Двухнедельное ревью 111. Обзор Михаил Микаэля и Аю

Психоделика
         _______________  РЕГЛАМЕНТ  РАБОТЫ  СТРАНИЦЫ  РЕВЬЮ  _______________

день 1-10    —   Приём оригинальных авторских текстов со ссылками на первоисточники.
день 10       —   После специального объявления Обозревателя приём текстов прекращается.
день 11-12  —   Текущий Обозреватель отбирает на свой вкус 5 (или более, по желанию) лучших или наиболее интересных текстов и пишет на них развёрнутые комментарии, которые затем переносятся в "шапку" ревью.
день 13-14  —   Участники и все желающие обсуждают комментарии Обозревателя.
день 15       —   Открывается страница нового Двухнедельного ревью и начинается приём оригинальных авторских текстов.


Обозреватели
Аюна Аюна http://www.stihi.ru/avtor/werwerwer
и Михаил Микаэль http://www.stihi.ru/avtor/mikael2      

_________________________________

Вместо вступления

"...поэзия, она ведь не в рифмах и не ритме, поэзия для меня в содержании, в мысли. Как у Борхеса: "таинственней, чем пятна на шкуре леопарда..." К чему же мы приходим: рифмуй сколь угодно прекрасно, твори чудесный звук и ты получишь прекрасную форму. И то, что мы видим сейчас это все то же увлечение формой. К сожалению, в устоявшемся мнении поэзия не возможна без формы. И крайне редко мы встречаем эту гармонию содержания и формы в стихах, чаще видим оболочки, обертки и так уже привыкли, что забыли о глубине."
(Аюна)

"...суть поэзии в интуитивном познании мира, которое проверяется и редактируется логикой. А форма... форма есть у всего, даже у бесформенного))"
(Михаил)


_________________________________

МИХАИЛ МИКАЭЛЬ
 
Мои итоги ревю № 111

[в "Итоги" введены комментарии Михаила к ряду стихотворений, сделанные по ходу ревью. Полные ветки обсуждения этих стихов, включая ответы авторов, см. по ссылкам. - И.Х.]

Рад, что много людей пришло, прошу простить меня тех, кто на меня обиделся. Резкость – иногда необходима. Каждый понимает - не надо верить медоточивым, но как хочется все же доверять истинности похвал! Это простительно и понятно, однако неумно. Пусть о тебе сказано резко, пусть в чем-то неверно, только не лицемерие! И, естественно, любая критика была обращена к текстам, а не к их уважаемым творцам! Если же кто-то разочаровался в площадке, то ищите иные места… Вряд ли это правильно, но как угодно…

Что самое главное? Достаточно много оказалось хороших стихотворений, это очень порадовало. Таких бы побольше творений, плюс правка по результатам обсуждения – и замечательный литературный журнал лежал бы перед нами. Только меньше и меньше «сельских домов культуры», нужно изжить из себя остатки самодеятельности…

Итак...

 _________Стихотворения достойные и близкие мне по типу (иду по ленте сверху вниз):

Виктор Фишкин «Превращения» http://www.stihi.ru/rec.html?2014/09/18/5692

***

Чёрный Георг «Простые вещи» http://www.stihi.ru/rec.html?2014/09/16/435
 
***

Тейт Эш «Эффект бабочки» http://www.stihi.ru/rec.html?2014/09/11/12357

Автору не откажешь. )) Как только увидел "Тамада", стало интересно. И "Ковчег-метаморфоза" точно. "Слезятся щели"... Это целая тема поговорить.

"В нем нет щелей. Отсюда ключ не вынут.
Со всех сторон царит бездонный мрак.
Открой окно -- и тотчас волны хлынут".

Вариантов пути много (это об эффекте бабочки). Но отчего-то так выходит, что "всякая плоть извратила путь свой на земле". И в результате сколько на насекомых не наступай, путь один. ))

***

Сара Бет Бернар «Казуальная атрибуция» http://www.stihi.ru/rec.html?2014/09/11/5727

Удивительная плотность и отличная идея. Поясню название. "Казуальная атрибуция означает процесс приписывания другому человеку причин его поведения в том случае, когда информация об этих причинах отсутствует". Название четко звучит в финальной строке - "а ты становился частицей другой пустоты". Это и само по себе очень неплохо - жизнь, как переход из одной пустоты в другую, справедливо же "Я знаю только то, что ничего не знаю"... но у фразы, как считают, есть и продолжение "...но другие не знают и этого". Творчество, творение поэта и заполняет пустоты, пусть и немного...Но стихотворение имеет еще и некую "нучно-физическую", неожиданную метафорику. "Частица", "Пустота"... Такая "квантовая механика")) Мне это все близко...
Может вызвать вопрос, у ряда читающих, а правомерно ли использование шаблона "солдаты любви"? Все конкретно. Мне это кажется верным ходом - в том числе, в связи с нынешними реалиями...

***

Ян Бруштейн «Южные песни» http://www.stihi.ru/rec.html?2014/09/11/4730

Спасибо, Ян, что принес стихотворения. То, что поэзия - точно. И энергетика настоящая.
"Девушки Херсона". Первая строфа перекликается с "Бородино" "Были времена!" и элегический вывод о ненужности твоей отваги... Это чуток лукаво сказано)) Но связка с "Бородино" дает сходу ощущение современности, Херсон, Крым... Вторая строфа вводит чувственность: "Мимо осени раздетой" и целомудренно это сделано, а речь о Понте, море, дальних путях... и я, романом, и ты "Тосканой на Нерли" добрались, никогда не бывая, до Венеции и Флоренции... И третья строфа содержит нечто замечательное:
"Золото и медь.
Опрокинутые лица,"...
Собственно, это финал, поскольку он здесь расширяющийся. И 2 последние строки хитры - "днепровская водица" возвращает к истоку, первой строфе, к реалиям, а самая последняя обща и дает возможность продолжить чтение, уже третьего стихотворения.

"Дели Гёль". И здесь точное обращение к реалием, ныне достаточно сказать "Одесса", а "буйное озеро" мятежно выплеснулось на сушу... Песенно, между прочим, написано, певуче. И первые 2 строки вызвали ассоциации... Но я бы вот что хотел заметить. Все стихотворение написано в прошедшем времени, а финальная строфа вводит настоящее время "Без нас остывает наш дом"... и это не ошибка вовсе, а использование перемены времени для достижения качества стиха. В теории Пси данный способ учтен, как один из методов построения стихотворений. Дом остывает, он и сейчас остывает. А далее и вовсе отлично, цитирую:
"Забыли мы страшные были,
И беды, что будут потом!"
Произведена замена "стрелы времени", прошлое стало будущим, а будущее - прошлым... Этот прием мне близок очень, я его активно использую в одной большой прозе сейчас... Здесь некоторое колебание маятника, я бы и Азимова припомнил...

О первом стихотворении триптиха. Прежде всего об эпиграфе из Арсения Тарковского, который в свою очередь взял эпиграфом из автоэпитафии Гр. Сковороды: "Мир ловил меня, но не поймал." Замечательная фраза, которую Тарковский выделил не случайно. Это целая философия писательская, тех кто понимает - их книги строят миры и царства, а не кто-то иной. Но надо выполнить свою задачу и, для этого, нужно играть со смертью и обыгрывать ее. Ну и от другого бежать, пеленающего неволей - денег, славы... все это вовсе недурно, если не подменяет цели и предназначения...

Приведу пару фрагментов из Тарковского.

"Где спали каменные бабы
В календаре былых времен
И по ночам сходились жабы
К ногам их плоским на поклон,

Там пробирался я к Азову:
Подставил грудь под суховей,
Босой пошел на юг по зову
Судьбы скитальческой своей"

Ты, конечно, соразмеряя, можешь взять одну строку, но у тебя перед глазами все стихотворение... И, возможно, не случайно возникает "пудовый кулак", если припомнить "каменных баб".
А в финальных трех строфах Тарковский пишет, говоря о Сковороде:

"Пред ним прельстительные сети
Меняли тщетно цвет на цвет.
А я любил ячейки эти,
Мне и теперь свободы нет.

Не надивуюсь я величью
Счастливых помыслов его.
Но подари мне песню птичью
И степь - не знаю для чего.

Не для того ли, чтоб оттуда
В свой час при свете поздних звезд,
Благословив земное чудо,
Вернуться на родной погост.
1976"

И ровно так, продолжая линию, ты пишешь это стихотворение. Если вспомнить то, что Тарковский берет из автоэпитафии Сковороды, и сам завершает свое произведение "погостом", у тебя нет иного решения, чем говорить на эту не вовсе приятную тему. Но у поэзии их всего две - жизнь и смерть.
Мне, при чтении, стало очень интересно, как ты это сделаешь? И ты сделал точно. Населил мир рыбами, зверятами, отдал им его с землей и небесами. То есть дал и "древний календарь", и то, о чем всегда писали поэты - о вечности жизни, даже после нашего ухода.
Но самое главное. Ты вернулся даже не к Тарковскому, а к той фразе Сковороды о том, что мир его ловил, но не поймал. Как тебя те девы не поймали))
"А степь травой качала чалой
И мне шептала горячо:
"Никак нельзя начать сначала
То, что не прожито ещё!
Но будет - боли и позора
Пора, и страха, и стыда..."
Вот оно и есть. Знание о страхе сетей, о неволе и свободе...

_______Стихотворения вполне достойные, иногда более чем:

Андрей Мартынов Слово «эники беники ели вареники» http://www.stihi.ru/rec.html?2014/09/12/2576

Текст - "список". Это литературный способ, который редко анализируется. Списков много у Гомера, их масса в Библии - и родословных и прочих. Список, при внешней простоте, один из сложнейших приемов - его очень трудно править, в нем много подсознательного, а здесь есть и общая нить. Можно собрать список из номеров телефонов, и это не будет чепухой, если их интуитивно отбирает человек талантливый, возникнет перекличка цифр, некая ритмика... Можно сделать еще шаг и сказать - собрания стихов в некие цепочки тоже нечто сходное со списком. Как автор размещает стихи в подборке, если не писал нарочно цикл? Не очень он думает, больше интуитивно, автор уверен в расстановке, если ощущает гармонию... Этот толковый текст - список, объединенный поэтическим сюжетом, а формы взяты раешные, и вот - это же в хорошем смысле балаган, скоморохи говорят по фразе... а публика глазеет и дивится. )) Такой уж вид писания - список, тяготеет к драматургии...

Сибирский Волк «Пробелы» http://www.stihi.ru/2014/09/03/7086 

Виктор Коврижных 2 «Предзимье» http://www.stihi.ru/rec.html?2014/09/11/2346
Соединение привычного, принятого, домашнего, в некотором роде жанровой зарисовки с зарезанием живого существа и составляет достоинство этого удачного стихотворения.

_______ Стихотворения примечательные

Сергей Богомолов Цикл стихотворений (не совсем еще сложился, а так выше его ставил бы) http://www.stihi.ru/rec.html?2014/09/20/872

Ирина Рыпка «Башмачок» http://www.stihi.ru/rec.html?2014/09/15/10151
Вызывает улыбку. Иронично, светло...
На мужской взгляд множество девиц и особенно на выданье - с клешнями. Вцепится - не оторвать)) Я даже подозреваю - барышня была рак, что бедного греку цап за руку! ))

Тамара Барышева «Пятнашки» http://www.stihi.ru/rec.html?2014/09/11/2104
Сейчас очень много сюжетной поэзии. Здесь всякие причины, в частности нынешняя плотность текста, она позволяет разместить сюжет "в теле" поэтического текста. Я убежден - перед нами новая, огромная земля поэзии, идти по которой сложно и почетно.
Рассказ и стихотворение похожи. Например, финал очень важен и там, и там. Да и "способ существования" сходный - сборник стихотворений, сборник рассказов. Рассказ не роман, в романе важно начало, а финала может и не оказаться, как у Кафки, роман может остаться незавершенным. Но все ли стихотворения сюжетны? Далеко не все. И в них, впрочем, есть сюжет, но иной, эмоциональный. Связанный с развитием эмоционального ряда. Рассказ часто дает ощущение поэтичности, его просто представить себе стихотворением. Разве не отличное стихотворение могло бы выйти: Он покупает ей гребни, продав часы, а она остригает и продает свои волосы, чтобы купить ему дорогую цепочку для часов? И все выясняется в последних строках. Оба подарка не нужны, "кто остался на трубе"? Любовь... Но я же говорю о классическом рассказе с неожиданным, "переворачивающим" финалом, о "Дары волхвов"...
Возросшая плотность поэтического текста позволяет широко использовать и прозаические приемы. Только поэтому, метафорически, я ее обозвал "новыми землями". Разумеется, ничто не ново под Луной. )) Библейские тексты, к примеру, часто так и устроены...

Юлия Долгановских «Марья варит варенье» http://www.stihi.ru/rec.html?2014/09/11/2334
Помогло улыбнуться, вспомнить лето, нечто напрочь забытое... и захотелось варенья. ))

***

Всего поступило 32 текста. Я сказал о 12-ти. Это существенный результат, 37,5 %.

Добра и удач всем!

..................................

АЮНА АЮНА

Итоги ревью

Если пришло время восхищаться, то я восхищусь ;). Не так давно я судила вместе с Марком Шехтманом на ТМ и помню, как мучилась, выбирая стих года. Там были хорошие сильные стихи, но хотелось не просто выбрать лучшие стихи, а найти что-то для себя лично. 0чень хотелось, чтобы стих года совпал с моим пониманием лучшего стиха. Но не сложилось. Все-таки конкурс это- конкурс. А здесь не конкурс и поэтому допустимо, что угодно и это меня очень радует. И здесь, на этом ревью, было много действительно отличных стихов.

http://www.stihi.ru/2014/09/09/1455
 * * *
Порезанный на длинный дождь Орфей
 спускается обратно, понимая,
что одиночество нигде не настаёт,
что он живёт, себя не разливая

 когда еще и мир неразделим
 и неразмечена до тьмы архитектура,
и дно, что меж рогов холма горит
 напоминает воды те, что утром

 по маякам разметит инженер
 чтоб их замолвить в численник столетья,
порезавшись о бритвы этих вод,
те, из которых сделан он, бессмертье

 своё предчувствует, как наказанье, он
 и видит пчёл, что свили сон из стужи
 его, и проливной козлиный стон
 стоит [как столб огня] всегда снаружи…

Но если он внутри – то эхо, что
 блуждает в сотах, лепленных из жажды,
которой он – как время – растворён
 хоть будущего нет, куда однажды

 он взглянет из своей пустыни, из
 пути, который не приводит к воле,
где дождь прекрасный, как лицо, лежит
 и звук его насквозь, как кедры, колет.
 (09/09/14)
Сибирский Волк

Саша, это прорыв ;). Но, безусловно, такому гениальному стиху нужен читатель, восприимчивый и заинтересованный. Меня поразила в этом тексте способность автора сказать одновременно о целом и части, быть внутри и снаружи одновременно. И где-то на границе этого целого и части, на стыке этого внутри и снаружи и кроется эта правда, эта прекрасная истина, которую и словами выразить невозможно, а возможно только воссоздать в своем сознании эти образы. И где-то там, в сознании, почувствовать этот звук золотой и серебряный, разделенный на струи и целый, почувствовать этот огонь и эту стужу. Я в восхищении, действительно.

Раздвоения

Я различаю чьи-то голоса,
перебирая жухлые страницы.
Вспугнула «жэнь» жужжащая оса,
и в царстве знаков оживают лица.

Ночные бражники приобрели полёт,
и между небом и его мирами
 заколосился обожжённый лёд,
заговорив цветами умираний.

И Протяжённость обретает смысл,
делимая, пересекает судьбы
 и пневму, и обугленную мысль,
и будет жить, когда её не будет,
изображая кровь небытия
 на серебре невидимых сечений.

Так распадается моё второе я
на веды-векторы неведомых значений.

http://stihi.ru/2010/06/26/7184
http://stihi.ru/2010/06/26/7125
http://stihi.ru/2010/07/28/3040
http://stihi.ru/2010/06/26/5162
http://stihi.ru/2010/06/25/6610
http://stihi.ru/2010/07/05/3483
http://stihi.ru/2010/06/25/6577
http://stihi.ru/2010/07/29/3393
http://stihi.ru/2010/06/25/6543
http://stihi.ru/2010/07/31/3373

Виктор Фишкин Превращения.

Виктор, великолепный цикл Вы создали. Ничего о нем не напишу просто потому, что не могу и не хочу суетливо его обсуждать. Читайте медленно!!!!!!!!!!!


 ________ Простые вещи __________ Черного Георга.

Она, наверное, любила нас обоих.

Я приезжал к ним на week-end'ы. Он с ней жил.
Мне не хотелось причинять ей лишней боли.
Он даже в мыслях был плохой эпатажист.
Так продолжалось восемь лет. Мы все привыкли
 И были счастливы, – по-своему. И мне
 Всё реже думалось о том, чтоб тайно выкрасть
 И увезти её в страну, где тает снег
 Не в феврале, а только к середине мая...
Она смеялась и, меня поцеловав,
Садилась завтракать. Она не понимала,
Что иногда молчанье – больше, чем слова.

В тот день она мне позвонила на работу,
Сказав, что может не вернуться – из-за виз.
Но жребий пал... и оказался самолётом,
Где вряд ли кто-нибудь желал её любви.
Мне, говоря по правде, совершенно по хрен
 За что боролись те, чьи юные тела
 Отряд спецназовцев раскрасил, щедро, охрой.
Мне лишь чудовищно, что там о н а была.

Я к ним приехал, как всегда, в конце недели.
Был зимний вечер, и закат давно потух...
Мы с ним стояли и глядели, как редеет
 Поток машин на старом В;ксхоллском мосту.
Иногда события, происходящие с нами, кажутся постороннему человеку простыми, но для нас они сложны. Поневоле задумываешься о том, сколько событий отодвинутых нами на задний план всё еще хранятся в нашем сердце. Этот стих создает какое-то особое настроение, позволяющее погрузится глубоко внутрь себя и заново пережить что-то свое тайное и ценное, пусть даже будет больно. Погружайтесь, это иногда нужно.

Спасибо автору ;)


http://www.stihi.ru/2011/04/24/2676
ПРЕДЗИМЬЕ

А в деревне опять молодая зима
правит праздником, жизнью и волей.
Нынче колют свиней и встречает с холма
 тёрпкий запах дымов и подворий.

Словно время моё покатилось назад
вдоль румяных домов и заплотов.
Под навесами лампы пальные гудят,
как заоблачный гул самолётов.

...Завалили свинью на приземистый стол,
дикий вопль заметался под крышей,
узкий нож безошибочно сердце нашёл,
дух с дымящимся лезвием вышел.

Дым палёной щетины синеет в щелях,
дышит инеем сумрак оконца.
Кровь очнётся и вспомнит себя в именах
озарённых языческим солнцем.

Гулко цепи звенят и скрипят воротА;
чует мясо собака утробой:
дрожь истомы - волной от ушей до хвоста,
и язык, словно пламя озноба!

Ритуально хозяин сдирает нагар -
точность рук и наследственный опыт.
Из распахнутой туши - клубящийся пар
и Велеса оттаявший ропот.

Шёпот жёлтых страниц - у хозяйки слова,
ей хозяин ответствует хмуро.
Смотрит в небо из снега свиньи голова
сквозь глаза деревянного Чура.

Тёмный смысл совпадает со всей суетой.
В доме жарко натоплена печка...
Вот и мясо на крючьях висит в кладовой
и янтарная желчь над крылечком.

Свежина на столе! Тёртой редьки куржак,
млеют грузди под шапкой сметаны.
В запотевшей бутыли мерцает первак
и гремят нетерпеньем стаканы!

За здоровье хозяев, достаток, уют,
чтобы рожь не сгубили морозы!..
И старинную песню по-русски споют,
утирая украдкою слёзы...

Виктор Коврижных

Еще один прекрасный стих. Зримый, синестетичный. Это именно тот реализм, именно та высокая степень достоверности, которая обеспечивает глубинное понимание сути вещей предметов и отражает связь человека с миром, окружающим его.
0 стихах Сары, Тейта Эша, Яна написал Миша, и я полностью разделяю его мнение. И это стихотворения высокого класса. 0 каждом из которых можно писать долго и подробно и интересно, но я не буду отнимать хлеб у монстров критической мысли ;)

Не могу не отметить и цикл Сергея Богомолова. Сережа, мне очень понравилось.
Всем огромное спасибо.
 
Ваша безответственная Аюна
))