Мягкое принуждение к чтению

Учитель Николай
Из опыта работы

  Мне зубы ломит и совестно становится, когда вокруг начинаются затверженные разговоры о том, почему «нынешние дети мало читают». Более чем десятилетнее нудение взрослых о мобильных телефонах, компьютерных играх и развлечениях, социальных сетях… Что изменят вокруг нас эти стократные, а значит, пошлые выводы? Ничего, кроме глухого и всё усиливающегося раздражения в мыслящем человеке они не вызывают. Так бы и долбанул, кажется, в другой раз словарем Ожегова по башке твердящему затверженное.
  Давно понял, что наторенным путем учителю идти нельзя, и, если будешь следовать только программе и методичкам, избитому, измусоленному (да, не дай бог, и это будешь проговаривать равнодушно), - тогда да, отвращение от книги состоится в самом полном живописном объеме.
  Нынешнее время, как никакое, требует от словесника риска, нестандартных решений в приобщении ИХ к чтению.
  Я встречал совсем не читающих филологов, совсем не читающих членов СП России, а уж о массово не берущих в руки книги родителях, о полном забвении книги в семье говорить не хочется: пОшло и это.
  И тем не менее, опираясь на опыт лучших учителей района и собственный, я не теряю оптимизма и готов сказать, что привлечь к чтению ребят можно.
  Скажу только о парочке таких приёмов из своей учительской практики.
  Возьмем, скажем, программу Меркина по литературе в 9-м классе. Что нам предлагается по всему книжному фронту двадцатого века? Предлагается обзор чуть больше 20 часов.
  В этом обзоре, как вы догадываетесь, десятки авторов. Например, в теме «Великая отечественная война в литературе... В. Некрасов, Г. Бакланов, Ю.Бондарев, К. Воробьев, В. Астафьев, В. Кондратьев, Б. Васильев, В. Быков и многие другие замечательные авторы и замечательные книги у нас на памяти.
  И что даст ученикам даже самое яркое лекционное проговаривание данной темы? Сможет ли ученик к каждому уроку (новый автор, новая тема), прочитать новое произведение или же хотя бы ознакомиться с ним?
  Калейдоскоп эпох, стилей и направлений, имен, произведений ошеломит, подавит своей грандиозностью, невозможностью освоить такую громаду.
  Я поступаю так. Провожу обычно два урока, на которых даю общее представление о литературе реализма и модернизма, о серебряном веке, расколе русской литературы, самиздате, возвращенной литературе, «оттепели» и других общеизвестных процессах и явлениях века 20-го. Одновременно мы – условно! – разбиваем весь длинный караван имен и книг на такие же условные блоки, например, «Антиутопия», или «Тихие лирики», или «Деревенские писатели», или «Возвращенная литература», или – «Литература против тоталитаризма»…  По каждому обозначенному блоку намечаем список фундаментальных книг и авторов.
  А дальше… дальше все уроки выпускники читают. Чтению посвящены и все, без исключения, домашние часы подготовки.

  Я выступаю в роли консультанта, снабжаю книгами из собственной библиотеки, ношу и подсовываю различные статьи по прочитанному, подсказываю нужные места в учебнике; иногда на уроке пересказываю некоторые из интересных мне и ярких книг (чтоб «в зобу дыханье спёрло»).
  За каждую прочитанную книгу ставится только «пять». Время от времени приглашаю к первой парте (она на этот период всегда не занята) одного из учеников, и мы мило беседуем о прочитанном, делимся впечатлениями. Никаких упреков и попреков. Полное доверие к их статистике, к их списку. Иногда читаю волнующее место из статьи, книги, стихотворение, поразившее меня (в этом году много читал Анищенко). Иногда показываю фрагменты фильма (скажем, «Солярис») или прослушиваем музыку, связанную так или иначе с творчеством того или иного автора (пусть это будут песни на стихи Рубцова).
  Читают все. Конечно, в различной степени. Но вот я в чем убежден, знаю точно: если бы при традиционном уроке ВСЕГДА нашлись бы ученики, не прочитавшие ни одной книги, то в этом случае даже не умеющие читать читают минимум три-пять хороших книг. Число повестей и романов у других достигает 15-20. Это за два месяца. И это при не слабых объемах вещей (от ста до трехсот и более страниц). Причем, всё честно: они действительно читают.
  Как-то несколько лет спустя после школы один из учеников подошел ко мне и сказал: я за ТЕ два месяца прочитал столько книг, сколько не прочитал за всю школу до них. Такие признания я выслушивал не раз.
               
продолжение следует