Чемпионат Балтии-14 Света Солдатова, Олег Бабинов

Вадим Герман
После свистка 5
    Сегодня я хочу поговорить про две подборки, которые меня на Чемпионате ранили. К ним я возвращаюсь снова и снова, и по одному стихотворению из них я забрал в свой  «золотой фонд» - избранное из избранного. Давайте поговорим подробнее…

СОЛДАТОВА Светлана, Москва (Россия). "Телеграфные строчки".
Первое стихотворение -
«Падай, ты убит»
бледный конь несется сквозь крик и вой,
высекая искры из мостовой –
и смеется всадник,

и копье насквозь пробивает грудь.
на сыром ветру, на чужом пиру
умирать досадно.

если жизнь и смерть отвечают «нет»,
для чего глядеть уходящим вслед?
велика потеря.

никуда не денешься от судьбы.
кто меня любил, кто меня забыл,
кто хотя бы верил?

..строгий ангел сед, бледный конь крылат,
молча хмурят брови чума и глад -
мол, не стой в проходе.

как тебе я стану смотреть в глаза,
если свет и тьма голосуют «за» -
и конвой отходит?

  Начнем даже не с первой строчки, начнем с названия стихотворения. Те, кто постарше, конечно, помнят детские игры во дворах хрущевок – «войнушки», «казаки-разбойники». Главное там было – не «боезапас», не похожесть «вооружения» на настоящее,главное было – внезапно выскочить и громко закричать: «Ты убит». Интересно, кстати, играют ли во что-то подобное дети в цивилизованных, политкорректных странах?...
Война – это продолжение такой «войнушки» - ведь, чтобы не сойти с ума, приходится представлять, что все вокруг – сон, вымысел, некая игра. Иначе это уже убийство - когда «глаза в глаза». Штыковая  атака, конная лава – безумие, после которого уже не отмыться, не вылечиться, не забыть….
Что такое армагеддон? Война света и тьмы, жизни и смерти или – исполнение приговора?
«бледный конь несется сквозь крик и вой,
высекая искры из мостовой –
и смеется всадник

и копье насквозь пробивает грудь…»

 - вот, идет та самая бойня, война, и обезумевший конь блед топчет не противников – да кто ему ровня, чтобы быть противником? – топчет жертвы, людей. Смеется всадник, заходится в сумасшедшем хохоте…
«…на сыром ветру, на чужом пиру
умирать досадно.»
Если воюют те, кто выше, больше, сильнее, почему должны умирать  простые люди?...
«…если жизнь и смерть отвечают «нет»,
для чего глядеть уходящим вслед?
велика потеря.»

Опять люди – пешки в играх богов? И пусть один из них – свет,  а другой – тьма, один, простите,- плюс,  а другой – минус, то во имя чего в бой идут – пехотинцы, те, кто хотят жить, те, кто может умереть, погибнуть? Воюют бессмертные, гибнут, те, кому жизнь подарили на время….
«никуда не денешься от судьбы.
кто меня любил, кто меня забыл,
кто хотя бы верил?»
Судьба – для всех одинакова, и не спасет вера и любовь  Или – спасет?
«..строгий ангел сед, бледный конь крылат,
молча хмурят брови чума и глад -
мол, не стой в проходе.»

Как-то все напоминает разборки двух враждующих бандитских группировок – за право стать «крышей»… А если ты на пути – это твоя печаль…
«…как тебе я стану смотреть в глаза,
если свет и тьма голосуют «за» -
и конвой отходит?»

Как можно верить тому, кто говорит, что он – любовь, что он – свет, когда вдруг оказывается, что этот свет -  только одна из сторон в выяснении  отношений– «кто сильнее, кто круче»? Или – Господь судил и …приговорил??? И  конвой отходит….

Тут бы к месту сказать, что читатель не во всем разделяет позицию автора, и, так сказать, оставляет  себе право иметь собственное мнение…Но это и так очевидно. Но порой, подступает отчаянье и схожие мысли… Говорят, это  большой грех…

Второе стихотворение…
«Жить в эпоху перемен»

