Корни

Александр Пейсахис 2
(Мои дед, Афанасий Фёдорович и бабушка, Наталья Васильевна Красиковы)

О предках своих, как и многие мои ровесники, я знаю мало. Благодаря своей тётушке, последней оставшейся в живых (дай ей Бог здоровья ещё на долгие годы) из старшего поколения Красиковых я узнал, что прабабушка моя, Фёкла, происходила из рода знаменитых Кузнецовых – поставщиков фарфора к царскому двору. Её родная сестра, Варвара, приходящаяся мне двоюродной прабабкой, в молодые годы ушла из дома, чтобы совершить паломничество в Иерусалим, ко Гробу Господню. Вернулась она спустя много лет пожилой женщиной и вскоре умерла.
О родителях деда Афанасия знаю только, что звали их Фёдор и Параскева. Прадедов по отцовской линии звали Константином и Давидом. О них я не знаю практически ничего.
               Трое из четырех моих дедушек и бабушек родились в1895 году. Дед и бабушка по линии отца -  чистокровные евреи, по-видимому выходцы из Литвы или Польши. Про деда, Пейсахиса Александра Константиновича я знаю только, что был он заместителем директора по снабжению Одесского масло-жир комбината. С 1941 по 1945 год работал в той же должности на Чимкентском МЖК в Южном Казахстане и умер  в 1949 году в Одессе. Отец с моим младшим братом примерно в 1970-1971 во время поездки в Одессу пытались найти  его могилу на городском кладбище, но так и не смогли.
       Бабушка - Ева Давидовна, ровесница деда, во время войны 1941-1945 г.г. была с ним и моим отцом в эвакуации в г. Чимкент. Она работала операционной медицинской сестрой в одном из госпиталей развёрнутых в школах города. После окончания войны вернулась с семьёй в Одессу. Работала по специальности до конца 50-тых годов. Перенесла инсульт, вышла на пенсию и, с парализованной  правой рукой приехала в Алма-Ату. Бабушка умерла в 1961 году весной. Я хорошо запомнил этот день, т.к. именно я первый увидел ее мёртвой, рано вернувшись из школы.            
       Родители моей мамы –  простые русские люди родом из Российского Черноземья. Дед – Афанасий Фёдорович, воевал в первую мировую войну в артилерии, был неоднократно награжден и, в чине фельдфебеля царской армии вернулся домой. В событиях революции и гражданской войны дед, скорее всего не участвовал, или участвовал не на стороне революционеров т.к. об этом периоде своей жизни не рассказывал, а Советскую власть в тихаря называл бандитской. Дед был квалифицированным рабочим, работал в паровозном депо на станции Лиски Воронежской области. В Великую Отечественную войну, в возрасте 46 лет, он был призван в армию, воевал в артиллерийских войсках, и закончил войну в Польше в звании рядового.Вернувшись домой дед продолжил работать  в  железнодорожных мастерских пока не вышел на пенсию. Жили они с бабушкой, Наташей  в деревне Давыдовка,  Лискинского района Воронежской области. Бабушка Наташа была просто бабушкой, работала дома, по хозяйству, воспитывалатрёх дочерей. Была она неграмотная, и часто со слезами жаловалась мне, как это плохо – не уметь читать и писать. Она сумела внушить дочерям, что образование – это необходимость, все три закочнили среднюю школу (моя мама с медалью), а затем и институты. Некоторое время, после выхода деда на пенсию, они жили у нас в Алма-Ате (приблизительно 3-4 года), а затем уехали в Смоленск к младшей дочери Галине. Там они оба и похоронены на городском кладбище.
