Красота преходящего. Выставка группы Сэнсэй

Анна Акчурина
Красота преходящего. (Выставка  группы «Сэнсэй»).
В музее Амира Мазитова состоялась выставка нескольких художников, объединенных известным живописцем и педагогом -  Айратом Габдулловичем Хамидуллиным в группу с говорящим названием - «Сэнсей».  Произведения масляной и темперной живописи, акварель,  графика,   декоративно-прикладное искусство – творческий диапазон  содружества широк, а «устав» предполагает свободу.
«Сэнсэй» в переводе с японского означает – учитель, глава, «перворожденный».  Любовь к культуре  дальнего Востока, к его мировоззрению, мистике, к его экзотике и созерцательности  - свойственна Айрату Хамидуллину как часть личности.  И появление такой группы – логическое следствие  его давней практики, как в живописи, так и в восточных единоборствах.
В целом духу произведений  группы «Сэнсэй» характерны некая отрешенность от обыденности, погруженность в объект изображения. Самодовлеющая ценность красоты, ценность малейшего проявления жизни, совершенство неправильности  природных форм, неисчерпаемость  макрокосма – так  можно определить общую идею  «Сэнсэй». Близкие эстетические принципы не мешают каждому из художников группы сохранить свою индивидуальность:  в букете полевых цветов у каждого цветка, каждой травинки  - свой аромат, тем богаче  звучат они вместе.
Особенно в этом собрании выделяется своей декоративной насыщенностью полотна  Татьяны Кривошеевой. Художественное кредо Кривошеевой - зримая завершенность каждого объекта  как знака, как  символа;  точность и эстетическая ясность обобщенных форм.
Полотна Ольги Гильмутдиновой убеждают органичным сплавом реализма и декоративности – что, кстати, удается далеко не каждому. Ее «Портрет девочки»  - пример  найденной  меры в соединении противоположных начал, свидетельство вкуса и чувства стиля. А так же - отменного колористического дара, который в целом отличает учеников Хамидуллина и является одной из особенностей его школы.
Светлана Гарбузова и Альфия Замилова представили зрителю свои декоративные панно, выполненные в технике кожаной мозаики на мотивы растительных орнаментов  народного искусства  татар. Владислав Терехин – серию акварелей, из которых выделяется свияжский пейзаж «Церковь святого Сергия» (2012). Зуфар Сибгатуллин выставил графический «Автопортрет» (2011), проникнутый  настроением внутреннего пространства художника. В экспозиции присутствовали так же работы Ольги Михасевой, Эрнеста Фахрутдинова.  Совершенно уникальное явление - камерные полотна Олеси Сержантовой. Тонкий лиризм, юмор, и ни на кого не похожий язык исполнения – у этих работ своя особенная атмосфера, апеллирующая  к ребенку, живущему  в личности  каждого.
Живопись же самого Сэнсэя – Айрата Хамидуллина, - полифоничная, соединяющая в себе гармонию и остроту, напряженность и покой, - не нуждается в представлении.
В унисон настроению выставки – и камерность обстановки выставочного зала музея. Негромкая лирика, не ищущая пафосных тем и злободневных сюжетов, на деле зачастую оказывается вечной, и в эпоху потрясений необходима как воздух.  Свобода дикорастущего цветка, непритязательность и тишина становятся источником исцеления и мира с самим собой. Такое искусство помогает выжить – помогают зачастую больше, нежели агитки и героические симфонии.




....
фотографии к выставке в номере журнала.