И вот никто не помнит прежних дней. Летят по ветру траурные ленты. Когда вокруг готовятся к войне, и танки покидают постаменты,
все говорят - учения идут, не бойся, нам-то нечего бояться,
ну, кроме слома старых декораций да черных вод в царицынском пруду.
Еще не расчехлили пулемет, еще катюши дремлют на границах – но стылый ветер хлещет нас по лицам, скандал, расфренд...
История идет.
Она шагает, приподняв подол, вбивая нас в брусчатку каблуками, и говорит:
ты - будешь братец каин,
ты - будешь авель,
ты - исполнишь долг.
Она идет. А за окном весна, и солнце льется золотом в ладони, и никого снаряды не догонят, а если и догонят – то не нас. Мы будем жить. И я, и ты, и мир. Война застыла в фильмах черно-белых. И что теперь нам остается делать? Должно быть, верить, ждать и быть людьми.
Весна. От новостей эфир дрожит. Я нажимаю «обновить страницу». Пока что все спокойно на границе. Пока что можно быть.
И можно жить.
   Если поверить на минутку, что мы живем не первую жизнь – то, Боже, как мы грешили в жизни прошедшей, чтобы попасть в эпоху перемен! Как в старом грустном анекдоте – «А дустом пробовали?»…. Страшное стихотворение. Страшное, ясное и прозрачное – здесь есть все – и тревожное ожидание, и сумятица в мыслях и чувствах, и трепетная вера – «никого снаряды не догонят, а если и догонят – то не нас…»  Есть и единственный рецепт – «верить, ждать и быть людьми». Кому-то нужны нефть и газ, кому-то – стратегическое положение…Бизнес есть бизнес, ничего личного. Те, кто решает, завтра поговорят по телефону, быть может, пожмут друг другу руки, поделят – кому сколько… Небожители воюют смертными. Настраивают друг на друга, разделяя на сторонников тупого и острого половинок яйца… А если не договорятся… так что же – стрелять друг в друга они не будут. Будут стрелять друг в друга другие…  А пока –
«Весна. От новостей эфир дрожит. Я нажимаю «обновить страницу». Пока что все спокойно на границе. Пока что можно быть.
И можно жить.»…..


Третье стихотворение, заключительное в подборке…

«Аудиенция»

И вот я иду к дракону.
Ну как «иду»...
По лестницам, переходам меня ведут.
Прилично. Чисто. Охрана всегда на «Вы».
И так спокойно, что хочется просто взвыть.

И вот я иду к дракону.
Он бодр и рьян.
Он несомненно избавит нас от цыган
и прочей нечисти. Строгий его мундир
сулит победу и очень недобрый мир.

И вот я иду к дракону.
Ну что сказать?
На обстановку я пялюсь во все глаза
и думаю, как бы вырваться и сбежать,
крича - мол, смерть рептилии от ножа?

Пустить бы его на сумки и сапоги...
Но он так смотрит, что дернуться не моги.
Он прям и строен. В глазах ледяная жуть.
Иду к дракону.
Я все ему расскажу.

Много раз перечитывал «Убить дракона»  Евгения Шварца, Много раз смотрел ( снятый с несколько с другим акцентом!) фильм Марка Захарова… Казалось бы – стихотворение «на тему». Но и здесь ,свой взгляд, свои нюансы…Если Шварц верил, что Ланселот  может удержаться, не стать драконом, если Марк Захаров считал, что спасение героя, чтобы не стать рептилией, гадом – в вечной битве с ним, что Ланселота можно отрезвить пощечиной, что любовь может спасти от превращения,  то здесь, вольно или невольно, показан рыцарь, ставший драконом. К нему можно попасть на прием – и строгая. но спокойная и вежливая охрана не будет заламывать рук (не тот век!), с ним можно поговорить, да, он даже внимательно выслушает и все-все разъяснит…Он бодр, подтянут и спортивен. Возможно, он воспитан на демократических принципах, и горой стоит за народ (свой народ, разумеется!). Который его избрал (даже так, сменяемость у власти – это модно и прилично)…Он спасет, поможет, он  несколько раз предупредит, и лишь потом даст приказ, поднимет в воздух самолеты…Он искренне считает, что его народ – велик, а все прочие – заблуждаются и должны либо стать «его»  народом, либо иметь те же взгляды. Другие, свободные в своем выборе – цыгане, нечисть. И кто будет спорить что они торгуют наркотой, воруют чужих младенцев и приносят их в жертву, говорят на почти непонятном, исковерканном языке, фанатично верят в иного бога и у них (вы не поверите!) отсутствует демократия!  А ведь Ланселот-дракон, несмотря на шкуру рептилии, самый человечный человек. Неважно, как его зовут – он – власть, он обязан, любит, хочет и может заботиться о торжестве «своих»  над чужими. А что же те, которые «свои»? Они могут все понимать, (а могут и принимать), могут проклинать его в кругу единомышленников, могут выходить на митинги и акции протеста – против глобализации, войны, истребления китов и котов…  Но только когда встанут перед НИМ, посмотрят в драконьи глаза… «Да, господин президент»… Или – в крик – «Ваше величество, Вам не говорят, от Вас прячут правду!»….И это не  только наша суконно-исконная вера в доброго царя, наместника Бога на Земле, это всеобщая, человеческая страсть, вера, надежда в великую справедливость. Справедливость власти … Как только вера пропадает, уже не Ходынка, не крестный ход с просьбой, молитвой, обращением «Батюшка, помоги!»; тогда – майдан, кровь, революция. И новый дракон, более жестокий и «прямой». Дракон – власть. Любая власть…И как страшно смотреть в её ледяные глаза…


