Блистательная династия

Светлана Бестужева-Лада
Вряд ли найдется мало-мальски образованный человек, которому не была бы знакома фамилия Фаберже. А уж книг об изделиях фирмы Фаберже и фильмов едва ли не столько же, сколько самих произведений. Аналогов популярности до сих пор не имеется. Разве что Картье… но это скорее ширпотреб для богатых. Изделия же Фаберже отличались не столько ценой (иногда позволить себе купить безделушку «от Фаберже» мог и среднеоплачиваемый служащий), сколько изысканностью и тонким художественным вкусом. Не зря же до сих пор любая вещь с клеймом этой фирмы (иногда фальшивым) пользуется огромным спросом на аукционах во всем мире.

Если судить по фамилии, то основатель скромной ювелирной фирмы в Санкт-Петербурге – Густав Фаберже – был французом. На самом же деле он был немцем французских корней, родившимся в 1814 году в Лифляндской губернии. Будущий золотых дел мастер учился в Санкт-Петербурге у ювелира Спигеля, а в 1842 году открыл собственную маленькую мастерскую и магазинчик ювелирных изделий на Большой Морской улице. Женился он довольно рано на дочери датского художника Шарлотте Юнгштедт.
Первые изделия, производимые фирмой, были рассчитаны на широкое потребление и практически ничем не отличались от продукции конкурентов. Но со временем Густав приобщил к делу двух подрастающих сыновей, Агафона и Карла, причем настоял на том, чтобы они получили специализированное образование за границей, а не в России.
В 1860 году Густав Фаберже отошел от дел, передав значительно увеличившуюся фирму под начало старшего сына – Карла. Он и его младший брат Агафон внесли много нового в семейное дело, значительно превзойдя отца в мастерстве. Собственно, именно благодаря им фирма Фаберже стала всемирно известной.
Карл, став главой фирмы, расширил ее, реорганизовал и открыл многочисленные филиалы по всей стране. Фирма, переименованная в соответствии с веяниями времени в «товарищество», под его началом стремительно развивалась, расширяя ассортимент своей продукции и работая уже по многочисленным индивидуальным заказам.
Карл Фаберже собрал вокруг себя множество талантливых молодых людей – скульпторов, художников, ювелиров и камнерезов. Одной мастерской уже не хватало, поэтому одно за другим появлялись небольшие дочерние предприятия:  одни работали только по золоту, другие — по серебру, третьи — по драгоценным камням и т.п.
Клеймо Фаберже не означало, что изделие, на котором оно поставлено – запредельной стоимости. Просто это был знак отличия и признак того, что над безделушкой, портсигаром или скульптуркой работали исключительно высококлассные мастерами своего дела, и что, независимо от стоимости товара, весь он был высочайшего качества.
Фаберже обслуживали как средние слои населения, так и членов императорской семьи, причем не только в России. С 29 августа 1890 года Карл Фаберже - оценщик Кабинета Его Императорского Величества, с 29 января 1911 года - придворный ювелир, поставщик королей Шведского и Норвежского, а также императорских и королевских домов Европы и Азии. С 1882 года участник всероссийских и всемирных выставок, имел многочисленные награды, а также награжден орденами св. Станислава 2-ой и 3-й степеней, св. Анны 2-й степени, золотой медалью на Станиславской ленте (за выставку 1882 года в Москве), болгарским орденом «За гражданские заслуги» и французским орденом Почетного легиона с присвоением звания «Мастера Парижской Гильдии Ювелиров» (1900). Пожалуй, больше ни один ювелир не имел столько высоких наград ни до Карла Фаберже, ни после него.
1 ноября 1890 года ему было пожаловано почетное гражданство, а 1 января 1910 года по просьбе его четырех сыновей Карлу Фаберже было пожаловано звание мануфактур–советника, что также было практически беспрецедентно.
Стоит заметить, что младший брат Карда, Агафон, всю жизнь проработавший рядом с братом, ничем особым так и не отличился. Он был блестящим исполнителем – и только. Вся творческая фантазия, все смелые задумки и даже их первоначальное воплощение были заслугой старшего брата. Хотя некоторые современники утверждали, что Агафон обладал выдающимися художественными способностями и талантом конструктора. К сожалению, он скоропостижно скончался в 1885 году.
Изделия Фаберже постепенно становились широко известными не только в русском ювелирном искусстве, но и во всем мире. Изысканные, выполненные с большим мастерством и талантом, они пользовались огромной популярностью в среде именитых, состоятельных и творческих людей. Безусловно, мастера фирмы использовали в своей работе бесценный мировой опыт ювелирного дела. Однако, при всем этом они сумели придать своим изделиям дух современности и бесспорную индивидуальность.
Среди ювелиров Фаберже не было принято копирование, скорее, классические идеи и эскизы находили новое воплощение в умелых руках талантливых и прекрасно обученных мастеров.
«С увеличением фирмы Карл Густавович решает создать своеобразный центр фирмы, с магазином и мастерскими, на той же Большой Морской улице. Для этой цели у полковника В. П. Золотова покупается участок с домом по адресу Большая Морская, 24. Автором проекта нового здания становится архитектор К. К. Шмидт - сын двоюродной сестры Карла Фаберже. Общность интересов связали его с семьей Фаберже.
Внимательно изучив все требования владельца, и предложения по созданию нового здания фирмы в Петербурге, архитектор разработал проект постройки четырехэтажного, на подвалах, лицевого дома и четырехэтажных, с подвалами и мансардными этажами флигелей. Строительство шло с 1899 по 1900 гг.
Главный фасад здания, выполненный в англо - готическом стиле, создает незабываемое впечатление и выделяется своей неповторимостью среди разнообразных произведений архитектуры на одной из самых фешенебельных улиц северной столицы. Тяжелые полуколонны аркады первого этажа из полированного красного граниты подчеркивают готическую легкость и устремленность ввысь фасада следующих этажей, облицованного серо-розовым гранитом, с большими плоскостями окон, заполненных зеркальными стеклами. Фасад завершается треугольными шпицами фронтонов.
Сохранились до нашего времени также и отделка оштукатуренных дворовых фасадов: часть поверхностей рустована, часть обработана «под шубу» декоративной штукатуркой. Дворовые флигели - различной высоты, самый высокий - западный флигель.
В первом этаже нового дома разместили магазин золотых и бриллиантовых вещей, на последующих этажах и в дворовых корпусах устроили мастерские, оборудованные по последнему слову тогдашней техники. На верхнем этаже находилась художественная студия, здесь трудились талантливые молодые дизайнеры, выпускники Училища технического рисования.
В здании разместили администрацию фирмы, здесь же находилась квартира самого Карла Фаберже.
Главный вход на парадную лестницу располагается в торце западного флигеля. Пройдя через ворота лицевого флигеля, под аркой проезда, стены которого облицованы керамической плиткой белого и светло-зеленого цвета, через небольшой тамбур попадаешь на нижнюю площадку парадной лестницы. Сохранившееся почти без изменений «помещение» парадной лестницы освещается тремя ярусами окон с витражами в дубовых переплетах. В двух нижних ярусах среди зелено-голубой листвы - белые цветы, вьющиеся по трельяжным решеткам. Витражные заполнения третьего, самого высокого яруса изображают небо с легкими облаками розоватого цвета.
Ступени лестницы из известняковой плиты, площадки облицованы цветной керамической плиткой сложного рисунка, лестничные ограждения - кованые, металлические, с рисунком в стиле модерн. Перекрытия лестничного помещения и площадок декорированы лепкой.
На всех этажах лестницы сохранились первоначальные профильные дубовые двери. В здании, кроме парадной, имеются еще две лестницы: в юго-западном углу каре и в центральной части восточного флигеля.
После революции дом был перепланирован и перестроен для жилых квартир».
С сайта "IMPERIAL COURT INC." http://www.imperialcourt.com/history/
До поры до времени имя Фаберже славилось только в России. Но в 1882 году фирму пригласили поучаствовать во Всероссийской выставке промышленно-художественных изделий в Москве. Результат - золотая медаль и пристальное внимание высочайших особ. Не удивительно, что в скором времени на вывеске фирмы появилось изображение Государственного герба России, означавшее звание «Поставщик Высочайшего двора».
Чуть позднее Карл Фаберже получил еще одно звание — придворного ювелира. Угодить вкусам таких клиентов, не изменяя собственному – дело нелегкое, но Карл обладал еще и недюжинными дипломатическими способностями: мог убедить в своей правоте самых капризных и придирчивых клиентов.
Именно в это время в дело отца вступил его старший сын – Евгений Карлович, который через считанные годы стал экспертом Бриллиантовой комнаты Зимнего Дворца, оценщиком Ссудной кассы, оценщиком Его Императорского Величества по доверенности отца. Будучи талантливым художником, он принес фирме новые творческие решения и принимал активное участие в разработке самых драгоценных изделий.
