Невидимая брань гл. 39

Вертелецкая Марина
Копирайт 
Источник:
 
 Преподобный Никодим Святогорец

 НЕВИДИМАЯ БРАНЬ

 перевод с греческого святителя Феофана Затворника

 Издание четвертое Афонского Русского Пантелеимонова монастыря.
    Москва. 1904 г.

      Все мы с младенчества до самой смерти, иногда сами того не понимая, участвуем в духовном сражении со злом, царящим вокруг нас и в нас самих.

  Как победить в этой битве, как не допустить духам злобы смертельно ранить сердце, как поддержать находящихся рядом соратников. Об этом рассказывает одно из самых почитаемых и читаемых творений афонских старцев – «Невидимая брань».

  Книги эта была обнаружена и подготовлена к изданию великим афонским писателем и переводчиком преподобным Никодимом Святогорцем (1748-1089) [опечатка в книге ред. golden-ship], а переведена на русский язык великим святителем Земли Русской, Феофаном Затворником (1815 – 1894).

  Будучи людьми хорошо образованными, живущими святой, подвижнической жизнью, они не понаслышке знали данную тему. Каждый из них при переводе привнес крупицы знаний из собственного опыта.


 Глава тридцать восьмая

    В добродетелях упражняться надобно со всем усердием и непрестанно

 В деле стяжания добродетелей необходимо действовать так, чтобы всегда простираться в предняя (Фил. 3, 13), если желаем скоро и успешно достигнуть предположенной нами цели.

   Ибо как только остановимся, хоть на короткое время, тотчас подадимся назад, потому что за этим пресечением добрых деяний, по нерадению и послаблению себе, страсти, подавляемые усердным трудом в доброделании, по склонности нашей к чувственности и самоугодию тотчас подымут голову, оживут и возбудят бесчинные движения и стремления, особенно когда при этом поспособствует им внешняя наша обстановка, а такие движения всегда расстраивают и ослабляют добрые навыки и, что особенно гибельно, лишают благотворного осенения благодати, без которой ничто истинно доброе и духовное благо совершиться не может.

   Ведай, что течение путем жизни духовной много разнится от обыкновенных земных путешествий. В земном путешествии, когда путешественник останавливается, то ничего не теряет из пройденного прежде пути; в духовном шествовании, если текущий путем добродетели остановится, то теряет многое из стяжанных прежде добродетелй, как я сказал. В обыкновенном путешествии чем дальше идет путник, тем более увеличивается его утомление; в течении же путем духовной жизни чем больше кто продляет путь, простираясь в предняя, тем большую приобретает силу и способность для дальнейшего шествования.

   Причина сему та, что трудами на пути добродетели низшая наша часть, т.е. плоть, которая своим восстанием против духа и делает путь добродетели жестоким и многотрудным, все более и более ослабевает в своем противоборстве духу; между тем часть высшая, где и обитает добродетель, т.е. дух, все более и более укрепляется и делается мощною. Потому чем более преуспеваем мы в добродетели и добре, тем более умаляется та прискорбная трудность, какую встречаем в начале вступления на сей путь.

   К тому же при этом некая сокровенная сладость, Богом подаваемая, срастворяется с нашим сердцем и час от часу увеличивается. Вследствие сего, простираясь в предняя все с большею и большею охотой и силой, легко восходим от добродетели к добродетели и достигаем наконец самого верха совершенства духовного, где душа начинает делать всякое добро, уже не как с усилием влекомая, без всякого вкуса, но с охотным стремлением и радостью. Ибо, подавив и победив страсти и отрешившись от всего тварного, живет она теперь в Боге и в Нем, среди приятных трудов духовных, вкушает непрестанно сладкий покой.



 Божьего благословения читающему,