Читая...

Валентина Трахтман
   ЛЬва Гумилёва

Он историк и филолог,
и философ, и биопог,

эрудиция громадна,
ум и дух незаурядны,
стойко выдержал все муки
и оставил след в науке.
 
В ней всё так умно и сложно,
что понять мне невозможно
(ведь, старея, бедный разум
превращается в маразм).

В выводах мудрёных этих -
пафос и высокопарность:
все процессы на планете
двигает ПАССИОНАРНОСТЬ.

Лев и сам пассионарен,
очень уж неординарен.

То, что в силах уловить,
попытаюсь иложить.

... Счёт - от допотопной эры.
Этногенез, биосфера,
тюрки, гунны и хазары,
и китайцы, и татары
Русь во всём благообразии,
фишка важная - Евразия.

Всей наукой утверждается:
каждый этнос зарождается,
расцветает, развивается
полтора тысячелетья
(приблизительно, заметьте),

и - нет вечного на свете -
исчезает на планете.
А причина той кошмарности
в убыли пассионарности.
(меежду строк ловлю секрет:
от евреев _ только вред ...)

воспаленьем полушарий
мне грозит Пассионарий.

Вот какое впечатленье
оставляет это чтенье.


     КОНДРАТЬЕВА

Рассказы перела Кондрагьева
иповесть -  тоже о войне.
Как трудноЮ как легко читать его,
как горько, но и в радость мне...

Так автор добр и  талантлмв,
так зряч, суров и справедлив,
хуле и лести неподатлив
и в каждой мелочи правдив...

По долгу воина, по праву
он без предвзятости взглянул
на нашу бывшую державу.
НА НАШУ СТРАШНУЮ ВОЙНУ.


      Дм. Быкова

Ценители поймут:
я, в чтеньи привереда,
прочла с восторгом труд
литературоведа.

За творческий портрет
Булата Окуджавы
литературовед
заслуживает "браво".

Исследуя предмет
любовно, многогранно,
литературовед
трудился неустанно.

Путь сложный выбирал,
проблемам в книге тесно,
над ними размышлял
умно и интересно.

На RТV канале
когда являлся он,
был добр, и не банален,
и ироничен тон.

Красив,но слишком тучен,
не стар, совсем не сед,
и никогда не скучен
литературовед.

Литературовед -
мне ясно без вопросов -
прозаик . и эстет,
историк и философ;

И близко в основном
мне жизненное кредо,
пронизавшее том
литературоведа.

За вдумчивый талант,
за умную беседу
мерси за фолиант
Литератувоведу.


    * * *

Читаю снова том
литературоведа.
Мечтала я нём
с азартом книгоеда.

Объёмист том, однако.
Литературовед
Борису Пастернаку
свой посвятил сюжет.

Не прост его гарой
как личность, как поэт.
С ним путь прошёл большой
литературовед.

Он справился. Сомненья
в его таланте нет.
Достоин восхищенья
литаратуровед.

Но часто после чтенья
с собой наедине
тревожит ощущенье,
что планка не по мне...


    Филатова

У Филатова стихи
и прозрачны, и легки,
но притом не легковесны,
а умны и глубоки.

Как "Федот-стрелец" смешон,
как искусен и умён!
От меня за эту сказку
низкий автору поклон.

Сквозь искристый юморок
на серьёзное намёк,
кто не вовсе глуп, как пробка,
прочитает между строк.

Автор был актёр, поэт,
и угас во цвете лет.
Как печально мне и горько,
что его уж с нами нет...

Щедрый, он оставил нам
ряд стихов и эпиграмм,
пьес, и зонгов, и пародий,
мудрых песенок для драм.

Всё ж блистательный Федот
среди разных тех работ
по таланту и уменью
пальму первенства несёт.

Этот почерк знаменит.
Зависть белая томит-
хоть одно четверостишье
написать, как Леонид.

Беспредметна эта прыть,
поскромнее нужно быть.
Лишь размер "Стрельца Федота"
я решилась повторить.

Тот же метр, да не тот
получается компот:
Нет филатовского блеска
балагурства и острот.

Что ж, я знала наперёд:
не достичь мне тех высот.
Но стишок неприхотливый
мне простит стрелец-Федот.
      
         28.02.11.
               

       ТЮТЧЕВА

"Мысль изреченная есть ложь":
Четверки слов соединенье.
В каких еще стихах найдешь
Строку такого наполненья?

Душа и ум восхищены:
Как много правды несомненной
И свежести, и глубины
В поэта мысли изреченной:

                1985 г.

          * * *

С какою легкостью слагаю
Стихи по поводу и к случаю,
И как бессильна и слаба я
Сказать в стихах  о том, что мучает,
Сказать раскованно и просто,
Без фальши и расхожих фраз,
И без слезливого юродства,
И без нечаянных прикрас:

"Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?"
И мной любимого поэта
Звала к раздумьям тема эта.
Однако мой кумир сумел
Сказать - так искренне, так много!
Да, существует тот предел,
Но свой у каждого - от Бога.
Мне планка та не по плечу.
Silentium - и я молчу!

