Про отдых в санатории

Ольга Реймова
                Дневник. Заметки обывателя. 1
      
       С 22 августа по 7 сентября я отдыхала в санатории имени Абельмана, что во Владимирской области, в пяти километрах от города Коврова. Интересно, думаю, а кто такой Абельман? Подумала, что он врач коли санаторий носит его имя, а оказывается инженер по профессии, революционер, родился в городе Коврове, где находится этот санаторий.
 
(Про Николая Самуиловича Абельма;на (7 (19) февраля 1887, Ковров — 7 июля 1918, Москва) — российского и советского революционера, участника Октябрьской революции, инженера по профессии, можно прочитать в Википедии).

       Самое лучшее в санатории – это природа, она так хороша, что описать словами невозможно. Берёзы  до самого неба, сосны стройные, высокие и величественные. Река Клязьма пленила своей необыкновенной тишиной и лёгким всплеском воды. Грибы в изобилии: и белый гриб, и подберёзовик, и подосиновик прямо под ногами, собирай, вари, суши. Воздух прозрачен и вкусен. Быть там – одно наслаждение.
       Заезд в этот период был пенсионерский по линии социального обеспечения. Пенсионеры разных возрастов. Были совсем молодые - пенсионеры по инвалидности и были совсем пожилые, за 80 лет и старше. Когда много пожилых собирается в одном месте,  навевает уныние. Вроде как больница. Разговоры у всех про свои болезни, про свою бытовую неустроенность.
        Для настроения проводились разные мероприятия: концерты художественной самодеятельности, оказывается среди пожилых  много желающих выступить: и спеть и станцевать и почитать стихи. Показывали хорошие фильмы. Организовывали экскурсии в разные города: во Владимир, в Ковров, в Иваново за ситцем. 
       Я ни в каких мероприятиях участия не принимала, я гуляла, дышала свежим воздухом, любовалась берёзами, соснами. Территория санатория  находится в хорошем состоянии. Есть чудесная часовенка, красивые скульптуры, есть скульптуры, сохранённые с 30-х годов. И есть там свой «Версаль», там приятно посидеть перед чудесными фонтанчиками на скамейках-качелях, смотреть и думать свои думы.
       Из санатория есть выход к реке Клязьме. Выйдешь из ворот санатория, немного пройдёшь и перед тобой желтое поле, как на картине Шишкина «Рожь», зажмуришься от удовольствия, пройдёшь левее, а там журчит Клязьма. И так хорошо на душе и на сердце.
       Жила я не в главном корпусе, а в трёхэтажном «кубике», расположенном среди берёз и сосен, в отдельной комнате, одна.
       Две мои соседки по блоку, у которых тоже одноместные комнаты, были очень милыми женщинами. Одна из них москвичка чуть моложе меня, а вторая молодая, но уже инвалид. Сама она из Киргизии, а в 1983 году уехала в РСФСР работать на ткацкую фабрику, которую открыли в небольшом городке. Было ей тогда 19 лет.         Казалось, что поехала за счастьем, жила в общежитии. А в 90—ые годы фабрику закрыли, и вернуться в Киргизию уже не могла, да и здесь работы не было. Поехала за счастьем в Москву. Нанялась на работу в уличное кафе, мыла посуду, весь день на ногах, на холоде и почти без отдыха. Заработала себе много болезней.       Рассказала она нам свою историю и в заключении сказала: «Вот и жизнь прошла: Не счастья, не детей, не здоровья». Я слушала её и думала, ничего невозможно предвидеть в нашей жизни, всё обернётся не так как хотелось бы. На прощанье я пожелала ей, чтобы она не думала о том, что не получилось, «живи настоящим и береги своё здоровье».
      Сколько людей, сколько судеб, услышав которые, сердце кровью обливается. И тоска… боль… от того, что не мы в состоянии построить свою судьбу, а кто-то или что-то делает это за нас.

                Дневник. Заметки обывателя. 2

       Жизнь в санатории размеренная. Завтрак-обед-ужин, завтрак-обед-ужин, процедуры (разговоры только об этом) и отход ко сну. Вот тут и нарушается размеренность: кто-то спит и храпит во всю ивановскую, что соседи по палате вынуждены уходить спать на диванчик в коридор, потому что нет сил выносить этот храп, а кто-то уснуть не может и бродит впотьмах.  Между завтраком и обедом – процедуры, процедуры, после обеда кто-то отдыхает, а кто-то идёт во вторую смену на процедуры, а после полдника есть и третья смена процедур. Люди набирают такое количество процедур, как можно больше, в надежде выздороветь от всех своих болячек.
       Более активные после завтрака уезжают на экскурсии в близлежащие города. На полдник не все ходят, в основном те, кто хочет немного набрать  вес.  А вечером кино, концерт и обязательно танцульки. Пенсионеры ещё как любят потанцевать. Выходя из столовой с ужина, тут и там слышно: на дискотеку пойдёшь?
Николай Николаевич всегда ходил на все мероприятия. Ему 80 лет, а он ещё охо-хо! Ночью спит без одеяла, в лучшем случае прикроется простынкой, ему всегда жарко (его сосед рассказывал). Он такой прямой, не согнулся под годами, шагает уверенно. Часто ездит в соседние города посмотреть то да сё и вам расскажет, что видел, что купил. Вообще-то у него постоянное место жительства в доме престарелых, его направили в санаторий отдохнуть и подлечиться. А он всё время говорил:

- Хочу домой, в нашем доме меня все уважают, со мной за руку здоровается и врач, и медсёстры и директор. А здесь я никому не нужен, меня просто не замечают, я здесь никто, а там я Николай Николаевич! Скорее бы домой!

       Один раз потерял свою бейсболку, всем санаторием её искали, объявление сделали, оказывается он её на дискотеке оставил, а женщина, не зная чья эта бейсболка, прибрала и после объявления ему вернула. Радость была неописуемая. Он её спрятал под матрас, чтобы снова не потерять. Чем –то она была ему дорога!
       Ещё один чудак был. Заказывал на обед суп молочный, а когда ему приносили, то он возмущался:
- Зачем вы мне всё время приносите этот белый суп, я его не заказывал!
Тогда ему приносили три супа на выбор, а он кричал: уберите всё, не надо мне вашего супа!
       Удивительно, какое терпение надо было иметь с такими отдыхающими, но никто им не грубил, старались удовлетворить их требования.  А ещё один был неравнодушен к горчице и тайком, озираясь по сторонам,  с собой прихватывал целый тюбик во внутренний карман.
       Самые адекватные  это молодые пенсионеры 55-70 лет. Они ходят в спортивный зал, во время спортивных игр начинают дружить, и даже влюбляются. А влюбляются по-настоящему, серьёзно.  Ходят парочками, за ручку, гуляют в сумерках по берегу реки, любуются закатом и тихой речкой. А с танцплощадки далеко разносится музыка.

                Дневник. Заметки обывателя. 3

       Я не первый год отдыхаю и подлечиваюсь в санатории. Они все разные. Есть комфортные – это южные санатории на берегу Чёрного моря. А санатории средней полосы попроще, победнее и сюда направляют пенсионеров более старшего возраста, после 70 лет, но есть и другие отдыхающие, которые приезжают сюда поправить своё здоровье за свои деньги. В общем публика разношёрстная. В этом году мне не очень хотелось ехать, если бы на море, то с удовольствием, но на море мне не выделили место, предложили Среднюю полосу. Ехать пришлось пять часов на автобусе, это не очень легко. Но обзор в окно был интересным. Столько у нас в России мест свободных, не заселённых и я бы сказала роскошных.  Природа средней полосы мне нравится. Белоствольные берёзы, стройные сосны и стоят они одиноко, вокруг ни души. Небольшие города проезжаем, они отличаются каким-то милым приветливым видом.
       Город Покров чистый уютный и угощает нас своими изумительными пряниками. На обратном пути купила домой такой пряник, очень вкусный. Вот здесь в глубинке я почувствовала русский дух: «Там русский дух… там Русью пахнет!» - так писал наш великий Пушкин и по-другому не скажешь.
       В автобусе я сидела одна, читала книгу Улицкой «Священный мусор» и, когда уставали глаза, и трясло по дороге на кочках, я  смотрела в окно и любовалась российской равниной. И тогда мне пришла мысль, что я никогда бы не смогла жить на чужой земле, в чужом краю. Здесь моё место, это моё! Я люблю тебя, моя Россия! Может это высокопарно я сейчас написала, но чувства были именно такие. И тогда же подумала о тех, кто уехал, кто живёт в чужом краю и пишут про нашу Родину всякие гадости, что немытая, грязная, некультурная. Как можно? Как можно так сказать о том, что я видела, когда проезжала эти великолепные места! И так обидно!
       Обратный путь был долгий. Я уезжала на день раньше в воскресенье, попали в жуткие пробки и вместо пяти часов, ехали или, вернее сказать, ползли восемь часов. Но ощущение счастья, что я живу на этой земле, меня не оставляло.
       Моя дочь встречала меня с букетиком чудных цветов, она всегда встречает меня с цветами и с доброй улыбкой, несмотря на то, что ей пришлось ждать меня почти три часа. Так задержался автобус, но мы с ней были на связи смс-ками. Я ей сообщала, где мы в данный момент едем. Она часто спрашивала: «Мама, как ты себя чувствуешь?» Она ко мне очень внимательна всегда. А я ей писала, что всё нормально, не переживай! Без приключений не обходится ни одно путешествие.