Эмбарго и наша нерасторопность

Анатолий Цепин
Из цикла "Масенькие истории большой жизни"   

     Вот и подкралась осень незаметно, но настойчиво, заявляя о приходе своем обильными росами, стелящимися туманами, да грибным изобилием. Этакий период времени, когда день год кормит, и дачный народ запасается продуктами впрок, уже мало надеясь на «забугорные» поставки. Одно дело объявленная государственная продуктовая безопасность и совсем другое – эта же безопасность, но личная. Государство у нас огромное и заселено чиновничьим людом столь обильно, что любые, даже самые благие, решения, требующие согласования в инстанциях, неизбежно и закономерно затягиваются до полного неприятия, или принимаются с таким чудовищным запозданием, что и необходимость их принятия практически отпадает.
 
     Вот и завершается фруктовый сезон, и скоро введенное эмбарго непременно скажется на заполнении прилавков магазинов и на ценах – импортное не ввезли, а родное, выращенное потом и кровью, начинает неумолимо гнить под деревьями, а потом, уже привезенное, и в картонных коробках в городских квартирах. Да и много ли увезешь на своем горбу, спасая от гниения? Вот и мечутся хозяева в попытках спасти хоть что-то выращенное, делясь друг с другом, уговаривают знакомых приехать и увезти, а потом с горьким сердцем выбрасывают уже испорченное на помойку.

     На днях врезалась в сердце такая сценка. Я как раз направлялся за продуктами в дачную лавочку. Далеко впереди по нашей главной улочке медленно брела уже не молодая женщина и что-то несла очень тяжелое, по всей видимости, в большой (литров на двадцать) жестяной банке. Она часто меняла руки, останавливалась на отдых, и потому я ее довольно быстро догнал и обогнал. Обе руки у меня были заняты мешками с мусором, и потому я не предложил свою помощь, лишь отметил для себя, что женщина несла сливы – почти полную жестянку.

     В лавочку была небольшая очередь, и, пока я ожидал, подтянулась и женщина со сливами, разговорились.

     – Куда урожай несете? – спросил кто-то из очереди.

     – Да, вот из соседнего товарищества «Ветеран» несу Юре (Юра – хозяин продуктовой лавочки), может, кому предложит бесплатно. Жалко очень, сливы сладкие пропадают, уже ведро закопала, а второе рука не поднимается. Может, кому нужны, берите.

     Оказалось, однако, что у каждого из очереди свои сливы и свои такие же проблемы, и у Юры места нет для хранения. Правда, предложил он большую пустую картонную коробку. Сливы ссыпали в нее, и каждый убедился, что продукт отменный. Так и осталась коробка со сливами стоять на лавочке в ожидании будущего гипотетического хозяина, и для подкормки очередников. Женщина, освободившись от ноши, вздохнула свободно и собралась уже уходить.

     – А покупать ничего не будете?

     – Нет, я только из-за слив пришла.

     – А, может, Вам яблоки нужны? – обратилась к ней старушка из очереди – у меня все под деревьями завалено, и яблочки коричные, вкусные с тонкой кожицей.

     – Ан, и, правда, яблочек у меня нет, а Вы далеко живете?

     – Да, не очень, в «Дружбе» (это соседнее с нашим «Экологом» товарищество). Если подождете, пойдем вместе, в Ваше ведерко и наберете, а то мне уже тяжело нагибаться.

     Так, немного позже, и ушли вдвоем, как добрые подружки, а мне невольно подумалось, глядя на них, вот у нас три садовых товарищества – сотни четыре дворов не менее, и почти у каждого сад, и такие вот проблемы с урожаем. Население в основном пожилое, и мало у кого есть авто. Вот и пропадают урожаи немалые. А почему бы не приезжать скупщику? За бесценок бы загрузился отменной свежей продукцией к удовольствию и садоводов и покупателей.
 
     Государство могло бы организовать централизованную скупку, сортировку и хранение, и полки бы в магазинах не пустели, и цены бы не кусались, и обошлись бы мы спокойно без нитратного и навощенного импорта несравнимого ни по аромату, ни по вкусу с нашим местным продуктом.

     Вроде бы довольно простое решение проблемы, ан нет! Сколько ни спрашивал, не слышал, чтобы кто-то где-то организовывал такую скупку, а жаль. У меня самого в этом году пропал почти весь урожай смородины, облепиху склевали скворцы с дроздами, до терновника руки не дошли – осыпался весь. А теперь вот богатейший яблочный урожай – столько яблок я в жизни не ел, и столько сока яблочного не пил (пришлось даже шикарную импортную соковыжималку прикупить), и все это капля в море. Вот и сейчас пишу в электричке по дороге в столицу, а на полке над головой две большие сумки с яблоками – дочку побаловать ароматной и сочной Мельбой, но разве все увезешь? А, если и увезешь, то зимой в тепле столичных квартир все непременно пропадет. Что и происходило уже неоднократно.

P.S.
Подъезжаю к Москве, и от увиденного становится еще горше. На всем протяжении пути, там, где к железнодорожным путям примыкают дачные участки, видны выброшенные на свалки кучи яблок. Наша нерасторопность в решении жизненно важных вопросов была и остается нашей головной болью.