ЛЬва Гумилёва
Он историк и филолог,
и философ, и биопог,
эрудиция громадна,
ум и дух незаурядны,
стойко выдержал все муки
и оставил след в науке.
В ней всё так умно и сложно,
что понять мне невозможно
(ведь, старея, бедный разум
превращается в маразм).
В выводах мудрёных этих -
пафос и высокопарность:
все процессы на планете
двигает ПАССИОНАРНОСТЬ.
Лев и сам пассионарен,
очень уж неординарен.
То, что в силах уловить,
попытаюсь иложить.
... Счёт - от допотопной эры.
Этногенез, биосфера,
тюрки, гунны и хазары,
и китайцы, и татары
Русь во всём благообразии,
фишка важная - Евразия.
Всей наукой утверждается:
каждый этнос зарождается,
расцветает, развивается
полтора тысячелетья
(приблизительно, заметьте),
и - нет вечного на свете -
исчезает на планете.
А причина той кошмарности
в убыли пассионарности.
(меежду строк ловлю секрет:
от евреев _ только вред ...)
воспаленьем полушарий
мне грозит Пассионарий.
Вот какое впечатленье
оставляет это чтенье.
КОНДРАТЬЕВА
Рассказы перела Кондрагьева
иповесть - тоже о войне.
Как трудноЮ как легко читать его,
как горько, но и в радость мне...
Так автор добр и талантлмв,
так зряч, суров и справедлив,
хуле и лести неподатлив
и в каждой мелочи правдив...
По долгу воина, по праву
он без предвзятости взглянул
на нашу бывшую державу.
НА НАШУ СТРАШНУЮ ВОЙНУ.
Дм. Быкова
Ценители поймут:
я, в чтеньи привереда,
прочла с восторгом труд
литературоведа.
За творческий портрет
Булата Окуджавы
литературовед
заслуживает "браво".
Исследуя предмет
любовно, многогранно,
литературовед
трудился неустанно.
Путь сложный выбирал,
проблемам в книге тесно,
над ними размышлял
умно и интересно.
На RТV канале
когда являлся он,
был добр, и не банален,
и ироничен тон.
Красив,но слишком тучен,
не стар, совсем не сед,
и никогда не скучен
литературовед.
Литературовед -
мне ясно без вопросов -
прозаик . и эстет,
историк и философ;
И близко в основном
мне жизненное кредо,
пронизавшее том
литературоведа.
За вдумчивый талант,
за умную беседу
мерси за фолиант
Литератувоведу.
* * *
Читаю снова том
литературоведа.
Мечтала я нём
с азартом книгоеда.
Объёмист том, однако.
Литературовед
Борису Пастернаку
свой посвятил сюжет.
Не прост его гарой
как личность, как поэт.
С ним путь прошёл большой
литературовед.
Он справился. Сомненья
в его таланте нет.
Достоин восхищенья
литаратуровед.
Но часто после чтенья
с собой наедине
тревожит ощущенье,
что планка не по мне...
Филатова
У Филатова стихи
и прозрачны, и легки,
но притом не легковесны,
а умны и глубоки.
Как "Федот-стрелец" смешон,
как искусен и умён!
От меня за эту сказку
низкий автору поклон.
Сквозь искристый юморок
на серьёзное намёк,
кто не вовсе глуп, как пробка,
прочитает между строк.
Автор был актёр, поэт,
и угас во цвете лет.
Как печально мне и горько,
что его уж с нами нет...
Щедрый, он оставил нам
ряд стихов и эпиграмм,
пьес, и зонгов, и пародий,
мудрых песенок для драм.
Всё ж блистательный Федот
среди разных тех работ
по таланту и уменью
пальму первенства несёт.
Этот почерк знаменит.
Зависть белая томит-
хоть одно четверостишье
написать, как Леонид.
Беспредметна эта прыть,
поскромнее нужно быть.
Лишь размер "Стрельца Федота"
я решилась повторить.
Тот же метр, да не тот
получается компот:
Нет филатовского блеска
балагурства и острот.
Что ж, я знала наперёд:
не достичь мне тех высот.
Но стишок неприхотливый
мне простит стрелец-Федот.
28.02.11.
ТЮТЧЕВА
"Мысль изреченная есть ложь":
Четверки слов соединенье.
В каких еще стихах найдешь
Строку такого наполненья?
Душа и ум восхищены:
Как много правды несомненной
И свежести, и глубины
В поэта мысли изреченной:
1985 г.
* * *
С какою легкостью слагаю
Стихи по поводу и к случаю,
И как бессильна и слаба я
Сказать в стихах о том, что мучает,
Сказать раскованно и просто,
Без фальши и расхожих фраз,
И без слезливого юродства,
И без нечаянных прикрас:
"Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?"
И мной любимого поэта
Звала к раздумьям тема эта.
Однако мой кумир сумел
Сказать - так искренне, так много!
Да, существует тот предел,
Но свой у каждого - от Бога.
Мне планка та не по плечу.
Silentium - и я молчу!
1.03.01
Окуджаву
Окуджава. "Франсуа Вийон. Молитва."
На душе печально и светло.
Слово и мелодия так слитны,
Будто пенье с неба снизошло.
И дивлюсь, и восхищаюсь снова
Редким поэтическим алмазом:
Как он мог так чудно, так рисково
Господа назвать зеленоглазым!
Искандера
Люблю Фазиля Искандера.
Мне очень нравится Фазиль:
И речи медленной манера,
И сочинений тон и стиль.
Он, языком не материнским
Как ас владеющий поэт,
Стал для меня таким же близким,
Как Пушкин, Тютчев или Фет.
Своим лиризмом, мудрым смехом
Он попадает без промашек
В мой мир души, где рядом Чехов,
И Томас Манн, и Ильф, и Гашек.
Шедевр о кроликах с удавами
Читаю раз, и два, и пять,
Чтоб, упиваясь теми главами,
В них все до донышка понять.
Родные горы у Фазиля -
Неиссякающая тема.
Узнали мы и полюбили
Всех обитателей Чегема.
Они для нас не умирают.
В рассказах все свежо и ново.
А "Козлотур" не уступает
Шедеврам Ильфа и Петрова.
И кто б у власти ни стоял,
Что б Искандер ни написал:
Стихи, рассказы или повесть -
В них правят Честь, Добро и Совесть.
2005 г.
Ахмадулину
Над сборником Ахмадулиной
Как непохоже, дивно, смело,
превозмогая немоту,
стихи свои слагает Белла
и дарит белому листу!
Какие чудные неточности
созвучий на концах строки!
И женской слабости, и мощности
исполнены её стихи.
Об Анне, Иосифе, Марине
как удивительны слова!
В них дань величью и святыне,
и гнев, и горечь, и мольба.
И о Борисе, о Борисе,
его таланте и судьбе,
с ним соревнуясь в мастерстве,
порой достигнув его выси...
2009 г.
Коржавина
Он знал - страна идёт ко дну
всё безысходней,
и он любил свою страну,
но жить не мог в ней.
Он толст, и стар, и неуклюж,
не росл, не статен,
тусовкам и элите чужд,
не импозантен,
в стихах же прост и тонок он,
и интересен,
афористичен и умён,
и прям, и честен.
Не златоуст он, не эстет,
не этим славен.
Он замечательный поэт,
Наум Коржавин.
2010 г.
Юлия Кима
"Мне нужен собрат по перу -
делиться последней закруткой,
и рядом сидеть на пиру,
и чёкаться шуткой о шутку".
Ф. Искандер
Перечитала книжку Кима,
в ней и стишки, и мемуары.
Когда-то были мной любимы
его куплеты под гитару.
Ким вспоминает с ностальгией,
как в Пярну приезжал с друзьями.
Из них безмерно дорогие -
бард Визбор и, конечно, Зяма
(Не знает лишь дебильный смерд,
что Зямой назывался Гердт).
А гениальный друг - Давид.
(Какой Давид так знаменит?
- пожалуй, только тот ещё,
который в мраморе с пращой).
Самойлов их встречал радушно,
им не бывало вместе скучно.
В Пернове становилось шумно,
и разговорчиво, и умно.
... Мысль посетила прихотливо:
Как славно было б, например,
когда бы с ними у Залива
был мой любимец Заходер.
Чегемец, автор "Козлотура",
там бы пришёлся ко двору,
свой штрих привнёс бы в перекуры,
не оплошал бы на пиру.
Фазиль грустил в стихах о друге,
с которым мог бы на досуге
делить последнюю закрутку
и шуткой чёкаться о шутку...
Давно ушли Давид и Гердт,
стар Искандер и одинок.
Хочу послать ему привет
и помещаю в свой стишок.
И. Бродского
Смотришь в книгу, чтеца ли слушаешь,
в рифму строки или без рифм -
этот почерк ни с чьим не спутаешь,
Иосиф Бродский неповторим.
О талантище самородном,
от которого в горле ком,
был порыв написать свободным,
так подвластным ему стихом.
Но напрасны мои усилья,
мне от рифм уйти нельзя.
До отчаянья доводили
меня эти враги-друзья.
Я пожизненный раб созвучий,
в голове от них вечный шум.
Душу радует он и мучит,
нагружает усталый ум.
