОН