Здравствуй, Франция. Страсбург

Любовь Черм
Пасмурным субботним утром Париж прощался с нами, угостив на завтрак ароматным кофе с не менее ароматным багетом, намазанным душистым сливочным маслом,  круассанами, ну, и всякими там сырами, с плесенью и без, и колбасами.

-Хочу тебе заметить, Париж, так... не в укор, твои круассаны оказались не столь вкусными, как те, которыми нас потчевал  такой же "Ибис"  под Лиможем.

Это во мне, видимо, сработала защитная реакция - разочаровываясь в чем-то, легче прощаться. 

Так как путь наш со вчерашнего дня уже имел восточное направление, а отель был на северо-востоке Парижа, то особенно махать ручкой ему на прощанье нам не пришлось. Каких-то 15 минут новостроек, и мы, не оглядываясь, зажав сердце в кулак, уже мчимся по автобану. 

Удивительное дело. Как только дорога получает направление к дому,  появляется ощущение, что путешествие закончено, и  всё интересное осталось позади. Неосознанно ощущаешь себя уже не здесь.  Глаза равнодушно осматривают пейзажи, фотоаппарат лежит без дела на соседнем сидении.
Под низко нависшими в унисон нашему настроению свинцовыми тучами мы въехали в провинцию Шампань со столичным городом Реймсом. Издали, опять равнодушно, посмотрели на шпиль реймского собора, и даже воспоминания о Жанне Дарк не вывели нас из полусонного состояния. Да, что Жанна. Не возбудила даже Дорога Вин, но на санитарной остановке в магазине рука потянулась к бутылке  реймского шампанского,  клянясь в душе, что это последняя купленная домой бутылка - у чемодана уже расстегнута дополнительная молния, и сердце замирало, глядя, с каким усилием Пётрик запихивал его в Париже в автобус. А вскоре ведь мне предстоит самой волокать это чемодан по Москве.

После Шампани в Лотарингии тучи разразились в конце концов дождем. Да еще каким. Вниз от туч спускались темные драные рукава, которые задевали верхушки темных деревьев и желтые пригорки на нивах, скребли по крышам поездов, пролетающих пулей над автобаном. Наташа созвонилась со Страсбургом, куда лежал наш путь. Там тоже лил дождь. А у нас помимо пешеходной обзорной экскурсии была дополнительная - на кораблике по каналам. Пока не поздно, почти все отказались, кроме пяти человек. Я была среди пяти.

Протянулся еще час дороги и непогоды. На душе было грустно и как-то равнодушно-бесстрастно. Что дождь, что не дождь - всё равно.  Париж сделал свое дело. Он эгоистично отжал из души эмоции, предназначенные не только ему.

В три часа добрались наконец-то до Страсбурга -  столицы Эльзаса на реке Иль вблизи Рейна, по которому проходит граница с Германией. Женщина, местный гид, сиротливо стояла на стоянке, ожидая нас. Предложила из-за дождя начать экскурсию на автобусе и повезла нас не в центр, а в официальный  район этой парламентской столицы Европы. Из окна автобуса мы осмотрели здания Совета Европы, Европарламента и Европейского суда по правам человека, местного университета, второго в стране после Сорбоны, а потом проехали по платановой аллее, где за деревьями находятся консульства разных стран. Симпатичные особнячки, не очень большие. Наши  новые русские не столь  скромны в жилищном вопросе.

Почти на каждом платане гнездятся аисты. Гнезд снизу не видно из-за густой листвы. Сейчас как раз появились аистята, и некоторые их родители отдыхали от своих чад, сидя на крышах консульств с подабающе важным видом. Аист - символ Страсбурга. Когда-то здесь была большая их популяция. Но во время зимовок в Африке аистов стали отстреливать. Дело кончилось тем, что в городе осталось всего три аистиных семьи. И тогда местные "зеленые" забили тревогу. Был создан заповедник, где птицы начали размножаться. Им подрезали крылья, дабы они не смогли улететь в негостеприимную Африку. Память у птиц оказалась короткая, и через несколько поколений аисты напрочь забыли про эту плохую Африку, (что, конечно, странно) и теперь, купаясь в любви и заботе горожан, вновь радостно обживали парламентскую столицу Европы, оставив кровожадных африканцев с носом. 

Пока мы, развесив уши, слушали про аистов, дождь закончился, и мы пошли разминать ножки по старому городу. В очередной раз с погодой нам повезло.

Когда я раньше слышала про Страсбург, мне представлялся серый чопорный город с местными жителями, разгуливающими по улицам в мантиях. И заезд в него воспринимался, как нагрузка к Парижу. А город неожиданно оказался сказочным,  в разноцветных фахверковых домах, изрезанный каналами, над которыми нависали мосты, украшенные яркими петуниями, с многочисленными уличными кафе и красавцем-собором.

Самым красивым местом считается квартал Птит-Франс (Маленькая Франция), занимающий стрелку реки и канала. 

Когда-то здесь жили рыбаки, кожевники и мельники. Шлюзы каналов обеспечивали судоходство и доступ от Рейна к дверям почти каждого магазина.Названием, данным немцами, когда город принадлежал им, квартал обязан госпиталю, специализирующемуся на лечении сифилиса -«французской болезни».

Густая сеть каналов, старинные шлюзы, эльзасские дома с окнами, украшенными геранью, отражающимися в зеленых водах реки, создают уют и умиротворение. В этот город хочется вернуться.

А между тем выглянуло солнышко, и мы, пятеро стойких солдадиков, отправились на пристань, где Наташа должна была усадить нас на катер. Мы шли узкой улочкой. На ней бойко торговали сувенирами. Самым главным из сувениров был аист в разных видах. Так как мне давно уже пора стать бабушкой, но мои сыны с этим вопросом не торопятся, я решила взять инициативу в свои руки:

-А куплю-ка я аиста, и в доме появятся дети.

Повертела символ города и статуса бабушки в руках, и вдруг что-то заставило поставить его на место. Нельзя желать чего-то за других. Вместо аиста купила на память эстамп, где изображен на берегу канала самый красивый фахверковый дом - дом кожевника.  Рядом с торговцами сувенирами  уличный музыкант играл на гитаре, а его притомившаяся собака, свернувшись клубком, спала без задних ног в футляре от гитары.  А дальше в одном из фахверковых домов (до чего ж название у них звучное, так и хочется употребить) в открытую дверь кафе я увидела круглый стол с белой скатертью и оранжевым абажуром над ним, что для меня является символом уюта. Эх, перекусить бы в этом кафе! Но для нас уже был заказан Наташей ужин после прогулки по каналам.

Катер был с закрытым пластиком верхом, так что и дождь не омрачил бы прогулки. Под бормотанье аудиогида мы целый час катались по каналам Страсбурга, прошли  два старинных шлюза, налюбовались домами и мостами, залитыми мягким вечерним солнцем, и, конечно же страсбургским судом и зданием Европарламента, расположенными на берегу реки.

На пристани нас встречали Наташа и Оля. Вступив на трап, я радостно прокричала:

-Девочки, помашите ручками. Вас снимают.

Наташа и Оля дружно помахали и запечатлились в истории. Радость от встречи почему-то была такой, как будто мы не виделись неделю.

Наташа повела нас ужинать. Мы вышли на ту узкую улочку и, о, чудо!  Ужин, оказывается, нам был заказан именно в том самом  уютном кафе с круглыми столами и оранжевыми абажурами.

Он состоял из фирменного страсбургского блюда - тарт фламбе, что в переводе означает пламенный пирог. Похож на пиццу, только на более тонком и постном тесте. В начинку обязательно входит лук и шкварки, а остальные дополнения - фантазии заказчика. Пирог был размером со сковородку. Запили его пивом. Пивные традиции, учитывая тесное соседство с Германией, здесь сильно развиты. Пиво было хорошее, плотное, солидное какое-то, а пирог....не впечатлил, но насытил. 

А нас уже ждали улыбающиеся, как всегда, Пётрик с Мариушем. Мы лихо пересекли Рейн вместе с очередной границей, на этот раз как-то вяло поаплодировав, и в сумерках въехали в немецкий городок Штутгарт.

До свидания, Франция. Ты была прекрасна!

На часах всего 10 вечера. Но город спал. На улицах ни души, света нигде в домах нет. Мы со злорадством пофантазировали:

-А давайте, как немцы в Ллорете, покричим хором с улицы нашим туристам в отеле. Интересно посмотреть на реакцию немцев у себя дома.

Но вредничали мы только на словах:

-Спите спокойно, дорогие, мы давно вас простили, посмеявшись над вашей неуемной шумностью.

Наш будильник опять что-то пробормотал про оставшееся до подъема время. Но мы на него уже не реагировали. Мы привыкли.

28.06.2014

Фото красавца-города можно посмотреть, например, здесь: