Чудеса архитектуры венок сонетов

Борис Неменов
       ЧУДЕСА   АРХИТЕКТУРЫ

          Венок   сонетов

Пирамиды ( Египет,  27 в до н.э.)

Боится время древних пирамид...
Условия той жизни были плохи.
А Имхотеп* стал символом эпохи.
Ещё маячил рядом неолит.
Жизнь коротка – сверкающий болид!
Им радостей перепадали крохи...
Скрип на зубах песка  и стонов вздохи –
Привычно у рабов спина болит.
До нашей эры за три тыщи лет
Близ Гизы Хемуин** оставил след –
Хеопсу памятник и гроб одновременно.
Неужто явь, увы, шедевр тщеты,
Баланс гримас богатств и нищеты?
Сменяются в столетьях фараоны...
-------------
*) Имхотеп – первый архитектор упомянутый
    в древних рукописях. Построил первую сту-
    печатую пирамиду.
**) Хемуин – архитектор и строитель пирамиды
      Хеопса в Гизе.


Висячие сады Семирамиды ( Вавилон, 23 в до н.э.)

Сменяются в столетьях фараоны...
А между тем восславлен Вавилон,
Шумарамат*, царицей, возведённый
Дворец, как крепость, как врагам заслон.
Миф о красе садов Семирамиды
По праву прав принадлежит другому –
Навуходонасору ( без обиды),
Как дар жене и другу дорогому.
Впервые в мире он обжёг кирпич,
Асфальт, свинец, слой почвы плодородной...
Такой работой был бы горд Ильич,
Не будь страна голодной и холодной.
В легендах сохранилась Атлантида
И мифы о садах Семирамиды.
----------------
               
*) Шумарамат – великая царица Вавилона.
     Возвела в нём много построек и в том числе
     Величественный дворец-крепость. Но к садам
     Семирамиды не имела никакого отношения.
**) Навуходонасор 2-й – царь Вавилона, построивший
      для своей любимой жены и друга искуссвенные
      сады, применив много новшеств, используемых
      вплоть до 17-18 в н.э.


 Парфенон (Др. Греция, 5-й в до н.э.)


И мифы о садах Семирамиды
Ценою жизни множества рабов
Распространили прелестей флюиды
На много в Древнем мире городов.
Прекрасное нас трогает без слов:
И правильность пропорций Парфенона,
И Фидиевы* статуи богов,
Торжественность скульптурного фронтона.
Это сейчас для нас уже не новы
Ни канелюры** мраморных колонн,
Ни бред скульптур абстрактно- гротесковых.
За это благодарные поклоны
Тем, кто искусства заложил основы,
Прекрасногo установив каноны.
---------------
*) Фидий – известный древн.-греч. Скульптор.
     Автор статуй Зевса и Афины Паллады.
**) Канелюры – вертикальные желобки на теле
       колонны или пилястры.


Боробудур (Храм в Индонезии, 4-8 вв н.э.)

Прекрасного  установив каноны
Теперь судьбу мне вспять не повернуть,
Вкусив всего от вечности чуть-чуть,
Нарушить не смогу её законы.
На Яве Будда скрыл свои секреты,
Но всё-же указал на небо путь!
Яванцам можно с гордостью взглянуть
В глаза всем архитекторам планеты.
На каменной платформе пять террас...
Не отвести нам восхищённых глаз:
Боробудур – искусства апогей!
Несчётное число гранитных Будд
На храме молча сотни лет живут
И говорят о счастье для людей!

               
  Колизей ( Рим, 80-е гг н.э.)


И говорят о счастье для людей...
Да, Рим возрос, хотя был рабства символ.
Успел построить чудо- Колизей
Тит Флавий, хоть народом нелюбим был.
Резцу покорный мрамор и гранит,
И свойства пуццолана* и бетонов
Строитель италийский превратит
В аркады со скульптурами патронов.
Но вот готов! Прекрaсен внешний вид
Трёх ордеров**различных. По условью.
Плебс заполнять трибуны не спешит --
Места распределяют по сословью:
А стража зорко смотрит и молчит,
То вдруг нахмурит, ненароком, брови...
-------------------
*) Пуццолан – вулканическая порода, послу-
    жившая основой для изготовления цемента.
**) Ордера – типы архитектурных композиций,
      использующие различные соотношения в
      проектируемых сооружениях.


Храм святой Софии (Констанстинополь, ок. 537г н.э.)


То вдруг нахмурит ненароком брови
Строитель католических церквей,
Встречаясь с Византийским богословьем
В архитектурной практике своей.
Расширив вдохновения пределы
Исидор* и Анфимий* -- житель Тралл,
Куполообразной полусферой
Софии-церкви перекрыли зал.
А зодчие России и Европы
Такого чуда осознав пример
Использовали византийский опыт,
С их помощью решая интерьер.
Увидя минареты у церквей
Не умничай особо «грамотей».

------------------
*) Исидор и Анфимий – известные архитекторы.


Тадж – Махал (Индия, середина 17в  н.э.)


Не умничай  особо, грамотей!
Не мни себя средь нежных кущей рая –
Вдруг доведёт до плахи нас скорей
Искусства революция слепая!
Вот храм Софии превращён в мечеть...
Шир-Дор прелестный в старом Самарканде!
Здесь восторгаться надобно уметь.
Вот медресе с мозаикой в Коканде.
Вот Тадж –Махал – в восторге обмереть!
Арабам так Кассандра предрекала...
Здесь только чувствам нужно хладнокровье.
Увидеть Тадж-Махал и умереть –
Так про Париж всегда молва вещала...
Твои познанья – к Жизни предисловье!


 Самарканд (Средн. Азия. Архитектура халифатов)


Твои познанья – к жизни предисловье,
А знания узором арабески 
Клади по крохам малым в изголовье,
Чтобы потом использовались с блеском.
Наследник Вавилона, Спарты, Рима
Тебя не видел я полсотни лет,
Но колорит я твой храню незримо,
Хоть стал я не моложе: стар и сед .
Вот Регистан Тимура – плац волшебный,
Вот Гур-Эмир, а вот Биби-Ханым!
И не лишён здесь смысла тон хвалебный –
Ансамбль есть и будет таковым!
Вне связи – буду или нет хотеть я,
Сквозь времена и бури лихолетья.


                Главные церкви России


Сквозь времена и бури лихолетья
(Я на земле давно не новосёл),
Будь верующим и умей говеть я,
То лично для себя бы храм возвёл.
Звонят, звонят в Руси колокола
Сквозь стон, рыданья, радость, голоса.
Мольбами сирых дуты купола...
И рвутся дальше ввысь, под небеса.
Спас на Крови, Исаакий и Блаженный,
Кижи, Покров и Тверь, и Таруса,
Иван Великий, Смольный и Успенья
Свои дарят России чудеса.
Творенья рук и смысл рад воспеть я
К истоку двадцать первого столетья.
                4

Готика ( Зап. Европа,  17-18 век)


К истоку двадцать первого столетья
Ушло в забвенье много разных стилей,
Но, слава богу, не могу скорбеть я –
О готике потомки не забыли.
Нам, современникам о счастье говорит
Ажурное величие соборов,
Что вырвались из лона мощных плит
Стрелою в небо, требуя простора.
Меня в восторг приводит Нотр-Дам,
Соборы Кёльна, Реймса, Барселоны,
Чья прелесть честь приносит городам,
Взломав канонов ветхие законы.
А красота всю ложь развеет в прах.
Преодолев сомненья, боль и страх.