Вторая, подборка, второй автор, при совершенно отличном голосе и технике, все же очень сильно перекликается с первой; здесь все так же остро и больно, и  - все по-другому…
БАБИНОВ Олег, Москва (Россия). "Drei kleine Nachtmusiken".


«Колыбельная»

 спи любимая спи совсем спи голышом
 на моём плече у вселенной в тебя влюблённой
 кариатиды спят а вон за той колонной
 спят мертвецки пьяные персы и греки – им всё нипочём

 спят матадоры и спят всех мостов быки
 под водой Атлантики спит до поры Атлантида
 ты сегодня держала весь день небо как кариатида
 спи как точка которой нет с другой стороны уставшей строки

 в сонном огне еле слышно гудят поленья
 негой и ленью гружённые спать ушли корабли
 ослабевают коленей переплетенья
 ветер колышет снов разросшихся ковыли

 мы ведь Рим с тобой Вечный Город и даже если нас победит Аттила
 или какой Одоакр мы просто замрём но не на вечность – а так, на лихие века
 и куда бы наша история ни покатила
 ты просто спи пока спи пока спи - пока

 эти варвары не осядут на нашей земле не родят детей не заведут внуков
 не построят вокруг наших терм свой собственный Будапешт
 не придумают свой алфавит из наших с тобою букв
 не научатся спать как мы – без шкур, без одежд
Давайте замрем, спрячемся, заснем? Давайте обнимем любимого человека, обнимем самого дорого, кто у нас есть, перед которым не надо рядиться в одежды и слова, давайте заснем на плече иной вселенной? Она, эта вселенная любит тебя, она доверчиво прижалась к твоему плечу – и, значит, все будет хорошо. Что весь мир, персы и греки – довольно им буйствовать, пусть спят тоже: мы устали держать над ними небо…Пусть спят они, вечные соперники, противники, быки и матадоры…да, о быках – говорят, раньше, в Атлантиду вели мосты из хрусталя, и их поддерживало двенадцать тысяч быков, опор…Тоже – почти кариатиды, тоже – без них никак…Как никак без точки в конце строки. А – в начале? В начале строки точки нет, а была ли она вообще – в Начале? Маленькая точка, с которой все началось?...
Даже огонь, сумасшедший пламенный огонь, пусть притихнет, пожирая время и дрова; пусть поленья спрячутся, покрытые сединой пепла… «негой и ленью гружённые спать ушли корабли» - «в ту гавань, что дремлет на дне океана давно»(с)?  - а почему бы нет? И пусть всем снятся сны – обволакивая, заполняя все, как… трава. Как ковыль…Кажется, только любовь может быть вечной, великой, только любовь может создать вокруг себя мир. Мир или Рим?... Вокруг нашей Ойкумены – варвары;они только и ждут своего времени, чтобы победить, разграбить, захватить сказочную страну, которую мы построили. Да нет, все пустое…Когда-нибудь они научатся быть такими же, когда-нибудь…И  если не они, то их дети, внуки…Когда-нибудь они научатся любить…И тогда можно будет проснуться – вместе с любимою, среди других влюбленных…

Спасибо, Олег, за чудесную, очень красивую притчу со многими намеками и очаровательной игрой слов,…

Но перейдем ко второму стихотворению подборки.

«Арлекин в военное время»

 Арлекин возвращается в комнату на чердаке.
 Ему одинаково жалко гвельфов и гибеллинов.
 Он засыпает мгновенно, растянувшись на тюфяке –
 ни рубахи в заплатах, ни панталон не скинув.

 И снится ему, что он слуга двух господ –
 слева дал втык Император, а справа – Папа.
 И кровь из носа капает в реку По,
 сладкая и забористая, как граппа.

