Трилеммы гражданского образования социальное служе

Мариям Давлетханова
Тезисы конференции "Гражданское образование",  октябрь 2014 года


Арпентьева (Минигалиева) М.Р.
Калужский государственный университет им.К.Э. Циолковского,  г. Калуга,

 Современное гражданское образование представляет собой сферу, насыщенную многочисленными дилеммами, побуждающими субъекта определиться с выбором: какую позицию занять в многообразии и почти хаосе ценностных ориентаций, социально-политических течений, какую социальную нишу выбрать и каковы будут последствия этих выборов. Одно из наиболее важных измерений гражданского образования связано с выбором между 1) социальным служением, альтруизмом, помощью другим людям, служению обществу в целях его совершенствования и гармонизации, 2) социальной аномией и равнодушным «присутствием» в обществе как реальности, не требующей и не нуждающейся в развитии и преобразовании, и 3) социальным каннибализмом, связанным с потребительской ориентацией в отношении общества и его членов, нацеленностью на получение бесконечных персональных выгод, «голодные игры» с соперниками и подавление слабых. Совершая этот выбор, человек в большей или меньшей степени осознает, что последствия данного выбора окажутся решающими для его жизни, а также жизни его семьи, рода, общества. Вместе с тем, перспективы этих выборов существенно различны: социальное служение обеспечивает человеку, его семье, роду подчас трудное, но более или менее стабильное развитие, совершенствование. Выбор аномии – удовлетворение инстинкта защищенности при стратегическом «угнетении» инстинкта выживания, человек «жертвует» развитием рода и, во многом, семьи в пользу сиюминутного собственного комфорта и успеха. В случае социального каннибализма, пропагандируемого идеологией «голодных игр», под ударом в стратегической перспективе оказываются оба инстинкта – выживания и защищенности. Однако, на внешнем уровне, социальный каннибализм как нормативная стратегия жизнедеятельности правящей «элиты», позволяет достигать  успехов, власти, «административный восторг» и даже псевдотворчества. Как писал Ю.Хабермас (2003) преодоление «диктата необходимости», возможность жить в роскоши как избыточном, ресурсном состоянии, позволяет человечеству развиваться. Однако, «роскошь» выбравших нишу  социального каннибализма «съедает» и так скудный ресурс нравственной, гражданской позиции человека, полностью перекрывая возможности развития не только данного человека, но и его семьи и рода. Истинная «роскошь» возникает в процессе обмена - человеческого взаимодействия – привносящего в жизнь каждого из служащих друг другу новизну, неизвестную и не являющуюся насущной необходимостью как таковой. Дарение как компонент дисурса служения в постмодернисткую эпоху отражает «роскошь» человеческого бытия: в той мере, в какой субъект способен дарить и/или отдавать (добровольно или хотя бы принудительно), разделять с другим, что-то важное, ценное для него, в той мере он обеспечивает себе при внешнем «угнетении»инстинктов выживания и продолжения рода, свое, семьи и рода совершенствование.
 Социальный каннибализм как социальная стратегия противостоит в трилемме модусов гражданского образования социальному служению. Однако, социальная аномия как мир равнодуший, мещанского отрицания чьих-либо нужд и желаний, кроме собственных, как известно, является опорой фашистских режимов и течений. Различие лишь в том, что в фашизме социальный каннибализм не был поставлен как организующая идея отношений человека с обществом – в центр: она существовал «наряду» с остальными идеями, включая «евгенику» как идеологию превосходства, служившую основой решения о рациональности и легитимности подавления и уничтожения других. В социальном каннибализме легитимность не требуется: подавление и уничтожение других есть «смысл в себе», самостоятельная , антигражданская идеология. Аномия является псевдовгражданской идеологией, истинно гражданской является лишь социальное служение. Однако, и социальное служение не является свободным от негативных коннотаций: полагая себя служащим другим, человек выделяет себя из мира людей, общества в целом. Поэтому он рискует уничтожить себя либо в попытках «напрыгаться», решая чужие проблемы вместо самих людей, живы чужой жизнью, либо рискует переместиться в позицию «над обществом», уничтожив себя бессознательным освоением дискурса социального каннибализма, в котором более сильный диктует более слабому – как и зачем ему жить, кто он такой. Общество начинает восприниматься субъектом как сфера удовлетворения его нужд и желаний. И хотя эти нужды и желания носят, по его мнению, характер «служения», они могут выражаться в прямо противоположных моментах. Яркое проявление – взаимодействия социальной работы и органов правозащиты и правоохраны в России и за рубежом. В частности, нашумевшие скандалы по поводы ювенальной юстиции, бесполезные в своей основе «общественные наблюдательные комиссии» и другие внешне существующие как попытки вмешательства общества в механизмы управления им, тенденции и практики. Данные практики не работают именно потому, что большая часть общества находится в состоянии аномии: равнодушия, поощряющего фашизм в его различных проявлениях, а та часть общества, которая выбрала для себя путь управления - вместе с социальным каннибализмом. Футуристические тексты Дж.Оруэлла, Д.Андреева, многочисленные пророчества о формировании общества потребления как общества социальной аномии и каннибализма, еще два-три десятилетия назад казались почти невозможными или, по крайней мере, предотвратимыми. Однако, если проследить как много средств правящая элита почти всех стран, начиная с Америки, построившей свое благополучие на резервациях, то есть концлагерях для коренных жителей, вкладывает в «реформы судебной системы», как много места в данных реформах посвящено постройке аналогичных «резерваций» на Украине, в Молдове, других странах, о которых обывателю-мещанину знать не нужно, если проследить испытания химического оружия (химтрейлов), распылявшегося ранее под видом «удобрений», «гербицидов» и «дезактиваторов», а сейчас совершенно открыто - военными самолетами НАТО, над территориями тех же Украины и Молдовы, в столицах стран НАТО открываются магазины с (пока еще поддельным) «человеческим мясом», то становится понятно: австрийские и германские концлагеря не были случайностью в истории человечества. Их создание связано с определенной идеологией, которую можно назвать идеологией социального каннибализма.
 Препятствий распространению данной идеологии не существует: искушение властью, возможностью роскоши, превосхождения человеком человека и самого себя (бессмертия, неуязвимости, «суперменства») существует в человеке давно. Лишенное нравственных опор гражданское сознание быстро исчезает: человек фокусируется сначала на своей семье, потом – на собственной выгоде, потом – на сиюминутных удовольствиях. Наркотик власти вершить чужие судьбы и уничтожать себе подобных «признанных негодными», то есть не выбравшими нишу социального каннибализма или оказавшихся менее проворными каннибалами, длительное время» обезболивает» существование, переполненное попыткой стать единоличным властителем и жителем мира, которому принадлежат все ресурсы и возможности.
Еще Н.Макиавелли выделил принятые в социально-политическом управлении принципы, однако, он допускал в политике и нечестность, и коварство, и двойные стандарты - во имя благих целей, не считая их нормой. Сейчас его «принципы» внедряются в общественную и личную сферы: людей учат социальному каннибализму: манипулировать и не поддаваться на манипуляции, «быть стервой»(«мертвечиной»), «убирать с дороги конкурентов», «есть» мешающих и подчинять нужных людей, - под видом «повышения собственной конкурентоспособности»». Социальный каннибализм, как и биологический, разобщает людей, делает их одинокими, находящимися в состоянии войны со всем миром, деградирующими. Он включает даже отказ даже от технологического прогресса: совершая выбор между рабом и роботом, представители власти однозначно выбирают раба, жизнь и судьба которого никого не интересуют: он существует только как компонент чужого счастья, комфорта. Эта мораль – допускающая сжечь в рабстве и нищете миллионы тел и судеб ради «роскоши» одной судьбы, - социальный каннибализм, быстро перетекает в биологическое людоедство. Работорговля отменена более 200 лет назад, но сегодня даже официально более 15 миллионов взрослых и детей в мире – рабы: работорговля по прибыльности занимает 3 место после торговли наркотиками и оружием, особенно в Европе: этому способствовал активно поддерживаемый НАТО развал стран «социалистического лагеря», экспансия в них США, привыкшего строить благополучие отдельных граждан своей страны на резервациях и иных формах порабощения граждан. Итоговый выбор на самом деле прост: сотворяющий раба из ближнего - делает рабом себя, служащий ближнему – служит себе, своей свободе и жизни.
 
Авагян В. Убить и обожраться // Ведомости. 2012 - Пятница, 24.08. – С.6
Макиавелли Н. Государь: Сочинения. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во "Фолио", 2001. - 656 с.
Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. – М.: Изд-во «Весь Мир», 2003. – 410 с.