Барокко, Рококо, Эклектика, Модерн
(Западная Европа, Россия. 17-19вв)


Преодолев сомненья, боль и страх
Средневековый мудрый архитектор
Сквозь чары на восторженных глазах
Задал барокко фантастичный вектор.
И наш респект особенный двоим
Сынам Италии – Бернини и Растрелли!
Один из них в веках прославил Рим,
Другой в России вышел к той же цели.
А следом рококо: его декор;
И неоклассицизма облик строгий;
Эклектики болезненный задор
И прочих разных стилей изобилье
Творили архитекторам пороги,
В полёте сквозь седых веков обилье.


Эйфелева башня ( Париж, 19в)


В полёте сквозь седых веков обилье
Являют миру силу с красотою
Дворцы и замки, храмы, своды, шпили
Сражая нас своею новизною.
Но вот в академический Париж
Врывается «чудовищная» башня
Поверх парижских романтичных крыш,
Собою подминая день вчерашний.
И лирикой заговорил металл!
Звуча подобно величавой песне
Игла стальная рвётся в поднебесье.
Взмыв,покрываясь постепенно пылью
Пегас отчаянно встряхивает крылья.

               
Конструктивизм (сталь, ж-бетон, стекло. 20 в)

            
Пегас отчаянно встряхивает крылья
Старьё пытаясь сбросить испокон.
А мир архитектуры, без насилья,
Рождает новых стилей легион
Без колоннад, узоров и скульптуры...
Ле Корбюзье! Его авторитет
В созданье новой формы и фактуры
Неоспорим уже десятки лет.
Дома геометрической фигуры...
Нимейер, Райт: стекло, металл,бетон –
Раскошный фестиваль архитектуры!
Расцвета зодчеста приветствуем размах!
И упрекать совсем нам не резон
Иных, былых цивилизаций прах.


Заключение.


Иных, былых цивилизаций прах
Дороже нам, чем нынешние башни.
Чтоб избежать нам гильотин и плах
Полезно возвращаться в день вчерашний.
Дворцы и храмы, схожесть пирамид
Великолепны будут или плохи,
Но общность почерка о том и говорит:
«Архитектура  -- это стиль эпохи».
Когда смолкают песни и молва,
Уходит в вечность целая культура,
Тогда, хоть и отрывками, едва,
«Застывшей музыкой звучит архитектура».
Нелёгок груз трудяг кариатид –
Боится время древних пирамид.



БОИТСЯ ВРЕМЯ ДРЕВНИХ ПИРАМИД.
СМЕНЯЮТСЯ В СТОЛЕТЬЯХ ФАРАОНЫ.
И МИФЫ О САДАХ СЕМИРАМИДЫ,
ПРЕКРАСНОГО УСТАНОВИВ КАНОНЫ,
ТО ГОВОРЯТ О СЧАСТЬЕ ДЛЯ ЛЮДЕЙ,
ТО ВДРУГ НАХМУРИВ, НЕНАРОКОМ, БРОВИ:
”НЕ УМНИЧАЙ, ОСОБО, ГРАМОТЕЙ –
ТВОИ ПОЗНАНЬЯ  -- К ЖИЗНИ ПРЕДИСЛОВЬЕ”.
СКВОЗЬ ВРЕМЕНА И БУРИ ЛИХОЛЕТЬЯ,
К ИСТОКУ ДВАДЦАТЬ ПЕРВОГО СТОЛЕТЬЯ,
ПРЕОДОЛЕВ СОМНЕНЬЯ, БОЛЬ И СТРАХ
В ПОЛЁТЕ, СКВОЗЬ СЕДЫХ ВЕКОВ ОБИЛЬЕ,
ПЕГАС ОТЧАЯННО СТРЯХИВАЕТ С КРЫЛЬЕВ
ИНЫХ, БЫЛЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ПРАХ,
            

   P.S. 1.Задумывая венок я не ставил себе целью
          написать историю архитектуры.Поэтому
          объекты выбраны произвольно. "Нельзя
          объять необъятного".
        2.Сонеты написаны намеренно разными стро-
          фами, чтобы избежать монотонности при
          чтении.