                1.03.01

 
       Окуджаву

Окуджава. "Франсуа Вийон. Молитва."
На душе печально и светло.
Слово и мелодия так слитны,
Будто пенье с неба снизошло.

И дивлюсь, и восхищаюсь снова
Редким поэтическим алмазом:
Как он мог так чудно, так рисково
Господа назвать зеленоглазым!


        Искандера

Люблю Фазиля Искандера.
Мне очень нравится Фазиль:
И речи медленной манера,
И сочинений тон и стиль.

Он, языком не материнским
Как ас владеющий поэт,
Стал для меня таким же близким,
Как Пушкин, Тютчев или Фет.

Своим лиризмом, мудрым смехом
Он попадает без промашек
В мой мир души, где рядом Чехов,
И Томас Манн, и Ильф, и Гашек.

Шедевр о кроликах с удавами
Читаю раз, и два, и пять,
Чтоб, упиваясь теми главами,
В них все до донышка понять.

Родные горы у Фазиля -
Неиссякающая тема.
Узнали мы и полюбили
Всех обитателей Чегема.

Они для нас не умирают.
В рассказах все свежо и ново.
А "Козлотур" не уступает
Шедеврам Ильфа и Петрова.

И кто б у власти ни стоял,
Что б Искандер ни написал:
Стихи, рассказы или повесть -
В них правят Честь, Добро и Совесть.

                2005 г.

      Ахмадулину

Над сборником Ахмадулиной

Как непохоже, дивно, смело,
превозмогая немоту,
стихи свои слагает Белла
и дарит белому листу!

Какие чудные неточности
созвучий на концах строки!
И женской слабости, и мощности
исполнены её стихи.
Об Анне, Иосифе, Марине
как удивительны слова!
В них дань величью и святыне,
и гнев, и горечь, и мольба.
 
И о Борисе, о Борисе,
его таланте и судьбе,
с ним соревнуясь в мастерстве,
порой достигнув его выси...

                2009 г.

       Коржавина

 Он знал - страна идёт ко дну
   всё безысходней,
 и он любил свою страну,
   но жить не мог в ней.

 Он толст, и стар, и неуклюж,
   не росл, не статен,
 тусовкам и элите чужд,
   не импозантен,

 в стихах же прост и тонок он,
   и интересен,
 афористичен и умён,
   и прям, и честен.

 Не златоуст он, не эстет,
   не этим славен.
 Он замечательный поэт,
   Наум Коржавин.

                2010 г.

        Юлия Кима

                "Мне нужен собрат по перу -
                делиться последней закруткой,
                и рядом сидеть на пиру,
                и чёкаться шуткой о шутку".

                Ф. Искандер
               
   Перечитала книжку Кима,
   в ней и стишки, и мемуары.
   Когда-то были мной любимы
   его куплеты под гитару.

   Ким вспоминает с ностальгией,
   как в Пярну приезжал с друзьями.
   Из них безмерно дорогие -
   бард Визбор и, конечно, Зяма
   (Не знает лишь дебильный смерд,
   что Зямой назывался Гердт).

   А гениальный друг - Давид.
   (Какой Давид так знаменит?
   - пожалуй, только тот ещё,
   который в мраморе с пращой).

   Самойлов их встречал радушно,
   им не бывало вместе скучно.
   В Пернове становилось шумно,
   и разговорчиво, и умно.

   ... Мысль посетила прихотливо:
   Как славно было б, например,
   когда бы с ними у Залива
   был мой любимец Заходер.

   Чегемец, автор "Козлотура",
   там бы пришёлся ко двору,
   свой штрих привнёс бы в перекуры,
   не оплошал бы на пиру.

   Фазиль грустил в стихах о друге,
   с которым мог бы на досуге
   делить последнюю закрутку
   и шуткой чёкаться о шутку...

   Давно ушли Давид и Гердт,
   стар Искандер и одинок.
   Хочу послать ему привет
   и помещаю в свой стишок.      
   

      И. Бродского

  Смотришь в книгу, чтеца ли слушаешь,
  в рифму строки или без рифм -
  этот почерк ни с чьим не спутаешь,
  Иосиф Бродский неповторим.

  О талантище самородном,
  от которого в горле ком,
  был порыв написать свободным,
  так подвластным ему стихом.

  Но напрасны мои усилья,
  мне от рифм уйти нельзя.
  До отчаянья доводили
  меня эти враги-друзья.

  Я пожизненный раб созвучий,
  в голове от них вечный шум.
  Душу радует он и мучит,
  нагружает усталый ум.

Если б слово найти заветное,
всё отдать за него могла б.
Но слова мельтешат бесцветные,
не властитель я им, а раб.

