Ход трикстера. Сергей Фаустов. Август-2014

Большой Литературный Клуб
В августовском лонге есть Александра Инина со стихотворением «В небе» (квота главной
редакции):

А в небе
всё не кончаются и не кончаются
птицы.

Стихотворение написано на основе занятий под названием "наблюдение за птицами" («бёрдвотчинг», англ. birdwatching) — любительская орнитология, которая включает наблюдение и изучение птиц невооруженным глазом, либо при помощи бинокля. Помимо визуального наблюдения данная деятельность также вовлекает прослушивание пения птиц, поскольку многие виды птиц бывает легче распознать по издаваемым ими звукам. Сведения, собираемые орнитологами-любителями, могут представлять научную ценность. Так пишет об этом занятии Википедия. Упомянутый стих Александры Ининой говорит о том, что этот вид деятельности неисчерпаем.

Особенно большой интерес описанное занятие представляет также и для тех, кто наряду с бердвотчингом занимается еще и наблюдением за поэтическим творчеством, читает много стихов, например на стихире, это занятие можно было б по аналогии назвать poemwatching. А еще лучше - bird_in_poem_watching - наблюдение на птицами в стихах. Я, например, уже делал такое наблюдение года полтора назад. Меня интересовал вопрос о том, кто оказал большее влияние на русскую поэзию - Эдгар По или Александр Яшин. Место изучения - самый народный поэтический сайт - stihi.ru. Годы - последнее десятилетие (2001 -2012 гг.). Ключевые слова: для А. Яшина - "журавли", для Э. По - "ворон".

Результат для меня оказался неожиданным (см. рис. 1, на котором показана частота упоминания конкретной птицы в стихотворениях на стихире), я был почти уверен, что воздействие Яшина на стихотворческую деятельность русских поэтов с упоминанием журавлей было много больше, чем  американского поэта с его вороном. Оказалось, наоборот!

Журавли в стихах упоминаются реже, чем ворОны, но даже один вОрон упоминается почти так же часто, как журавли и ворОны вместе взятые. А самой главной стихотворной птицей является аист. Интересно, что стрижи и соловьи оказались одинаково часто упоминаемыми, а то, что в этой десятке воробей на последнем месте - вполне ожидаемо, хотя для меня немного обидно. Я не проверял многих других птиц, например, грачей и чибисов, а также стерхов. Оставим на будущее продолжение изучения орнитологического стихотворчества и связанного с ним бердинпоэмвотчинга. Одно можно сказать определенно - "в стихах не кончаются, не кончаются птицы". Поэзия как небо. Если будет воздух и движение, то всегда будут птицы.

Вернемся, однако, к обсуждаемому стихотворению Александры Ининой.
Стихирский текстовый редактор не позволяет обработать текст как следовало бы, а если б мог выравнивать по центру, то стихотворение должно бы выглядеть так, как показано на рис. 2. Двойное повторение "не кончаются" здесь становится совершенно необходимым - это крылья птицы, а первая буква "А" - ее клюв.

Сразу вспоминается А. Вознесенский с его "Чайка - плавки бога" (рис. 3), и вообще вся обширная история о графическом представлении поэтического текста. Об этом есть в инете книга Дарьи Суховей. Она пишет: "Изопы (изобразительная поэзия, СФ) стали широко известными — буквы складывались в иконическое изображение, актуализировавшее содержание текста в целом. Позднее, в развитие тенденции, заданной изопами, Вознесенский придумал видеомы, в которых текстовая составляющая уступала ещё больше позиций изобразительной. Смысл видеома выражается изображением реальных вещей в большей степени, чем словами".

О графическом образе поэзии  писал еще и Ю. Лотман: "Графическая урегулированность служит интересным примером реализации особенности поэтических текстов... Виды графической выразительности в определенном отношении представляют лишь графические адекваты неграфических структурных уровней, в ряде случаев графика в поэзии составляет самостоятельный структурный уровень, который не может быть передан ничем, кроме нее самой". Здесь очень важно - "ничем, кроме нее самой". Можно проследить за тем, как будут меняться смыслы стихотворения, если мы будем вместо слова «птицы» писать названия птиц — журавли, дрозды, ястребы и т. д. Стих сразу может приобретать  разное значение — романтическое, политическое и др.

Так что стихотворение Александры Ининой наряду с формой представления содержательно также своими "оттенками смыслов" (философскими, экологическими...), заслуживающими совершенно серьезного разговора, и эти заметки — только начало его. 

***

А в заключение несколько слов о предыдущем посте в июльском цикле http://www.stihi.ru/2014/08/07/5913.
Как оказалось, алгоритм, которым я оперировал при работе с лонг-листом, вмешался в деятельность экспертов и даже повлиял на кой-какие результаты. Это вызвало несколько сердитых откликов и даже небольшую дискуссию: «А нужен ли нам такой трикстер, который вмешивается в работу экспертов»? Сам этот факт говорит о том, что алгоритм работает правильно. Естественно, я не буду мешать и путать работу литературного клуба, этого и не было в моих планах, в прошлый раз получилось все случайно и независимо от меня. Но что я сделаю со временем - так это вот что. Я разработаю приложение для Андроида, чтобы любой человек, возжелав прочесть хорошие новые стихи, открывает свой смартфон, запускает приложение «The Best of Stihi.ru» и перед ним лучшие стихи, опубликованные, скажем, месяца два-три назад и ранее, и сумевшие набрать хорошие истории рецензий.