 В сладкой крови тонут слуги и господа,
 конные рыцари, прочие христиане.
 Кровь заливает замки, нивы и города –
 здесь в Ломбардии, здесь в Афгане, здесь на Майдане.

 Арлекин просыпается. В полусне ещё ищет любви
 двух или трёх прекрасных венецианок.
 Но Папа и Цезарь хотят утопить в крови
 его самого и любимых. Он сам – подранок.

 Арлекин просыпается.
 Шасть к окну – и не узнаёт родного Бергамо.
 На улицах снайперы. Штукатурка с потолка осыпается.
 Богородице, спаси меня, мамо!


И снова – сон. Но не тот, сладкий, расслабленный, любовный – здесь сон – кошмар,  да право, сон ли, явь? Здесь «В сладкой крови тонут слуги и господа», здесь «одинаково жалко гвельфов и гибеллинов», и герой, грустный паяц. Арлекин, во сне ли, наяву– «слуга двух господ»; ему предназначены оплеухи от тех и других – «А ты за свободу или за порядок, ты за своих или за своих?»....  «Кровь заливает замки, нивы и города», кровь христиан, кровь братьев, кровь людей…И реки становятся красными от крови, кровь пьянит, и уже все равно – гвельф ты или  гибеллин, правый или левый: ты – виноват. Кровь льется и будет литься, пока те, кто у власти, играют в свои игры, и все мы, даже те, кто на обочине войны – подранки… Герой, ты еще ищешь любви, хочешь, чтобы кошмар сменился любовным забытьем (это так похоже на сон, только слаже), но – в эти сладкие грезы врывается прежний кошмар: его самого, его любимых, ему близких, хотят утопить в крови, в огне…И вот, очнувшись от сна (почти такого, как в первой притче, сна, который длится  века), печальный герой видит, что кошмар сбывается, повторяется, захватывает его мир – как тогда, как всегда…

«Богородице, спаси меня, мамо! »… «переведи меня через майдан…»(с)….


И третье стихотворение, маленький шедевр, на мой вкус…

 * * *

 почитай мне Пушкина перед сном -
 что-нибудь про няню и про кота
 пожалей, что бьётся добро со злом -
 да не добивается никогда

 положи ладонь на больной висок
 обещай любить на краю земли -
 там, где наши жизни ушли в песок,
 прошепчи мне спи и скомандуй пли

«…Забыться и заснуть» (с)…Любовь, война, смерть…Что жизнь? – иллюзия, сон…
И смерть – старшая сестра… « Я ведь только уснул, не усоп..»(с) Знаете, есть в этом стихотворении магия, психоделика – как ни назови,  есть какая-то тайна… Давайте попробуем поговорить о каждой строке…
 «почитай мне Пушкина перед сном» - а слышится: я хочу в детство, хочу не быть взрослым, расскажи мне добрую сказку, пожалуйста… «пожалей, что бьётся добро со злом» - именно «бьется» - один на один, как бились витязи, как бились богатыри в Пушкинских сказках; не «воюет» - война – это кровь и грязь, это окопы, осады,  невозвратные потери. В слове «бьется» - что-то соревновательное, более чистое, что ли… « да не добивается никогда»…изящная двусмысленность – «добиться» - окончательно решить, «добиться» - закончить битву…Нет окончательной победы, всегда будет свет, всегда будет тьма… «положи ладонь на больной висок» - утешь, успокой… «обещай любить на краю земли» - а как же, что мы – без любви…К кому обращается герой, к любимой, к матери? Кто будет любить всегда, на краю и за краем?.... «там, где наши жизни ушли в песок» … Жизни – в песок, как вода…Стоп – жизни в песок, на краю земли? – там, где умирают, уходят?... «прошепчи мне спи и скомандуй пли» Так вот кто женщина, утешающая, заботливая, любящая, как мать и преданная, как любовь? Смерть…Не все ей прятать лицо под капюшоном, не все молча собирать урожай…Смерть – тоже женщина, а женщине свойственно – пожалеть…Даже если потом она даст команду «пли»….

Легкая, чуть грустная тональность, нежная строка. Как прикосновение, как дыхание…быть может, последнего, чуть заметного выдоха… И тем самым – мощное, сильное окончание подборки. Любовь. Война. Смерть.
Спасибо Вам, Олег, за великолепные стихи.


Спасибо всем, кто читал  их вместе со мной. До новой встречи! Ваш – Герман.

Страницы моих сегодняшних собеседников на Стихи Ру:

http://www.stihi.ru/avtor/obabinov

http://www.stihi.ru/avtor/alash