А властитель - Иосиф Бродский,
о котором взялась сказать
языком сильным, ярким, броским,
да, увы, не смогла опять...


    переписку А. Эфрон
    с Б. Пастернаком

  Девочка с огромными глазами
  развита была не по летам...
  На семью обрушилось цунами,
  обрекая мукам и смертям.

  Не природным был тот катаклизм.
  Царствовал в стране рябой усач.
  В кулаке зажал всю нашу жизнь
  наглый и безжалостный палач.

  ... Что совсем осталась одинокой,
  что казнён обманутый отец,
  мать от безысходности жестокой
  в петле свой ускорила конец -

  обо всём об этом сироте
  через годы лишь пришлось узнать
  из нечастых весточек от тех,
  кто не побоялся ей писать.

  Два ареста, испытанье зоной.
  и последний приговор судей
  к вечной ссылке в край "столь отдалённый"
  без жилья, без денег, без друзей.

  Там жила, все силы напрягая,
  в злой и унизительной нужде ...
  Да, в том самом Туруханском крае,
  сохранившем память о вожде.

  О, поверьте - в старой, той Рассее
  ссыльным политическим жилось
  невпример вольготней и сытнее,
  чем моей бедняге довелось.

  В пятьдесят третьем памятном году
  если б смерть тирана не достала,
  ссыльная в забвении, в аду
  до могилы б так и прозябала ...
 
  Без вины украденные годы
  и здоровье не вернуть обратно.
  Обрела в конце хоть тень свободы
  дочь Марины, Аля, Ариадна ...   


      Мандельштама

  Он может быть преследуем и нищ,
  жить без друзей, без крова и без хлеба,
  изведать боль утрат и пепелищ,
  и горько клясть людей, судьбу и небо,

  и знать при всём при этом взлёты счастья -
  от света и гармонии природы,
  от мощи духа, к тайнам муз причастья,
  от неотъёмной внутренней свободы ...
               
                1984.

       Марию Петровых

    Давно в разрвале отыскала
    стихи Марии Петровых,
    и сразу эта книжка стала
    одной из самых дорогих.

    Природу русскую воспела
    Мария трепетно и зрело,
    в ней находила вдохновенье,
    и утешенье, и спасенье.

    Любила. Страстно, нежно, горько,
    самозабвенно, горделиво ...

    Но вот передо мной подборка
    из сбережённого архива.

    Не зря, не  зря жила Мария
    под властью бдительных подонков,
    если оставила такие
    стихи На память для потомков.

    Но что ж я так ... Ведь ясно было -
    поэт Мария Петровых
    и без тех строчек заслужила
    любовь, признание живых.

    Конечно, это правда. Всё же
    те пожелтевшие листки
    мне так понятны и близки,
    что стали сборника дороже.

    Дпугие рвали и сжигали,
    глаза и уши закрывали,
    чтобы удобней было жить,
    системе преданно служить.

    Потом привыкли объяснять,
    что не дано им было знать,
    что их, как большинство людей,
    влекло величие идей.

    Идеи ... Пафос, ложь и лесть,
    жестокости и фальши смесь...
    Мне, чтоб сказать такому "нет",
    хватало чтения газет.

    Ещё тогда, не много зная
    о преступленьях Супостата,
    я всё же, мучась и скрывая,
    писала дерзкие стишата...

    Мария петровых жила
    в забвеньи, в горестном молчаньи,
    достоинство и честь блюла.
    Не ей писать о покаяньи.
 

        Диккенса

    Недавно,без занятия скучая,
    двухтомник старый с полки я взяла,
    и за три дня, сама неожидая,
    с восторгом, в упоении прочла.

   "Домби и сын"...Забытые страницы,
    из юности нечаянный привет.
    Не буду пересказывать сюжет,
    но тянет впечатленьем поделиться.

    Там чёрствые смягчаются сердца;
    там зло коварно, но не льётся кровь;
    там честность побеждает подлеца;
    там торжествуют верность и любовь.

    О сексе там никто не  говорит,
    нет пошлости, бессмертной и дебильной;
    там даже роковую мисс Эдит
    не называет автор сексапильной.

    Поверхностно, шаблонно я пишу
    о классике. Но главное скажу:
    Три дня я даже "ящик" не включала,
    над Диккенсом душою отдыхала. 


         Последний сонет

    Что для меня в творении поэта
    Источник наслажденья, красота ?
    Не плоских поучений правота,
    Не пафоса разменная монета ...

    А что ? ... И тут приходит немота.
    Раскрыть, понять в скупых строках сонета
    Влечения к поэзии секреты -
    Немыслимая, дерзкая мечта.

    Скажу лишь: нераздельны быть должны
    И смысл, к размышлениям зовущий,
    И магия ритмических созвучий.

    Верлибра не касаюсь глубины,
    Не ведает оков свободный стих.
    Он требует критериев иных.

             19.5.2014