Если б слово найти заветное,
всё отдать за него могла б.
Но слова мельтешат бесцветные,
не властитель я им, а раб.
А властитель - Иосиф Бродский,
о котором взялась сказать
языком сильным, ярким, броским,
да, увы, не смогла опять...
переписку А. Эфрон
с Б. Пастернаком
Девочка с огромными глазами
развита была не по летам...
На семью обрушилось цунами,
обрекая мукам и смертям.
Не природным был тот катаклизм.
Царствовал в стране рябой усач.
В кулаке зажал всю нашу жизнь
наглый и безжалостный палач.
... Что совсем осталась одинокой,
что казнён обманутый отец,
мать от безысходности жестокой
в петле свой ускорила конец -
обо всём об этом сироте
через годы лишь пришлось узнать
из нечастых весточек от тех,
кто не побоялся ей писать.
Два ареста, испытанье зоной.
и последний приговор судей
к вечной ссылке в край "столь отдалённый"
без жилья, без денег, без друзей.
Там жила, все силы напрягая,
в злой и унизительной нужде ...
Да, в том самом Туруханском крае,
сохранившем память о вожде.
О, поверьте - в старой, той Рассее
ссыльным политическим жилось
невпример вольготней и сытнее,
чем моей бедняге довелось.
В пятьдесят третьем памятном году
если б смерть тирана не достала,
ссыльная в забвении, в аду
до могилы б так и прозябала ...
Без вины украденные годы
и здоровье не вернуть обратно.
Обрела в конце хоть тень свободы
дочь Марины, Аля, Ариадна ...
Мандельштама
Он может быть преследуем и нищ,
жить без друзей, без крова и без хлеба,
изведать боль утрат и пепелищ,
и горько клясть людей, судьбу и небо,
и знать при всём при этом взлёты счастья -
от света и гармонии природы,
от мощи духа, к тайнам муз причастья,
от неотъёмной внутренней свободы ...
1984.
Марию Петровых
Давно в разрвале отыскала
стихи Марии Петровых,
и сразу эта книжка стала
одной из самых дорогих.
Природу русскую воспела
Мария трепетно и зрело,
в ней находила вдохновенье,
и утешенье, и спасенье.
Любила. Страстно, нежно, горько,
самозабвенно, горделиво ...
Но вот передо мной подборка
из сбережённого архива.
Не зря, не зря жила Мария
под властью бдительных подонков,
если оставила такие
стихи На память для потомков.
Но что ж я так ... Ведь ясно было -
поэт Мария Петровых
и без тех строчек заслужила
любовь, признание живых.
Конечно, это правда. Всё же
те пожелтевшие листки
мне так понятны и близки,
что стали сборника дороже.
Дпугие рвали и сжигали,
глаза и уши закрывали,
чтобы удобней было жить,
системе преданно служить.
Потом привыкли объяснять,
что не дано им было знать,
что их, как большинство людей,
влекло величие идей.
Идеи ... Пафос, ложь и лесть,
жестокости и фальши смесь...
Мне, чтоб сказать такому "нет",
хватало чтения газет.
Ещё тогда, не много зная
о преступленьях Супостата,
я всё же, мучась и скрывая,
писала дерзкие стишата...
Мария петровых жила
в забвеньи, в горестном молчаньи,
достоинство и честь блюла.
Не ей писать о покаяньи.
Диккенса
Недавно,без занятия скучая,
двухтомник старый с полки я взяла,
и за три дня, сама неожидая,
с восторгом, в упоении прочла.
"Домби и сын"...Забытые страницы,
из юности нечаянный привет.
Не буду пересказывать сюжет,
но тянет впечатленьем поделиться.
Там чёрствые смягчаются сердца;
там зло коварно, но не льётся кровь;
там честность побеждает подлеца;
там торжествуют верность и любовь.
О сексе там никто не говорит,
нет пошлости, бессмертной и дебильной;
там даже роковую мисс Эдит
не называет автор сексапильной.
Поверхностно, шаблонно я пишу
о классике. Но главное скажу:
Три дня я даже "ящик" не включала,
над Диккенсом душою отдыхала.
Последний сонет
Что для меня в творении поэта
Источник наслажденья, красота ?
Не плоских поучений правота,
Не пафоса разменная монета ...
А что ? ... И тут приходит немота.
Раскрыть, понять в скупых строках сонета
Влечения к поэзии секреты -
Немыслимая, дерзкая мечта.
Скажу лишь: нераздельны быть должны
И смысл, к размышлениям зовущий,
И магия ритмических созвучий.
Верлибра не касаюсь глубины,
Не ведает оков свободный стих.
Он требует критериев иных.
19.5.2014