            Мария Афанасьевна Красикова  - моя мама, родилась в деревне Давыдовка Лискинского района Воронежской области, 31 января 1925 года ( по документам – 5.12. 1924 ). Она была очень способной и активной с раннего детства и до конца жизни. Будучи ученицей 1-го класса выступала на митинге во время первомайской демонстрации. Непримиримо боролась с мировым империализмом, кулачеством, хулиганством и разгильдяйством,  когда состояла в рядах пионерской, а затем и комсомольской организаций. Мама с отличием закончила десятилетку в1941 году. Осенью того же года её вызвали в военкомат и предложили 2 варианта: действующая армия или партизанский отряд. Она рассказывала, что выбрала армию потому, что боялась не выдержать партизанской жизни, пыток в случае, если попадёт в плен. Так она в возрасте 17 лет оказалась в самом пекле войны, на  Воронежском фронте, в дорожно строительном батальоне, который протопал всю эту войну ногами до самого Берлина. Строили дороги, наводили мосты и переправы, были под бомбёжками и артобстрелами, в общем хлебнули эти девчонки сполна, не каждому мужику под силу. Уже во время наступления наших войск маму разыскал дед Афанасий. Его часть находилась где - то неподалёку и он, получив увольнение, пешком и на попутках добрался до маминого батальона, чтобы побыть с ней несколько часов. Представляю себе эту встречу - найти родного человека там, где все теряют. Как я уже писал, деда демобилизовали, когда наши войска перешли границу СССР, а мама дошла до Берлина, была награждена орденом Красной звезды, несколькими медалями, в том числе и «За взятие  Берлина».               
        Летом 1945 года комсорг батальона, старшина Мария Красикова вернулась домой. В 1946 году она поехала в Москву поступать в Московский институт международных отношений, МГИМО. Как фронтовичка, да ещё с отличным аттестатом, она имела все шансы поступить в это, недоступное простым смертным учебное заведение, и её туда зачислили, но оказалось, что в институте нет общежития, а платить деньги за комнату на квартире у мамы не было возможности. Так и не стал я сыном дипломата.  Мама перевела документы во второй медицинский, получила комнату в общежитии и, с присущей ей старательностью, стала учиться на детского врача. По окончании в 1951 году медицинского института была вместе с отцом направлена в нарынкольское противочумное отделение. Работала рядовым врачом. В 1955 году родителей перевели в Алма-Ату, в противочумный институт, где мама получила должность врача в вакцинной лаборатории. Защитила кандидатскую диссертацию. Выиграла конкурс на замещение должности заведующей лабораторией диагностических препаратов, где и проработала до выхода на пенсию. Умерла в 1991 году, в возрасте 67 лет.
            Мой отец – Леонид Александрович Пейсахис, родился 14 августа 1922 года в городе Одесса Украинской ССР. Судя по рассказам бабушки Евы, скучать с ним не приходилось. В возрасте пяти лет его поймали в Одесском морском порту, где он искал пароход, уходящий в Америку. Отец  окончил среднюю школу, затем служил срочную службу в армии и был уволен по состоянию здоровья в 1940 году. В войне 1941-1945 годов он не участвовал, был с родителями в эвакуации в Чимкенте Южно-Казахстанской  области и работал сначала сменным электриком, а потом бригадиром электриков на том же МЖК. Об отце и его бригаде писали в областной газете, он был награждён медалью «За доблестный труд».
               По окончании войны, вернувшись в Одессу и работая на прежнем месте, он получил направление в Москву, в институт Народного хозяйства. В 1946 году абитуриент Пейсахис Л.А. успешно сдал вступительные экзамены и поступил … во второй Московский медицинский институт , на педиатрический факультет. Не сомневаюсь, что это явилось очередным сюрпризом для  его родителей и не только для них. Помимо обычной учёбы посещал кружок микробиологии под руководством академика Гамалеи. В дальнейшем, будучи врачом нарынкольского противочумного отделения, а затем младшим научным сотрудником эпидемиологического отдела Среднеазиатского НИ института, собрал большой материал и защитил кандидатскую диссертацию. Получил звание старшего научного сотрудника, был назначен председателем режимной комиссии института, выиграл конкурс на замещение должности заведующего лабораторией инфекционных животных. Имел удостоверение санитарного врача СССР, дающее большие полномочия. Неоднократно выезжал в качестве начальника СПЭБа ( спец. эпид. бригады ) на подавление вспышек холеры в Одессе, Тирасполе и других местах. Дважды заражался чумой от экспериментальных животных. Опубликовал более 200 научных работ и монографию. Умер в 1977 году, возрасте 54 лет от обширного и далеко не первого инфаркта.
             Поженились мои родители в 1949 году, а в январе 1951 года у них родился первенец, Александр, то-есть я.