Результаты не замедлили сказаться: в 1900 году фирма приняла участие во Всемирной выставке в Париже, где имела огромный успех, о чем говорилось выше. Евгений же персонально получил пальмовую ветвь офицера Академии изящных искусств и болгарский орден святого Александра. После этого, фигурально выражаясь,  все королевские дворы Европы выстроились в очередь, чтобы предложить фирме Фаберже стать своим придворным поставщиком, а слава о ювелирных изделиях русских пошла по всему миру.
Самым знаменитым изделием фирмы Фаберже стало, как всем известно, пасхальное яйцо. Первое было создано в 1885 году по заказу императора Александра Третьего, который желал сделать пасхальный подарок-сюрприз своей супруге, императрице Марии Федоровне. Так называемое «Куриное» яйцо снаружи покрыто белой, имитирующей скорлупу, эмалью, а внутри, в «желтке» из матового золота, находилась изготовленная из цветного золота курочка. Внутри курочки, в свою очередь, была спрятана небольшая рубиновая корона. Драгоценная безделушка была изготовлена в позже утраченной традиции складывающихся матрешек.
Впрочем, сама идея ювелирного изделия не была оригинальной: пасхальное яйцо Фаберже – это вольная интерпретация яйца, изготовленного в начале XVIII века, 3 экземпляра которого известны и сегодня. Они находятся: в Копенгагене, в замке Розенборг; в Вене (Музей истории искусств) и в одной частной коллекции, куда попало из дрезденской художественной галереи «Зеленые своды». Во всех упомянутых экземплярах спрятана курочка, открыв которую, можно обнаружить корону, а в ней — кольцо. Считается, что императору хотелось порадовать супругу сюрпризом, который напомнил бы ей хорошо знакомое изделие из датской королевской сокровищницы.
Императрица Мария Федоровна была в таком восхищении от подарка, что Фаберже получил приказ изготавливать по пасхальному яйцу ежегодно, причем единственным условием ставилось то, что изделию следовало быть уникальным и содержать какой-либо сюрприз. Следующий император, Николай Второй, сохранил эту традицию, каждую весну даря, в свою очередь, два яйца — одно вдовствующей императрице-матери, второе — супруге Александре Федоровне, молодой императрице.
Изготовление каждого яйца занимало практически год. Как только эскиз был утвержден, за работу бралась целая команда ювелиров фирмы, имена некоторых из них сохранились (так что говорить, что автор всех яиц лично сам Карл Фаберже не следует). Особенно велик вклад мастера Михаила Перхина. Также упоминаются Август Хольстром, Генрик Вигстром, Эрик Колин и пр.
Среди наиболее известных драгоценных безделушек можно отметить «Херувим и колесница» - малахитовое яйцо с каретой, оленями и тремя херувимами внутри. (1888 год) и «Часы с синей змеей», выполненное в традициях севрского фарфора. Неподвижная змея служит стрелкой. (1887 год).
Серия императорских пасхальных яиц пользовалась такой громкой славой, что фирма Фаберже выполнила несколько изделий и для нескольких частных заказчиков. Среди них - серия из семи яиц, подаренных золотопромышленником Александром Фердинандовичем Кельхом своей супруге. Остальные известные восемь яиц Фаберже были выполнены на заказ для Феликса Юсупова, женатого на племяннице императора, семейства Ротшильдов, герцогини Мальборо и еще нескольких неустановленных лиц. Они не такие роскошные, как императорские, и не являются оригинальными, зачастую повторяя тип, придуманный для царских подарков.
Возможно, для частных лиц были выполнены ещё какие-либо изделия, но они никогда не были задокументированы (в отличие от царских яиц), что дает обширное поле деятельности для умелых фальсификаторов, особенно таких, которым удалось заполучить подлинное клеймо фирмы Фаберже или его искусную подделку.
Но бывают и неожиданные открытия абсолютно подлинных раритетов: осенью 2007 года было выставлено на продажу «яйцо Ротшильдов», которое хранилось среди семейного имущества, не афишируясь, целое столетие.
Легендарные пасхальные яйца Фаберже, виртуозно выполненные, были не так уж и баснословно дороги по стоимости использованным в них материалов. Сочетание на первый взгляд несочетаемого, выполнение изделий с любовью и фантазией превращали каждое такое яйцо в прекрасный сюрприз.
Мало кто знает, что были и другие пасхальные яйца работы Фаберже. Как правило, их изготовляли из серебра и украшали гравировкой. Размер такого изделия обычно не превышал ягоды вишни или крыжовника. У меня сохранился такой кулончик, который прадедушка преподнес прабабушке во время жениховства.
Он является подтверждением того, что на фирме Фаберже вовсе не стремились сделать украшение как можно более дорогим за счет использования огромного количества благородных металлов и драгоценных камней, а, наоборот, старались из простых и более дешевых материалов создать шедевр, настоящее произведение искусства.
Фаберже в 1914 году с оправданным превосходством сказал газетным репортерам:
- Если сравнивать с моим делом такие фирмы, как «Тиффани», «Бушерон», «Картье», то у них, вероятно, найдётся драгоценностей больше, чем у меня. У них можно найти готовое колье в 1,5 миллиона рублей (примерно 65 миллионов долларов в сегодняшних ценах). Но ведь это торговцы, а не ювелиры-художники. Меня мало интересует дорогая вещь, если её цена только в том, что насажено много бриллиантов или жемчуга.
Многие западные ювелиры и торговцы антиквариатом предлагали Фаберже продавать свою продукцию без фирменного клейма, мотивируя это предложение тем, что «клеймо Фаберже само по себе привлекает покупателей, а это мешает честной конкуренции». Однако Фаберже только посмеивались:
- Кто вам мешает создать такую же репутацию собственному клейму?
Фирма ни разу не нарушила обычая, продолжая выпускать эксклюзивные изделия, покорившие практически весь мир. «Правила игры» нарушали «честные конкуренты», изготавливавшие фальшивые клейма Фаберже.
Помимо пасхальных подарков, фирмой и для других случаев часто использовалась православная символика, иногда в старорусском стиле. Декоративные, роскошно украшенные кокошники, дорогая посуда, оклады для икон и кресты — все это было идеально стилизовано под предметы XII-XV веков.
Фаберже поступало великое множество заказов на дипломатические подарки и разного рода высочайшие подношения.
Во время первой мировой войны Фаберже переквалифицировал свои мастерские на востребованные заказы военного времени. Фирма выпускала посуду и коробочки для табака, части военных приборов и даже гранаты. Надо отметить, что к этим изделиям мастера подходили с не меньшей тщательностью исполнения, чем к украшениям из драгоценных камней.
Товарищество Фаберже по понятным причинам прекратило свою деятельность в России в 1918 году. В сентябре 1918 года, не без оснований опасаясь ареста, Карл Фаберже нелегально покинул Петроград под видом курьера одного из иностранных посольств, и поездом уехал за границу — в Ригу. Но вскоре после этого Прибалтика перестала быть безопасной, и Карлу Фаберже пришлось бежать дальше на Запад — в Германию. Он поселился в Берлине, но и там началась революция. Фаберже пришлось уехать в Швейцарию.
Он так и не оправился после потрясших его жизнь событий. В это время он часто повторял: «жизни больше нет». Несмотря на 70-летний возраст, в эмиграции он очень страдал от невозможности заниматься любимым делом. В мае 1920 года у него стало плохо с сердцем. Умер Карл в городе Лозанна утром 24 сентября 1920 года.
Фабрики и магазины Фаберже в Петрограде, Москве и Одессе были национализированы. В Петрограде в руки большевиков попали практически все запасы драгоценных металлов, камней и уже готовых изделий, за которые владельцам не было выплачено никакой компенсации. Спасти от национализации удалось лишь маленькую долю изделий, которые Евгений Фаберже незадолго до революции вывез в Финляндию на продажу, но продать не успел. 
Карл Фаберже вырастил четверых сыновей, и все они продолжили его дело, но судьба разбросала их по разным странам, и возродить славу и традиции знаменитой фамилии им уже не удалось.
 Агафон Карлович Фаберже первоначально надеялся на то, что ему удастся сохранить фирму в России. С 1922 года был назначен уполномоченным Гохрана и оценщиком и пробыл в этой должности до 1927 года, с горечью наблюдая за тем, как бесценные сокровища буквально за гроши уплывают за границу.
Большевики свободно распоряжались конфискованным имуществом — так, английский ювелир Эмануил Сноумэн  вспоминал, что в период с 1925 по 1939 годы он регулярно приобретал у советского государственного торгового агента большое количество изделий Фаберже, в том числе шесть пасхальных яиц, прямо в расположении бывшего Петроградского магазина Карла Фаберже на Большой Морской.
В 1927 году вместе с женой перешел границу с Финляндией по льду Финского залива, предварительно переправив через знакомых и друзей деньги и драгоценности, которых хватило ненадолго, а многое было украдено. Оказался в крайней бедности. Поселился в купленном и перестроенном четырехэтажном доме в Хельсинки. Жил за счет продажи части своей богатейшей коллекции марок и даже не пытался заниматься ювелирным делом.
Второй сын, Александр, в 1919 году был назначен экспертом Наркомпроса, но почти немедленно эмигрировал в Париж, где работал на фирме «Фаберже и К» вместе с младшим братом Евгением, который присоединился к нему в эмиграции в 1923 году. Братья торговали старой продукцией фирмы, которую удалось сохранить. Попытки разрабатывать и производить что-то новое были не очень удачными. Во всяком случае, до известных во всем мире изделий, созданных под руководством Карла Фаберже, им было далеко.
Самый младший из братьев – Николай - художник по ювелирным изделиям, учился у американского художника Сэржанта в Англии. С 1906 года он постоянно проживал в Англии, работал в лондонском филиале фирмы Фаберже, но особых успехов не достиг.
Формально деятельность династии Фаберже прекратилась в 1960 году вместе со смертью последнего из семьи, работавшего под этой маркой, Евгения Карловича Фаберже. К сожалению, наследникам знаменитого Карла Фаберже не удалось достойно продолжить его дело.
В настоящее время изделия Фаберже разбросаны по музеям всего мира, многие находятся в частных коллекциях. Творчество мастеров фирмы тщательно изучается специалистами, постигающими секреты Фаберже, некоторые из которых удивляют ювелиров и в наши дни.
В 2009 году в немецком Баден-Бадене российским коллекционером Александром Ивановым был открыт Музей Фаберже. Экспозиция включает более 700 экспонатов, в том числе ювелирные изделия, коллекцию портсигаров, фигурок животных и изделий повседневного спроса. Самым дорогим приобретением музея считается купленное в 2007 году за 9 млн британских фунтов яйцо, созданное ювелиром в подарок барону Ротшильду в честь его помолвки в 1902 году.
Музей Фаберже купил за миллион долларов композицию с огурцом, водкой и газетой, изготовленный в 1905 году. Это - уникальный натюрморт, который представляет собой камень, на котором разложены яичница, гранёный стакан с недопитой водкой, закуска и недокуренная папироса. Несмотря на кажущуюся простоту, натюрморт выполнен из самых дорогих материалов: кирпич выточен из яшмы, белок — из белого камня, желток — из янтаря, газета, рыбки-закуска и мухи — из серебра, стакан и его содержимое — из хрусталя, а окурок — из хрусталя и кварца.
Выбор газеты в произведении Фаберже неслучаен: это точная копия «Ведомостей Санкт-Петербургского градоначальства» от 18 октября 1905 года с текстом Высочайшего Манифеста Об усовершенствовании государственного порядка, подписанного 17 октября Николаем II.
«Это произведение является одним из самых интересных из когда-либо созданных Фаберже, - прокомментировал приобретение основатель музея Александр Иванов. - Фаберже не сделал более ничего подобного, и тем не менее, он конечно попал в авангард, тонко чувствуя революционные настроения того времени».
В момент создания эта работа являлась, скорее, курьезным экспериментом в области крайнего натурализма, да еще и с политическим подтекстом, сегодня же она странным образом напоминает некоторые работы современных художников.
Курьезов в работк фирмы вообще было немало. Например, сзади одного образка требовалось выгравировать молитву «Отче наш». Нарисовав шрифт первых слов, Карл Фаберже написал: «и так дальше». И рабочий- гравёр вместо полного текста молитвы так и выгравировал согласно рисунка: «Отче наш и так дальше».
-Ведь вот, - заметил Фаберже - не додумались же до этого наши попы - до такого простого сокращения времени службы.
Практически совершенно забыто, что фирма Фаберже специализировалась и на камнерезных работах. Правда, до 1908 года камнерезное дело играло второстепенную роль в производст¬ве фирмы. Предметы из полудрагоценных сибирских и иных каменных пород служили объектами для оправ, фоном для ажурных золотых и серебряных работ. Преобладали мелкие предметы, как то: табакерки, набалдашники, печати, рамки и т. п. Иногда оправлялись и более крупные вещи: декоративные вазы, часы, чернильницы и лампы. Все возрастающее применение камня в ювелирных и золото-серебряных изделиях заставили фирму открыть особую мастерскую.
Особенно популярными были нефрит, яшма, малахит, кварц, змеевик, лазурит и горный хрусталь. Последний применялся в самых разнообразных работах с резьбою и гравировкой. Оправы его богато украшались эмалью и драгоценными камнями. Хрупкость его требовала от мастера особого искусства, и оправа его поручалась лишь очень опытным мастерам, Так как горный хрусталь не выносит ни малейшего нагревания, оправы его никогда не спаивались даже оловом, а собирались заклепками и иными способами.
Большой популярностью пользовались и произведения, исполненные исключительно из камня и не требующие оправ: вазы, столы, канделябры, часы, табакерки, бесконечное количество крупных и мелких предметов и безделушек. Но не менее популярны были миниатюрные изображения животных и людей, которые охотно раскупались до последних дней существования фирмы.
Успех этот объяснялся тем, что, не будучи исполненными из драгоценного материала, они прекрасно выполняли роль подарков в тех случаях, когда стоимость подарка не должна быть заметна. К тому же многие эти фигурки коллекционировали, в том числе, и высокопоставленные лица. Окружающие знали, что новые экземпляры коллекций будут приняты благосклонно. Часто эти миниатюрные скульптуры были портретами любимых собачек, мосек, попугаев, например любимый французский бульдог артистки Баллета, исполненный по заказу великого князя Алексея Александровича, или любимые голуби английского короля Эдуарда, и много других животных.
Кроме вышеупомянутых фигурок, фирма изготавливала эмалевые цветы с нефритовыми листьями. Особенно удачны были изображения одуванчиков, пушок которых был натуральным и укреплен на золотом волоске маленьким алмазом. Блестящие точки алмазов среди белого пушка производили прекрасное впечатление и отдаляли искусственный цветок от слишком близкого подражания природе.
Из белого кварца были выполнены нарциссы, жасмин, ветки белой сирени, гиацинты; из родонита, кварца, сердолика, агата — душистый горошек и другие цветы; листья исполнены преимущественно из нефрита, иногда из зеленой яшмы или кварца. Цветы иной раз вставлялись в стаканчик из горного хрусталя, наполовину полый, чтобы цветок казался в воде, иногда в горшочке из сургучной яшмы. Особенно удачной была целая серия карликовых кактусов с цветами. Большая часть этих работ была приобретена великой княгиней Марией Павловной или поднесена ей приближенными лицами. Стоимость изготовления этих цветов была очень значительна и, смотря по сложности цветов, доходила до нескольких тысяч рублей.
И, наконец, нефритовый венок работы Фаберже был возложен на гробницу шведского короля Оскара II. Лавровые и дубовые ветки венка укреплены на черной мраморной доске.
P.S. Ювелирный дом Фаберже, прекративший свое существование после Октябрьской революции 1917 года, возрождается и вновь приступает к выпуску знаменитых пасхальных яиц. Компания начала производство с выпуска серии Les Fameux de Fabergе, состоящей из 12 подвесок в форме яйца стоимостью от $100 000 до $600 000. Дизайн этих подвесок, количество которых соответствует количеству месяцев в году, отражает русские поговорки. К примеру, среди выпущенных подвесок есть Хайтек-яйцо (Человек сам кузнец своего счастья), Мозаичное яйцо (Старая любовь не ржавеет) и так далее.
Будут выпускаться и более доступные украшения стоимостью от $4 000, что в несколько десятков раз дороже яиц исторических, самая большая коллекция которых находится во владении бизнесмена Виктора Вексельберга: президент фонда Сколково может похвастаться коллекцией из нескольких сотен предметов, и в том числе – из 9 яиц. Сейчас Фаберже собирается осваивать новые рынки, в том числе – индийский.
- Прежде всего нам следовало закрепиться в мире высокого ювелирного искусства, где под видом изделий Фаберже продавали все более и более вопиющие подделки, – приводит «The Economic Times» слова директора по маркетингу Катарины Флор.
Следует отметить, что после революции наследники знаменитого бренда  продали торговую марку, которая долго переходила из рук в руки  и, в конце концов, перестала ассоциироваться с драгоценностями, превратившись  в название дешевых духов.  В 2007 году южноафриканский бизнесмен Брайан Гилбертсон купил бренд за 38 миллионов долларов. Первые два года марка выпускала драгоценности, теперь же решено вернуться к истокам и заняться пасхальными яйцами.
«…Хоть похоже на Россию, только все же не Россия…»